VI. Закрепление изученного материала Практическая работа

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.) — Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом-определителем «От земли до неба».

Разнообразие растений

Группа растений Корень Стебель Листья Размноже­ние Особенности жиз­недеятельности
Водо­росли          
Мхи          
Папо­ротники          
Хвой­ные          
Цветко­вые          

Ответ.

Группа растений Корень Стебель Листья Размноже­ние Особенности жиз­недеятельности
Водо­росли Нет Нет Нет Спорами Живут в основ­ном в воде
Мхи Нет Есть Есть Спорами Живут в сырых местах, жиз­неспособны, не имеют цветков
Папо­ротники Есть Есть Есть Спорами Живут в сырых местах, жиз­неспособны, не имеют цветков
Хвой­ные Стерж­невая или моч­коватая система Одере­венелый В виде иголок (хвоя) Семена образуются в шишках Почти все отно­сятся к вечнозе­леным
Цветко­вые Стерж­невая или моч­коватая система Травя­нистый или оде­ревене­лый Ли­стовая пласти­на с че­решком Из цветков образуются плоды с се­менами Очень разнооб­разны и много­численны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.

2. Рабочая тетрадь: № 7-8 (с. 31).

Дополнительный материал

Викторина «Кто я такой?»

Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послу­шайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.

У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?

Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут... Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)

2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху ство­лик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю бура­вит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться... А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая... И стоять буду крепко... (Дуб.)

3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха прият­ного нет. А ты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые - опять нас вспомнишь. (Незабудки.)

4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванива­ет. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее на синем небе... Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко... Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, иг круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, и гам — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, иною обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)

5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампа­нии. Об этом повествует старинная легенда.

Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал мигать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)

6. По преданию, я появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лес­ные растения. Особенно меня почитали древние германцы и посвятили меня богине зари. Научное же мое название в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования моего русского названия нет. Однако существует мнение, что оно произо­шло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа). Ты узнал меня? (Ландыш.)

1. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной про­цедуры. Назови мое имя. (Береза.)

8. Известно предание, что самые отважные воины древности — викинги — перед боем выпивали отвар из моих «веток» и корней. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опья­нению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно.

А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)

Наши рекомендации