Тема 7. «Уход за комнатным растением»
Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Материалы. Два комнатных растения (цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не цветет), леечка с длинным носиком, тряпочки для протирания листьев (на каждого ребенка), тазик с водой. Игрушка Незнайка.
Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение трудовых поручений. Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке».
Методика проведения
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе стоят два комнатных растения — цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не цветет. Рядом на стуле сидит Незнайка (игрушка).
Воспитатель говорит детям, что перед ними комнатные растения.
Незнайка. А как называются эти комнатные растения?
Воспитатель. Эти комнатные растения называются кливия.
Предлагает детям аккуратно потрогать листочки кливии. Незнайка трогает листочки вместе с детьми.
Воспитатель. Какие листья у кливии? (Ответы детей.) Листья у кливии гладкие, темно-зеленого цвета; они длинные, похожие на ремешки. У земли листья собраны вместе, а вверху расходятся как птичий хвост.
Незнайка. Листья у этих растений красивые. А вот цветочек только у одного растения, у другого его нет. Почему?
Воспитатель. Правильно, одно растение сейчас цветет, а другое нет. Давайте рассмотрим цветущее растение. Из самой серединки выросла цветочная стрелка, на которой собраны в зонтики цветы. На что похожи эти цветы? Цветок кливии похож на большой колокольчик, он желто-оранжевого цвета. Цветок кливии повернут вверх, к свету. Ребята, какое растение вам понравилось больше и почему? Конечно, растения, которые цветут, нам нравятся больше. Они радуют нас своей красотой. Сейчас весна и одна кливия расцвела. Другая кливия тоже может цвести, если за ней правильно ухаживать.
Незнайка. Я очень хочу чтобы и другое растение расцвело! А что для этого нужно сделать?
Воспитатель. Дети, давайте расскажем Незнайке, что нужно сделать, чтобы растение зацвело. За растениями нужно ухаживать, в первую очередь — поливать их.
Педагог приглашает детей подойти к столу.
Незнайка. Давайте я полью растение, чтобы оно зацвело.
Воспитатель. Нет, Незнайка, нужно не только уметь поливать растения, но и знать, когда их необходимо поливать. Вот посмотри, какого цвета земля у цветущей кливии? Земля темного цвета. А в другом горшке земля такого же цвета? Нет, здесь земля серая. Теперь давайте аккуратно потрогаем землю в горшках и скажем, какая она? Земля сухая. Незнайка, ты понял — когда земля уже полита, то она темная и мокрая. А когда земля сухая, то она более светлая. Как ты думаешь, какое растение нужно полить? Нужно полить растение, у которого нет цветка. Поливать ребята уже умеют, поэтому (называет имя ребенка) возьмет леечку и аккуратно польет сухую землю. Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы земля не разбрызгивалась, и лить воду под корень.
Незнайка. Теперь растение зацветет?
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, может сейчас расцвести эта кливия? (Ответы детей.) Чтобы растения хорошо росло и цвело, нужно протирать листья. Посмотрите, как я буду протирать листья. Я расправляю тряпочку на правой руке, а на левую руку кладу листок кливии и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом я осторожно поверну листок и протру снизу. (В процессе показа воспитатель сопровождает свои действия словами.) Посмотрите, какой листочек стал чистый, блестящий.
Незнайка. А еще нужно протереть цветочек, он тоже станет красивее и ярче!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно протирать цветочек? Цветочек протирать нельзя, он может поломаться.
Педагог предлагает всем детям по очереди аккуратно протереть листья кливии. Следит за действиями ребят и постоянно их комментирует.
Незнайка. А теперь цветок распустится?
Воспитатель. Нет, Незнайка, растение не может так быстро зацвести, ему нужно время. Теперь мы умеем ухаживать за этими растениями, поэтому оставим их в нашей группе. Они будут радовать нас своей красотой, и вскоре наверняка распустится новый цветок.
Незнайка вместе с детьми выбирает место, где будут стоять растения, затем прощается с детьми и уходит.