Совершенствование ума — как управлять своим мозгом

Не ищите виноватых, ищите средства.

Генри Форд

Эта глава о поиске средств. До сих пор мы говорили о том, как следует менять себя, чтобы изменить свою жизнь, какие состояния воодушевляют вас, а какие оставляют равнодушными. В этой главе вы научитесь изменять свои состояния таким образом, чтобы добиваться желаемого именно тогда, когда это необходимо. Людям иногда не хватает ресурсов, чаще всего им недостает умения ими распорядиться. Сейчас вы будете учиться тому, как владеть ситуацией, получать больше удовольствий от жизни, изменять свои состояния, образ действий и те процессы, которые протекают в вашем организме, причем делать все это за считанные секунды.

Та модель изменений, которую преподаю я, и которая описана в науке НЛП, значительно отличается от той, что используется во многих школах психотерапии. Терапевтический канон, компиляция нескольких избранных школ, стал настолько общеизвестным, что превратился во что-то вроде культового тотема. Большинство психотерапевтов считают, что для того, чтобы изменить свое состояние, человеку необходимо вернуться к глубоко укоренившемуся в нем негативному опыту и испытать его вновь. Суть методики состоит в следующем. Испытывая отрицательный опыт в жизни, люди накапливают его внутри себя как жидкость, до тех пор, пока не останется свободного места. Единственный способ вмешаться в этот процесс, утверждают такие специалисты, пережить эти события заново, переболеть ими, чтобы потом избавиться от них раз и навсегда.

Абсолютно всё в моем собственном опыте убеждает меня в том, что это — один из наименее эффективных способов помочь людям в решении их проблем. Во-первых, когда вы просите человека вернуться в прошлое и пережить ощущение какой-либо ужасной травмы, вы приводите его в самое болезненное и наименее продуктивное состояние, в котором он только может находиться. Если вы ввели кого-то в состояние безысходности, то шансы у этого человека на творческий, активный подход к своим проблемам и возможным результатам значительно снижаются. По существу, такой подход может еще более усугубить неблагоприятную модель поведения. Постоянно вводя человека в неврологические состояния ограниченности и боли, мы упрощаем процесс возврата в эти состояния в будущем. Чем сильнее вы оживляете в сознании негативный опыт, тем больше вероятность его повторения. Может быть, именно поэтому многочисленные традиционные психотерапевтические методы лечения так нескоро дают положительные результаты.

У меня много друзей среди психотерапевтов. Они искренне заботятся о своих больных. Они убеждены, что все, что они делают, приносит страдающим людям пользу. И это действительно так. Традиционное лечение дает результаты. Однако с повестки дня не снимается вопрос: можно ли получить те же самые результаты с меньшей болью для пациента и за более короткий отрезок времени? Ответ будет «да», если мы сможем смоделировать поведение и действия наиболее известных врачей в мире, а это как раз то, что сделали Бэндлер и Грайндер. Действительно, если разобраться в том, как работает мозг, можно стать своим собственным лекарем, своим собственным личным консультантом. Это уже более чем лечение, вы можете эффективно менять свои ощущения, эмоции или поведение, причем практически мгновенно. Достижение более эффективных результатов начинается, по моему убеждению, с создания новой модели самого процесса изменений. Если вы уверены в том, что все ваши проблемы скапливаются внутри вас до тех пор, пока не начнут литься через край, то именно это вы станете ощущать в себе. Вместо того, чтобы думать, что боль накапливается в нас в виде какой-то смертоносной жидкости, я предпочитаю рассматривать нашу нервную деятельность скорее как автоматический проигрыватель пластинок. Все, что действительно случается с человеком, он накапливает в виде опыта, который хранится в нем, как записи или пластинки. Мы храним их в своей памяти, как пластинки хранятся в автоматическом проигрывателе. Каждую из этих «записей» можно воспроизвести в любой момент, если дать мозгу определенный стимул извне, если в нужный момент нажать нужную кнопку.

Поэтому в любой момент мы можем вспомнить прошлый опыт или нажать соответствующие кнопки, которые воспроизведут «песни» счастья и радости, но можем нажать и такие кнопки, которые вызовут боль. Если ваш план лечения предусматривает нажатие кнопок, вызывающих боль снова и снова, вы будете усиливать то самое негативное состояние, которое хотите преодолеть и изменить.

Я думаю, нам надо совсем противоположное. Может быть, нам нужно просто перепрограммировать свой проигрыватель так, чтобы он стал играть совершенно другие мелодии. Представьте себе: вы нажимаете на ту же самую кнопку, но вместо грустных песен звучит радостная, бравурная мелодия. Или можно перезаписать или перепрограммировать пластинку — стереть старые воспоминания и записать новые.

Суть этой идеи состоит в том, что те записи, которые не воспроизводятся, не будут накапливаться и мучить вас. Это было бы абсурдно. И так же легко, как перепрограммировать автоматический проигрыватель, изменить те способы, которыми мы создаем в себе отрицательные чувства и подавляющие нас эмоции. Нам совершенно не обязательно испытывать и повторять свой негативный опыт и боль, чтобы изменить собственное состояние. Все, что нам нужно, это поменять внутреннее представление с негативного на позитивное, причем сделать так, чтобы оно появлялось в мозгу автоматически и давало более эффективные результаты. Нужно перенастроить свои логические схемы на радость и отключить всю ту часть, которая вызывает боль.

НЛП занимается организацией структуры человеческого опыта, а не его содержания. Конечно, с личной точки зрения одни события могут быть для нас гораздо более приятны, чем другие, но нам, по сути, безразлично, что происходит кругом. Что нас действительно интересует — это то, как мы представляем в своем сознании все происходящие события. В чем разница между механизмами создания депрессии и экстаза? Основная разница в том, каким образом мы структурируем свои внутренние представления.

Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме того, чему я сам даю ее посредством моих осознанных мыслей.

Энтони Роббинс

Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Другими словами, мы воспринимаем окружающий мир в форме визуальных, звуковых, кинестетических, вкусовых и обонятельных ощущений. Поэтому весь тот опыт, который мы накапливаем в своем сознании, представлен там через эти органы чувств, в основном посредством трех главных — визуальных, звуковых и кинестетических ощущений.

Эти модальности являются более общими группировками тех способов, посредством которых мы строим свои внутренние представления. Можно рассматривать эти пять органов чувств, или пять систем представления, как составные элементы, из которых мы строим любой свой опыт или любые результаты. Помните, что если кто-то способен добиваться конкретного результата, то этот результат создается конкретными действиями, как умственными, так и физическими. Если вы сможете в точности повторить эти же действия, вы сможете воспроизвести точно такие же результаты, которые получил этот человек. Для того чтобы получить результат, вам нужно знать, какие у него составляющие. А эти самые составляющие всего человеческого опыта берутся из наших пяти органов чувств. Однако простого знания этих компонентов недостаточно. Для получения точных, нужных вам результатов вы должны точно знать, сколько надо каждого компонента. Если вы вложите в дело слишком, много или слишком мало любой конкретной составляющей, вы не сможете получить тот вид и качество» результата, которые вам нужны.

Когда люди хотят что-то изменить в себе, они обычно имеют в виду одно или оба из следующих явлений: то, как они ощущают, то есть свое состояние, и(или) то, как они себя ведут. Например, курильщик часто хочет изменить свои физические и эмоциональные ощущения (состояния), а также свои поведенческие модели, заключающиеся у него в том, что он курит одну сигарету за другой. В главе, посвященной могуществу состояний, мы пояснили, что имеется два способа изменить состояние человека, а следовательно, и его поведение — либо поменять его физиологию, что приведет к перемене ощущений и вида поведения, который из этих ощущений возникает, либо поменять его внутреннее представление. Эта глава повествует о том, как конкретно можно изменить наши представления о явлениях и предметах, так чтобы они стимулировали наши ощущения и вызывали такой тип поведения, который благоприятствует достижению поставленных целей.

Существует два момента, которые мы можем изменить в наших внутренних представлениях. Мы можем изменить то, что мы себе представляем, то есть, например, если мы представляем себе наихудший из возможных сценариев, то можем заменить этот сценарий на любой другой, более благоприятный. Или же мы можем изменить то, как мы представляем что-нибудь. В нашем сознании имеются своего рода клавиши или кнопки, которые включают реакцию нашего мозга на определенные раздражители определенным образом. Например, когда некоторые люди представляют себе что-то как чрезвычайно большое, это их позитивно мотивирует. Другие люди считают, что интонация голоса, с кото-

рой они разговаривают сами с собой, очень влияет на их мотивацию. Обнаружив однажды различные способы представления явлений и вещей и их влияние на нас, мы можем взять управление своим собственным мозгом на себя и представлять эти вещи и явления таким образом, который вдохновлял бы нас, а не ограничивал наши возможности.

Если кто-то получает результаты, которые нам бы хотелось смоделировать, нам нужно больше знать о том, каким образом этот человек представлял что-то в своем воображении и что он говорил себе. Нам нужны более точные инструменты для проникновения в его сознание. Вот где приобретают значение оттенки чувств. Они как точные количества добавочных ингредиентов, необходимых для сотворения результата. Они как самые маленькие и наиболее точные довески — кирпичики, которые завершают формирование всей структуры человеческого опыта. Чтобы понимать и таким образом научиться контролировать визуальный опыт, нам надо как можно больше знать о нем: яркий он или темный, черный или белый, движущийся или неподвижный. Точно так же в случае слуховых представлений мы должны знать, громкие они или тихие, близкие или далекие, звонкие или глухие. Нам необходимо знать, является ли кинестетический опыт мягким или твердым, острым или тупым, гибким или жестким. Ниже я привожу список таких оттенков чувств.

Образы, которыми мы оперируем, имеют еще одну особенность: они могут быть ассоциативными или диссоциативными. Ассоциативный образ — это такой, который ощущается вами, как если бы вы действительно там были. Вы будто видите его своими собственными глазами, видите и слышите именно то, что вы бы действительно видели и слышали, если бы ваше тело было в том месте в то время.

Примерный перечень чувственных элементов

Визуальные

1. Движущиеся или неподвижные

2. Панорамные или в рамке (если в рамке, то какая она)

3. Цветные или черно-белые

4. Яркость

5. Размер изображения (натуральный, уменьшенный или увеличенный)

6. Размер центрального (ключевого) объекта (или объектов)

7. Сами вы «в кадре» или «за кадром»

8. Расстояние от вас до изображения

9. Расстояние от вас до центрального объекта

10. Качество трехмерного (объемного) изображения

11. Насыщенность цвета (или черных тонов и белого цвета)

12. Контрастность

13. Движение (если есть, то в каком темпе: быстро или медленно)

14. Фокусировка (какие детали в фокусе, а какие нет)

15. Фокусировка меняется или нет

16. Угол зрения, под которым вы видите картину

17. Количество изображений (кадров)

18. Местоположение изображения

19. Прочие элементы, если они есть

Слуховые

1. Громкость

2. Модуляция (прерывания, группировки)

3. Ритм (регулярный, нерегулярный)

4. Интонация (отдельные слова выделены, каким образом)

5. Темп

6. Паузы

7. Тональность

8. Тембр (качество, резонанс)

9. Особые качества звучания (торжественно, плавно и т. д.)

10. Звук перемещается в пространстве

11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Кинестетические

1. Температура

2. Текстура (ощущение на ощупь)

3. Вибрация

4. Давление

5. Движение

6. Длительность

7. Постоянные — прерывистые

8. Интенсивность

9. Вес (масса)

10. Плотность

11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Болевые

1. Зуд, раздражение

2. Ожог — переохлаждение

3. Напряжение мышц

41 Острота — приглушенность

5. Давление

6. Продолжительность

7. Прерывистость (например, сердцебиение)

8. Местоположение

9. Прочие элементы, если они есть

Диссоциативный образ — это такой образ, который воспринимается будто не вами, а кем-то другим. Если это ваш собственный диссоциативный образ, то наблюдать его — все равно, что смотреть кинофильм, снятый о вас самих.

Остановитесь на минуту и постарайтесь вспомнить какой-нибудь недавний приятный опыт, и как можно отчетливее. Попробуйте действительно вернуться и углубиться в этот опыт. Вспомните, что вы видели своими собственными глазами: события, образы, цвета, яркость и т. д. Вспомните, что вы слышали, и попробуйте это услышать заново: голоса, звуки и т. д. Почувствуйте, что вы тогда чувствовали: эмоции, температуру и т. д. Испытайте то, что испытывали тогда. А теперь как бы выйдите из собственного тела и ощутите свой выход из ситуации, но отступите в такое место, откуда вы все еще можете наблюдать себя в этом своем опыте. Представьте этот опыт таким образом, будто смотрите фильм с самим собой в главной роли. Какова разница в ваших ощущениях? В каком случае ваши чувства более интенсивны — в первом или во втором? Вот это и есть разница между ассоциативным и диссоциативным образами.

Используя при характеристике оттенков чувств противоположность (ассоциативность — диссоциативность), вы можете радикально изменить свое восприятие жизни. Помните, мы уже уяснили с вами, что любое поведение человека является результатом того состояния, в котором он находится, а его состояния создаются его же внутренними представлениями — теми явлениями и событиями, которые он воображает, словами, которые он себе говорит, и т. д. Точно так же как режиссер может изменить воздействие своего фильма на публику, вы можете управлять тем воздействием, которое ваш жизненный опыт на вас оказывает. Режиссер может изменить угол расположения камеры, громкость и характер музыки, скорость и количество движений, цвет и качество изображения, создавая таким образом то состояние, которое он стремится пробудить у публики. Вы точно так же можете направлять свое сознание, генерировать любое состояние или поведение, которое соответствует достижению самых высоких ваших целей или потребностей.

Позвольте мне показать вам, как это делается. Очень важно, чтобы вы проделали все упражнения, сначала прочитав их, а потом выполнив, прежде чем читать дальше. Может оказаться забавным проделывать эти упражнения в паре. Задавайте вопросы друг другу по очереди и отвечайте на них.

Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили какое-нибудь приятное событие в своей жизни. Оно может быть недавним или давно прошедшим. Для этого просто закройте глаза, расслабьтесь и думайте про то, что произошло тогда. А теперь попытайтесь усилить это изображение, делая его все ярче и ярче. По мере того как изображение становится ярче, следите за изменением вашего состояния. А теперь попробуйте приблизить изображение к себе, увеличивая его. Что происходит, когда вы манипулируете изображением? Меняется интенсивность вашего опыта, не так ли? Для большинства людей увеличение яркости и величины образа, а также приближение его ведет к созданию еще более мощного иболее приятного образа. Усиливается воздействие на вас этого потенциально сильного и приятного внутреннего представления. Оно переводит вас в более радостное, оптимистичное и деятельное состояние.

Все люди имеют доступ к трем своим чувственным системам, ил и системам представления, — визуальной, слуховой и кинестетической. Но разные люди в различной степени полагаются на каждую из этих систем представления. Большинство людей получают доступ к своему мозгу в основном через визуальную сферу представлений. Они реагируют на те образы, которые проносятся в их сознании. Другие воспринимают мир в основном через слух. У третьих более развиты кинестетические ощущения. Такие люди больше реагируют на то, что они слышат или ощущают. Поэтому после того, как вы потренироваться со своими визуальными образами, попробуйте проделать такие же упражнения с другими системами представлений.

Снова вернитесь к тому приятному воспоминанию, с которым вы только что работали. Попробуйте усилить громкость голосов или звуков, которые вы тогда слышали. Придайте им более энергичный ритм, сделайте их более низкими, поменяйте тембр. Сделайте их сильнее и убедительнее. Теперь попробуйте проделать то же самое с кинестетическими оттенками чувств. Сделайте свое воспоминание теплее, мягче и более гладким на ощупь, чем оно было раньше. Что теперь делается с вашими чувствами при воспоминании о прошлом?

Люди отвечают на внешние раздражители не одинаково. Кинестетические раздражители в особенности вызывают разные реакции у разных людей. Большинство из вас, очевидно, заметили, что если делать изображение ярче или крупнее, то оно от этого усиливается. Внутреннее представление становится более интенсивным, более приятным, и, что самое главное, оно переводит вас в более позитивное, более активное состояние. Когда я провожу это упражнение на семинарах со своими слушателями, то каждый раз убеждаюсь в этом, наблюдая за физиологическими проявлениями их состояния: дыхание становится глубже, плечи расправляются, лица расслабляются, при этом тела как бы наливаются новой энергией.

А теперь давайте попробуем проделать то же самое упражнение с отрицательным образом. Вспомните что-нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Теперь возьмите это изображение и добавьте яркости. Приблизьте его к себе, увеличьте. Что происходит в вашем сознании? Большинство людей обнаруживают, что их негативное состояние обостряется. Те отрицательные эмоции, которые они испытывали раньше, становятся еще сильнее. Теперь отодвиньте это изображение на его исходное место. Что происходит, когда вы его делаете все меньше и меньше и все менее и менее ярким? А теперь попробуйте отметить перемены в своих ощущениях. Вы почувствуете, что отрицательные эмоции и чувства утратили свою силу над вами.

Попробуйте проделать это же упражнение с другими органами чувств. Прислушайтесь к своему собственному голосу или к другим голосам, раздающимся в представленном вами неприятном эпизоде. Переключите этот голос на громкий или, как говорят музыканты, форте. Ощутите этот опыт как устойчивый и жесткий. Можно гарантировать, что произойдет то же самое — негативные ощущения усилятся. Но только, пожалуйста, не относитесь к этому эксперименту формально. Я хочу, чтобы вы проделывали эти упражнения со всей серьезностью, сосредоточенно и тщательно следя за тем, какие чувства и оттенки чувств оказывают на вас наибольшее влияние. Возможно, вам понадобится не один раз пройти по этим этапам в своем сознании, наблюдая за тем, как манипулирование образами меняет ваше отношение к ним.

Давайте снова возьмем тот отрицательный образ, с которого мы начали, и попробуем его уменьшить. Следите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изображение. Теперь давайте выведем его из фокуса — сделаем размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, чтобы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обратите внимание на то, что вы услышите, увидите и почувствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.

Проделайте то же самое с вашими слуховыми образами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же самое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы совершаете весь этот процесс? Если вы похожи на большинство людей, то заметите, как образ теряет свою силу—он становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Вы можете взять что-то, что в прошлом причинило вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.

Мне кажется, что вы поняли из этого краткого опыта, насколько мощной технологией вы сейчас владеете. Всего за несколько минут вы смогли сделать свое положительное ощущение более мощным, более продуктивным. Вы так же смогли уменьшить степень влияния на вас сильного отрицательного ощущения. В прошлом вы были в плену результатов своих внутренних представлений. Теперь вы знаете, что вещи ведут себя так, как это нужно вам.

По существу, перед вами открывается два пути. Вы можете дать возможность своему сознанию вести вас по жизни так же, как оно это делало прежде. Вы можете позволить ему высвечивать любой образ, звук или чувство, на который будете реагировать автоматически, как по сигналу, подобно тому, как собаки Павлова реагировали на звонок. Или же вы можете выбрать вариант сознательного управления своим собственным разумом. Вы можете сами устанавливать в себе те кнопки, которые вам нужны. Вы можете расправляться со своим отрицательным опытом и негативными образами, лишая их силы и влияния на вас. Вы можете представлять их себе так, чтобы они не отнимали у вас силы, в таком свете, что они уменьшатся до карманных размеров, и это позволит вам сделать с ними что угодно.

Наверняка вам приходилось испытывать страх перед большой работой или серьезным заданием, которые поначалу казались вам такими сложными, что не хватало духу за них взяться. Однако если представить себе эту работу в виде маленькой картинки, вы сможете изменить свое отношение к ней, начнете сразу же предпринимать соответствующие действия, вместо того чтобы мучиться в сомнениях. Я знаю, что моя рекомендация может показаться до смешного простой, но стоит ее испробовать, и вы сразу же обнаружите, что перемена ваших представлений может привести к изменению вашего понимания этой задачи и таким образом изменить все ваши действия.

Теперь вы уже знаете, что можете брать из прошлого положительный и приятный опыт и усиливать его. Вы можете брать маленькие радости жизни и делать их огромными, делать их ярче в своем представлении, становясь от этого более счастливым и жизнерадостным. В ваших руках средство, способное сделать вашу жизнь более яркой, более радостной, более продуктивной.

Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо; мысль делает это тем или другим.

Уильям Шекспир

Помните, в главе 1 мы размышляли с вами о том, что назвали достоянием королей. Король способен управлять своим королевством. Вашим королевством является ваш мозг. Точно так же как король может управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими представлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превратим в неподвижный кадр, затем уберем из него энергию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испытывая особого огорчения.

Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реальности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у какого-то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на мозги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?

Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры. На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу. Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как негативные аспекты этого опыта переводили вас в непродуктивное состояние. Разве можно подобрать лучшее выражение для описания этого опыта, чем-то, что вы нарушили его пропорции? То есть мы инстинктивно чувствуем, какими мощными являются наши внутренние представления. Помните о том, что мы можем взять наш мозг под контроль; он никогда не должен контролировать нас.

Есть простое упражнение, которое помогает многим. Не оказывались ли вы когда-нибудь в состоянии непрерывного внутреннего диалога? Не попадали ли вы в такую ситуацию, когда, казалось бы, ваш внутренний голос никак не может замолчать? Много раз бывало так, что мозг ведет непрерывные диалоги. Мы спорим о наболевшем или пытаемся использовать старые аргументы для нового выигрыша. Как только такое случится с вами в следующий раз, просто уменьшите звук. Сделайте этот внутренний голос тише, отдалите его и сделайте слабее. Этим многие люди добиваются решения всех проблем. А не ведутся ли в вас такие мысленные диалоги, когда внутренний голос запрещает вам делать что-то, не дает вам развернуться? В таком случае попробуйте сказать себе то же самое с оттенком сексуальности, почти флиртуя: «Ты на это не способен». Как вы чувствуете себя теперь? Не правда ли, ваша мотивация возросла, и вам страстно хочется сделать то, что ваш внутренний голос так упорно считает невозможным. Испытайте это на себе, и вы сразу же

почувствуете разницу.

***

Давайте выполним еще одно упражнение. Вспомните о чем-нибудь из своего прошлого опыта, что вы делали с очень сильной мотивацией. Расслабьтесь и попробуйте создать в себе четкий мысленный образ этого опыта. Теперь мне хотелось бы задать вам несколько вопросов. Выдерживайте паузу и отвечайте на них один за другим. Нет ответов правильных или неправильных. Разные люди просто будут отвечать на эти вопросы по-разному.

Когда вы смотрите на этот образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Он цветной или черно-белый? Он близко от вас или далеко? Он находится слева, справа или по центру? Он вверху, внизу или в центре вашего поля зрения? Является ли он ассоциативным (видите его собственными глазами), или он диссоциативный (вы видите все как бы со стороны)? Имеет ли он четкое обрамление, или вы видите панораму, которая простирается в бесконечную даль? Яркий он или тусклый, светлый или темный? Сфокусирован ли этот образ четко или расплывчат? Проделывая это упражнение, старайтесь отмечать, какие оттенки чувств в вас проявляются сильнее всего, какие имеют над вами большую власть, когда вы сосредоточенно думаете о них.

Теперь пропустите этот эпизод по вашим слуховым и кинестетическим каналам чувств. Когда вы слышите то, что происходит вокруг, слышите ли вы свой собственный голос или голоса других, участвующих в этом событии? Вам слышится диалог или монолог? Звуки, которые вы слышите, громкие или тихие? Обладают ли они богатством интонаций или монотонны? Ритмичны они или беспорядочны? Их ритм быстрый или медленный? Звуки то замолкают, то возникают или вы слышите их постоянно? Что является главным из того, что вы слышите или говорите самому себе? Где располагаются звуки? Откуда они приходят? Каким вы ощущаете образ: жестким или мягким? Он теплый или холодный? Грубый или нежный? Острый или тупой? Жидкий или твердый? Какой частью тела вы это ощущаете? Каков он на вкус: кислый или сладкий?

Поначалу на некоторые из этих вопросов будет очень трудно ответить. Если у вас есть склонность формировать свои внутренние представления в основном кинестетическим способом, вы можете подумать про себя: «У меня не получаются картинки». Однако помните, что это ваше убеждение и, пока вы придерживаетесь его, оно будет верно. По мере того как вы будете лучше узнавать свои чувства, вы начнете учиться улучшать свое восприятие таким методом, который называется «наложение». Суть его в том, что ваш исходный слух, например, будет сначала отбирать все слуховые импульсы, которые содержатся в этом опыте. То есть сначала вы будете запоминать то, что слышали в данный момент. Но как только вы оказались в таком состоянии, вызвав богатое, мощное внутреннее представление, вам будет гораздо легче представить его или в виде визуального кадра, где вы начнете работать над изобразительным рядом своих оттенков чувств, или в виде кинестетического кадра, где вы начнете обрабатывать кинестетические оттенки чувств.

Итак, вы только что видели и пережили опыт структурирования чего-то, вызвавшего в вас в прошлом огромную мотивацию к работе. Теперь я хочу, чтобы вы подумали о чем-то, мотивацию к чему вы бы хотели получить, о чем-то таком, к чему в настоящий момент вы не испытываете никаких особых чувств, никакой особой мотивации что-то сделать. Еще раз сформируйте в себе мысленный образ. Затем ответьте на те же вопросы, обращая внимание на то, чем ваши ответы отличаются от тех, когда вы рассматривали поступок, совершенный вами в прошлом с большой мотивацией. Например, когда вы рассматриваете образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Начиная с этого, пройдите по всем вопросам, адресованным к визуальным оттенкам чувств. А затем ответьте на вопросы, относящиеся к слуховым и кинестетическим оттенкам чувств. Делая это, не забывайте отмечать наиболее сильные чувства, те, которые сильнее всех других влияют на ваше состояние.

Теперь возьмем дело, для выполнения которого у вас была сильная мотивация (назовем его опытом 1), и то, к чему вы хотите получить мотивацию (опыт 2), и рассмотрим оба этих опыта одновременно. Это не так сложно сделать. Представьте себе, что ваш мозг является телевизионным экраном, на котором демонстрируется сразу два изображения, причем вы имеете возможность рассматривать оба этих изображения одновременно. У вас есть различия в оттенках чувств, не так ли? Это можно было предвидеть, поскольку различные представления дают различные типы результатов в нервной системе. Теперь давайте возьмем все, что мы узнали о том, какие виды оттенков чувств мотивируют нас и при каких обстоятельствах, и постепенно перенастроим оттенки чувств с того опыта, где у нас была сильная мотивация, на тот опыт, где мы хотим получить мотивацию (опыт 2), таким образом, чтобы они соответствовали мотивации оттенков чувств опыта 1. Конечно, эти ощущения, будут различны у разных людей, но можно почти с уверенностью утверждать, что образы опыта 1 будут ярче образов опыта 2. Первые будут ближе и четче. Я хочу, чтобы вы сконцентрировались на различиях между ними и манипулировали вторым образом так, чтобы он становился все больше и больше похожим на первый образ. Не забывайте делать то же самое со слуховыми и кинестетическими представлениями. Сделайте это прямо сейчас.

Что вы сейчас чувствуете относительно опыта 2? Повысилась ли ваша мотивация совершить этот поступок? Вы должны это почувствовать, если вам удалось согласовать оттенки чувств опыта 1 с аналогичными из опыта 2 (например, если опыт 1 представлялся вам в виде фильма, а опыт 2 был стоп-кадром, вы должны превратить последний также в фильм), и продолжать этот процесс со всеми визуальными, слуховыми и кинестетическими оттенками чувств. Когда вам удастся найти конкретные спусковые крючки (оттенки чувств), которые заставляют вас перейти в желаемое состояние, вы сможете легко связать эти спусковые механизмы с нежелательными состояниями, чтобы мгновенно выходить из них.

Помните, что сходные внутренние представления будут создавать сходные состояния или чувства, которые, в свою очередь, будут вызывать сходные действия. Кроме того, если вы найдете, что конкретно заставляет вас чувствовать высокую мотивацию, то будете точно знать, что вам нужно делать с любым опытом, чтобы получить из него такую же высокую мотивацию. А находясь в таком продуктивном состоянии, вы сможете побудить себя к принятию эффективных действий.

Важно отметить, что определенные ключевые оттенки чувств оказывают на нас большее воздействие, чем другие. Например, я работал с одним мальчиком, у которого не было мотиваций ходить в школу. Большинство визуальных оттенков чувств, казалось, не могут подвигнуть его на это. Однако когда он говорил самому себе определенные слова определенным тоном, он чувствовал мгновенно необходимую мотивацию идти в школу. Кроме того, когда он чувствовал мотивацию, у него напрягались бицепсы. Однако, когда мотивация отсутствовала или он был зол, у него появлялось напряжение в челюсти и тон его голоса сразу становился другим. Только за счет перемены этих двух оттенков чувств мне удалось почти мгновенно перевести его из состояния огорчения и немотивированности в состояние высокой мотивации. Или другой случай. Одна женщина любила шоколад за мягкость и гладкость его текстуры и не переносила виноград по той причине, что в нем есть косточки, которые хрустят на зубах. Все, что я мог сделать, это заставить ее представить себе, что она медленно ест виноград, осторожно раскусывая каждую виноградинку и ощущая ее текстуру в тот момент, когда она прокатывается у нее во рту. Я также попросил ее говорить то же самое, что она говорила о шоколаде, и таким же тоном. Проделав это, она сразу захотела винограда, с тех пор она ест его с удовольствием.

Занимаясь моделированием человеческого поведения, вы всегда будете интересоваться тем, как другие люди добиваются определенных результатов в умственной или физической деятельности. Например, люди приходят ко мне за советом и говорят: «Я так подавлен». Я не спрашиваю: «Отчего у вас подавленное состояние?», чтобы затем они демонстрировали его мне. Это только усилит их депрессию. Я не хочу знать, почему они в подавленном состоянии; я хочу знать, как в них такое состояние появляется. Вместо этого я спрашиваю у них: «Как вы добиваетесь этого?» Обычно этим вопросом я привожу их в замешательство, потому что человек не всегда понимает, что это он сам совершал определенные действия у себя в мозгу и в физиологии, чтобы прийти в подавленное состояние. Поэтому я спрашиваю: «Если бы я сидел в вашем теле, как бы я пришел к подавленному состоянию? Что мне нужно представлять для этого? Что я должен говорить себе? Как я должен это говорить? Каким тоном?» Именно эти процессы создают определенные умственные и физические действия, которые дают конкретные эмоциональные результаты. Если нам удастся изменить структуру этого процесса, он может стать другим, не приводящим нас в состояние подавленности.

После того как вы узнали, как влиять на события, вы можете начать управлять своим собственным мозгом и создавать в себе такие состояния, которые помогут вам организовать такую жизнь, которую вы хотите и заслуживаете. Пример: каким образом вы приходите в замешательство или становитесь подавленным? Вы берете что-то и делаете из этого невыгодное изображение у себя в голове? Вы продолжаете говорить с собой жалким и печальным голосом? А теперь скажите, как вы приводите себя в состояние восторга, веселья? Для этого вы рисуете в своем воображении яркие картины? Как они двигаются: быстро или медленно? С какой ин

Наши рекомендации