Тема 9. «Экологическая тропа»
Программное содержание. Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.
Материалы. Объекты экологической тропы: дерево, кустарник, травянистые растения. Игрушка Лесовичок. Детские лейки и лопатки. Лопата для взрослого. Саженец яблони. Яблоки.
Связь с другими образовательными областями. Наблюдения в природе. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Одуванчики в траве», «Деревья на нашем участке».
Методика проведения
Занятие рекомендуется проводить на улице.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости снова пришел Лесовичок. Давайте покажем Лесовичку нашу зеленую тропинку, на которой растут разные растения. Лесовичок, если ты отгадаешь загадку, то узнаешь, какое дерево мы тебе хотим показать.
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице — в полоску
Ты узнаешь…
Лесовичок. Березку!
Воспитатель. Правильно, эта загадка о березе. Дети, покажите Лесовичку березку, которая растет около тропинки, и расскажите, чем береза отличается от других деревьев. У березы белый ствол и черные пятнышки. Весной у березы распускаются нежные зеленые листочки и длинненькие сережки. А теперь покажите Лесовичку, где у нас растет сирень. Сирень — это кустарник. В отличие от деревьев, у кустарников не один, а много стволов. Ребята, расскажите Лесовичку об этом растении. У сирени очень красивые ароматные цветы. Сирень украшает нашу зеленую тропинку.
В нашем садочке сирень расцвела.
Всех насекомых туда привлекла.
Очень красиво стало кругом,
Пахнет сиренью и ночью и днем!
Еще на зеленой тропинке есть травянистые растения. Кто может показать их Лесовичку?
Дети показывают Лесовичку травянистые растения.
Воспитатель обращает внимание детей на одуванчики и читает стихотворение З. Александровой:
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
И, как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Воспитатель. Ребята, покажите, как одуванчик стал седой и с ветром улетел — ветер разносит семена одуванчика.
Дети разбегаются в разные стороны и кружатся на месте, изображая семена.
Лесовичок. Как в саду красиво! Весной светит солнце и все растения оживают. А у вас растет яблонька? Нет? Я хочу подарить вам такое дерево. Эта яблонька еще очень маленькая, и поэтому ее называют саженец. Этот саженец нужно посадить в землю. Сегодня я вам расскажу, как это нужно делать.
Лесовичок показывает детям саженец и спрашивает: «Что есть у яблоньки?» (Ствол, ветки и корень.)
Лесовичок. Дерево сажают в землю. Как вы думаете, какая часть дерева должна быть в земле? Конечно, корень. Все растения прячут свои корни в земле. Как вы думаете, почему? Чтобы растение не упало, корни всегда должны быть глубоко в земле. А еще с помощью корня растения питаются. Что нужно сделать для того, чтобы корень был в земле? Нужно сначала выкопать ямку. Глубина ямки должна скрыть весь корень.
Воспитатель. Дети, давайте возьмем лопатки и выкопаем ямку для маленькой яблоньки.
Педагог показывает, как нужно копать ямку. Дети своими лопатками помогают убирать из ямки землю.
Воспитатель. Лесовичок, мы выкопали ямку. Теперь можно сажать дерево?
Лесовичок. Нет, сначала в ямку нужно налить воды, чтобы дерево легче прижилось.
Педагог дает детям лейки, из которых они льют воду в ямку. После этого взрослый аккуратно переносит саженец в землю. Двое ребят держат деревце, чтобы оно стояло ровно. Воспитатель и остальные дети засыпают корень дерева землей. При посадке дерева необходимо обратить внимание детей на то, что следует особенно бережно относиться к корням саженцев.
Лесовичок комментирует действия воспитателя: «Земля должна быть мягкой, но дерево должно стоять крепко. Для этого один ребенок должен аккуратно пройти по земле вокруг дерева, чтобы земля немного уплотнилась. А теперь нужно сделать лунку вокруг дерева, чтобы вода задерживалась и питала корни. Сейчас дерево нужно еще раз полить. Поливать следует под самый корешок».
Воспитатель. Деревце, стой крепко в земле! Пусть тебе будет здесь хорошо! Пусть солнышко согревает лучами твои веточки!
Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Яблонька».
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу.
Солнышко пригреет,
Дунут ветерки,
Опадут, осыплются
Наземь лепестки.
Станет наша яблонька
Проще и бедней,
А потом завяжутся
Яблочки на ней.
И подарит яблонька
Людям за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.
Воспитатель. Деревья растут долго, поэтому нужно бережно относиться к ним. Если наша яблонька приживется, то через несколько лет на ней появятся яблочки. Сегодня Лесовичок принес нам в подарок яблоки со своего дерева и мы их обязательно покушаем, когда вернемся в группу.
Дети благодарят Лесовичка и прощаются с ним.
Наблюдения на прогулках
Осень
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи) | •Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей). •Учить узнавать пернатых по внешнему виду. •Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). •Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. •Формировать эмоциональную отзывчивость. | Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются — они живые. У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – черные, все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Голубь — птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Воробей — бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Подвижная игра «Воробушки и кот». Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. Рассматривание картины «Таня и голуби». |
Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки) | •Формировать желание наблюдать за насекомыми. •Дать представления о насекомых. •Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. •Показать отличительные особенности насекомых. | Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам. Бабочки и жуки могут летать. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становится холодно, насекомые прячутся. | Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью). |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) | •Дать представления о деревьях. •Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки)). •Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. •Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску. •Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). •Знакомить с осенним явлением природы — листопадом. •Учить бережно относиться к растениям. •Учить различать деревья по листьям. •Познакомить с плодами рябины. | Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья — это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков — маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Игра «Мы осенние листочки». Игра «Найди такой же лист».Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист». Изготовление гирлянд из осенних листьев. Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету (по убывающей или возрастающей величине)». Слушание песни «Листопад», муз. Т. Попатенко. Пение песни «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». |
Травянистые растения | •Дать представление о травянистых растениях. •Учить любоваться осенними цветами. •Учить различать высокие и низкие цветущие растения. | Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком — она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др. | Игра «Побежали на травку — убежали с травки». Рисование травки. |
Фрукты (яблоки, груши) | •Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. •Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. •Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши. | Яблоки и груши растут на деревьях. Яблоки и груши созревают в конце лета и осенью. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми. | Лепка фруктов. Игра «Узнай на вкус». Игра с муляжами фруктов. Употребление фруктов в пищу. Наблюдение за сбором фруктов. Сбор фруктов. |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) | •Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. •Формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. •Учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Взрослые убирают урожай на огороде. Морковь и репа растут в земле. Морковь — твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая. Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде. | Наблюдение за сбором урожая с огорода. Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди и назови». Чтение русской народной сказки «Репка». Инсценировка сказки «Репка». |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. | Солнышко греет — на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце. | Игра «Солнышко и дождик». Разучивание потешек про солнышко. |
Ветер | •Показать природное явление – ветер. •Учить определять ветреную погоду. | Дует легкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная — деревья качаются. Дует ветер — вертушки крутятся на ветру. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»). |
Дождь | •Показать, что осенний дождь может быть разным. •Показать простейшие связи между явлениями в природе. | Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое. Идет дождь — появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека —он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов. | Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». |
Небо | •Показать особенности осеннего неба. | Небо в начале осени — голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе — будет дождь или снег. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Тучка». Рисование «Идет дождик». |
Вода | •Дать элементарные представления о свойствах воды. | Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода — прозрачная. Грязная вода — непрозрачная. Стало холодно — вода замерзла, на лужах образовался лед. | Экспериментирование с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка...» |
Песок | •Дать элементарные представления о свойствах песка. | Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Лепка куличиков из песка. Экспериментирование с песком. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие». Лепка из пластилина «Бублики». |
Зима
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири) | •Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. •Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. •Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм. •Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. •Формировать желание помогать птицам в зимний период. •Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. •Формировать желание помогать птицам в зимний период. | Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало — птицы нахохлились. Зимой птицам сложно найти корм. Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На дереве сидят много красивых красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины. На снегу остаются следы птиц. | Подвижная игра «Птички и автомобиль». Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сизари». Дидактическая игра «Найди пару» Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Игра «Голуби и воробьи». |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, рябина) | •Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. •Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. | Зимой клен и береза стоят без листьев. На елке вместо листьев зеленые иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Если дует ветер, снег слетает с деревьев. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. | Рисование «Елочка». Рисование «Деревья на нашем участке». Рисование ветки рябины. Заучивание стихотворения Е. Ильиной «Наша елка» (в сокращении). Подвижная игра «Раз, два, три — к дереву беги…» Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». |
Травянистые растения | •Показать особенности травянистых растений в зимний период. | Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Показать, что солнце светит во все времена года. | Светит солнце, значит день солнечный. Cнег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит — пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши. | |
Небо | •Показать особенности зимнего неба. | Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным. | Рисование «Зимние пейзажи». |
Ветер | •Показать особенности ветреной погоды зимой. | Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра. | Имитация звуков ветра. |
Снег | •Дать представление о свойствах снега. | Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейке и т. д. Намело много снега — образовались сугробы. Снег белый, холодный, легкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке —он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть. | Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»). Экспериментирование со снегом. |
Вода | •Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замерзла — получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед. | Украшение елки цветными льдинками. Экспериментирование с водой. |
Весна
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы) | •Расширять представления о поведении птиц весной. •Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец). •Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д. •Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. •Формировать доброе отношение к миру природы. | Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Птицы греются на солнце. Птицы купаются в лужах. Птицы прыгают по земле и клюют червячков. Птицы вьют гнезда. В домиках—скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики. Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва. | Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». Аппликация «Скворечник». |
Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) | •Закреплять желание наблюдать за насекомыми. •Расширять представления о насекомых. •Продолжать учить различать насекомых. | Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле. Мухи летают. | Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо». |
Червяки | •Показать отличительные особенности червяка. •Продолжать учить беречь природу. | Внешний вид червяка: длинный, похож на веревочку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. | Лепка червячков для цыплят. |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, черемуха, яблоня) | •Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. •Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. •Формировать бережное отношение к природе. | На ветках деревьев появились почки. Из почек распускаются маленькие зеленые листочки. У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы. На березе появились сережки. Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы — молодые деревца. Над цветками растений кружат насекомые. | Рисование деревьев. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». |
Кустарники (сирень, смородина) | •Закреплять представления о кустарниках. •Показать изменения, происходящие с кустарниками в весенний период. •Формировать бережное отношение к природе. | На ветках кустарников появились почки. Красиво цветет сирень. Цветы сирени ароматно пахнут. Весной высаживают саженцы кустарников. Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво. | |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) | •Показать посадку овощей. •Привлекать к посадке лука и гороха. | Семена гороха — горошина. Семена лука — луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. | Употребление овощей в пищу. |
Травянистые растения | •Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. •Показать первые весенние цветы. | На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Одуванчик — травянистое растение. У одуванчика есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета. На месте цветка появляются пушинки — семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны. Появились первоцветы (мать-и-мачеха). Появились всходы на клумбах. | Разучивание стихотворения Е. Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик». |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. •Показать, что весной солнце светит и пригревает землю. | Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю — появились растения и насекомые. Все рады весеннему солнышку. | Игра «Выложи солнышко из палочек». «Закличка солнца», сл. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева. Игра с солнечными зайчиками. |
Небо | •Показать особенности весеннего неба. | Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе — к дождю. После дождя на небе появляется радуга. | Рассказывание потешки «Радуга-дуга». |
Ветер | •Продолжать знакомить с природным явлением — ветром. | Ветер гонит облака по небу. Дует ветер — деревья качаются, вертушки крутятся. | Игра с вертушками и ленточками. |
Дождь | •Показать, что весенний дождь может быть разным. | Идет теплый дождь. Идет холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошел дождь, люди раскрыли зонты. Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля. | Игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождик». |
Снег | •Показать свойства снега весной. | Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает. | Рисование «Сосульки длинные и короткие». |
Вода | •Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. | Экспериментирование с водой. |
Песок | •Продолжать знакомить со свойствами песка. | Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идет дождь — песок мокрый. После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка руки можно легко отряхнуть. | Экспериментирование с песком. |
Лето
Объекты живой природы. Явления неживой природы | Цель и задачи наблюдений | Содержание наблюдений | Связь с различными видами детской деятельности |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Животные | |||
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки) | •Расширять представления о поведении птиц летом. •Продолжать формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец, утка). •Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д. •Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. | Особенности внешнего вида разных птиц. Птицы купаются в лужах, в песке. Птицы кормят своих детенышей (носят корм в клюве).Утки плавают в водоемах. Утка плавает с утятами. Скворцы прыгают по земле и клюют червяков. | Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» и др. |
Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики) | •Закреплять желание наблюдать за насекомыми. •Расширять представления о насекомых. •Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. | Бабочки порхают, жуки летают. У жуков-усачей длинные усы. У жуков твердые крылья. Божья коровка (семиточечная) — красная, с черными пятнышками. Кузнечики трещат в траве. | Закличка «Божья коровка, улети на небо». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. |
Растения | |||
Деревья (ель, клен, береза, черемуха, дуб, яблоня, груша) | •Закреплять представления о деревьях. •Показать изменения, происходящие с деревьями в летний период. •Формировать бережное отношение к природе. | В конце лета на деревьях созревают плоды — яблоки, груши, черемуха. Листья на деревьях разной формы. | Чтение художественных произведений о природе. Сбор плодов. Употребление плодов в пищу. |
Кустарники (малина, смородина) | •Расширять представления о кустарниках. •Показать, что на кустарниках созревают ягоды. | Летом на кустарниках поспевают ягоды — малина, смородина. Ягоду собирают и кушают. | Сбор ягод. Употребление ягод в пищу. |
Овощи (репа, морковь, огурец, помидор) | •Показать, как растут овощи летом. •Показать овощные культуры, которые начинают созревать летом. | Овощи растут на огороде. За ними нужно ухаживать. Овощи в начале лета были маленькие, а за лето выросли. В конце лета многие овощи можно кушать — они созрели. | Дидактическая игра «Узнай на вкус». Употребление свежих овощей в пищу. |
Травянистые растения | •Развивать желание любоваться цветущими травянистыми растениями. •Формировать понятия о травянистых растениях-сорняках. •Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окрасу и запаху. | В огороде пропалывают траву (сорняки), вырывая ее с корнем. На клумбе много красивых растений, они цветут. У всех растений — одуванчика, ромашки, колокольчика — цветы разной формы и цвета. Растения нельзя поливать в солнечную погоду — их можно обжечь. Поливать растения нужно вечером, когда спрячется солнышко. | Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке». |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||
Солнце | •Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. | Светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в трусиках и панамах. Если лето теплое — люди загорают, их кожа темнеет. В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце — можно обгореть. Лучше гулять в тени деревьев и кустарников. | Игра «Выложи солнышко из палочек». Рисование солнышка. |
Небо | •Показать, что летом небо бывает разное. | Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Небо затянуто тучами — значит, будет дождь. На небе сверкает молния, грохочет гром. После дождя появляется радуга. | Заучивание потешки «Радуга-дуга». |
Ветер | •Показать особенности ветреной погоды летом. | Дует теплый ветерок. Дует ветер — качаются ветки и деревья. Дует ветер — шумит листва. Дует сильный ветер — ветки ломаются и падают на землю. Дует сильный ветер — с земли поднимается песок. Дует ветер — в реке и на море образуются большие волны. | Игра с вертушками и ленточками. Рисование деревьев. |
Дождь | •Показать, что летний дождь может быть разным. | Идет теплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. После дождя все деревья, листья, дома — мокрые. Идет дождь — появились лужи. По теплым лужам можно бегать босиком (на природе). | Закличка «Дождик, дождик, пуще…» |
Вода | •Показать свойства воды. | Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Птицы пьют воду из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду. | Игры с водой. |
Песок | •Показать свойства песка. | Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный и чтобы воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Если наступить на влажный песок — останется след. На влажном песке можно рисовать. | Игры с песком — лепка пирожков и печенья с помощью формочек. |
Рекомендуемая литература
Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцева М. М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». — М.: Просвещение, 1991.
Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 2005.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2–4 года). — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010–2012.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика- Синтез, 2006.
Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2–4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.