Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека.

1.Строение нервной системы человека.

2. Индивидуальные особенности психики.

В начале ХХ века произошло стремительное развитие психологии и физиологии. В это время сформировались две науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки изучали органические процессы, происходящие в мозге, которые связаны с управлением телесными реакциями и приобретением организмом нового опыта. Во второй науке ученые в основном исследовали анатомо-физиологические основы психики. Большой вклад в понимание взаимосвязи работы мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением внес И.М. Сеченов. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах И.П.Павлова, открывшего явление условнорефлекторного научения. В наши дни современные психофизиологические теории объясняют научение и поведение в целом (Н.А.Бернштейн, К. Халл, П.К.Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е.Н.Соколов).

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны пути приобретения живыми существами жизненного опыта: импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственные человеку.

Е.Н. Соколов и Ч.А. Измайлов описали концептуальную рефлекторную дугу. В блок-схеме этой дуги они выделили три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную – органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами). Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы – специфические аппараты органов чувств, поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами – нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы. От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. Далее сигнал передается на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

Развитие нейропсихологии и психофизиологии позволило изучать поведение, двигательную активность и другие проявления психики на нейронном уровне. Теория функциональной системы П.К. Анохина показывает взаимосвязь физиологических и психологических процессов и явлений.

Мозг обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость. Много научной информации о генетической детерминации поведения и психологии человека дал близнецовый метод (сравнивали психологию монозиготных и дизиготных близнецов). Этот метод использует психогенетика.

Электрофизиологические исследования мозга человека, проведенные в последнее время, позволили установить важный факт о наследуемости электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека, а также выделить типы ЭЭГ, коррелирующие с элементарными психическими и поведенческими явлениями.

Психика человека представляет собой сложную, целостную систему, основой которой является – нервная система.

Нервная система обеспечивает на физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) внешних стимулов, факторов, внутреннего состояния человека и его практических действий. Она анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы человека и на внешнюю среду. Нервная система состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах ЦНС в свою очередь выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг.

Наружная зона полушарий головного мозга состоит из серого вещества, коры, организованной в слоистую структуру. Площадь поверхности коры головного мозга находится в пределах 1000-1200 см2. Лишь около 1/3 находится на поверхности полушарий, остальное скрыто в глубине многочисленных борозд.

С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга и подкорковых структур, входящих в передний мозг. Со всеми органами и тканями организма ЦНС связана через нервы, выходящие из головного мозга и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, идущие в мозг с периферии, называются афферентными.Эфферентными называются нервные волокна, которые проводят импульсы от центра к периферии.

Центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Они состоят из тела клетки, дендритов, древовидных отростков, отходящих от этого тела, и аксона, удлиненного отростка, соединяющего тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву. Воздействие раздражителя на рецепторы трансформируется нейронами в электрические процессы. Функциональная связь между нейронами осуществляется через синапс, место контактов аксона с дендритами или телом клетки других нейронов. Синапсы могут быть электрическими и химическими. В электрическом синапсе мембраны нервных клеток соприкасаются через специализированный субстрат, улучшающий проведение импульса. В химических синапсах передача сигналов происходит при помощи химического посредника – нейромедиатора. В синапсах обеспечивается избирательное проведение импульсов возбуждения в определенном направлении.

В большинстве своем нейроны являются специализированными, т.е. выполняют специфические функции в работе ЦНС, например, сенсорный нейрон проводит нервные импульсы от рецепторов к ЦНС, двигательный нейрон проводит нервные импульсы от ЦНС к органам движения, нейрон локальной сети проводит нервные импульсы от одного участка ЦНС к другому. Рядом с нейронами обычно находятся клетки глии, служащие обмену веществ в ЦНС, и выполняющие специальные обменные функции капилляры кровеносной системы.

Верхняя часть головного мозга образована большими полушариями, которые покрыты корой, состоящей из нейронов. Ниже полушарий в затылочной части находится мозжечок. К большим полушариям примыкает мозговой ствол (таламус - верхняя часть и гипоталамус - нижняя часть). Мозг покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной, сосудистой. Ткань мозга состоит из серого (скопления нервных клеток) и белого (скопление главным образом отростков нервных клеток) вещества.

Мозг человека состоит из 1012 нервных клеток. Обычная нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток и передает ее сотням и тысячам. Аксоны проводят электрические разряды быстрее (со скоростью до 1,5 м/с) и дальше (до 1,5 м), чем дендриты.

По времени появления отделов коры головного мозга в филогенезе ее подразделяют на новую, старую и древнюю. Старая кора состоит из одного слоя, который полностью отделился от подкорки. Древняя кора имеет один слой нервных клеток, который полностью не отделен от подкорковых структур. Новая кора постепенно увеличивалась и заняла больше места, чем старая и древняя. Обнаружена многослойность нейронов в новой коре, которая кроме собственной сложной структуры имеет и достаточно развитые связи внутри себя и со всеми другими отделами мозга. На долю новой коры приходится 95,6% площади всей коры головного мозга, древняя кора занимает 0,6%, старая – 2,6%.

Кора головного мозга представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками-дендритами и пучками аксонов, идущих от этих клеток вниз, к нижерасположенным отделам мозга, а также аксонами, поступающими от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга разделяют на ряд областей: затылочная, теменная, лобная, височная. В кору головного мозга поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и нервных образований ствола мозга. Афферентные импульсы поступают в кору головного мозга в основном через систему специфических ядер (скопления нервных клеток) таламуса, причем его волокна заканчиваются в первичных проекционных зонах.

Ученые обнаружили асимметрию функционирования больших полушарий мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение, письмо, счет, логическая память, словесно-логическое мышление, произвольная речевая регуляция психических процессов и состояний. Функция правого полушария - оперирование образами, ориентация в пространстве, различие музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Основные различия между полушариями определяется особенностями используемого материала (вербальный и невербальный) и типом мышления. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. «Правопушарное» (пространственно-образное) мышление является одновременным и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объектов, что обеспечивает целостность восприятия и многозначность образов.

С двигательной памятью человека, и особенно со сложными формами автоматизированных движений, осуществляемых на подсознательном уровне, связана работа мозжечка. Таламическая область, как предполагают, нужна для первоначального кодирования некоторых видов информации, получаемой через органы чувств. Есть данные, что кора головного мозга связана с долговременной памятью. Анатомо-физиологической основой низших или простейших эмоций являются лимбические структуры ЦНС, а также процессы, происходящие в таламусе и гипоталамусе.

С точки зрения психологии, нельзя говорить о «локализации» отдельной психической функции в том или ином участке мозга. Психологические функции представляют собой функциональные системы, реализуемые совместной работой нескольких мозговых зон. А.Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений [ 1 ].:

1) блок тонуса коры (энергетический блок мозга) - блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень его активности; источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды;

2) блок приема, переработки и хранения информации связан с познавательными психическими процессами, включает в свой состав аппараты, расположенные в задних и височных отделах коры головного мозга, имеет модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация). Каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически, включая три уровня: первичные зоны несут информацию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны несут функцию объединения (синтеза) или сложной переработки доходящей до субъекта информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов;

3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности играет решающую роль в формировании намерений, программы действий и контроле деятельности человека. Он включает в себя передние отделы больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отделы большого мозга. Этот блок также построен иерархически (первичные, вторичные и третичные отделы).

Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют безусловнорефлекторные формы деятельности, кора больших полушарий - условнорефлекторные, прижизненные формы деятельности. Спинной мозг делится на четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и крестцовый.

Периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой только определенный вид энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) преобразуется в энергию нервных импульсов – называется рецептором. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаза, уши, внутренние полости носа, язык, на поверхность кожи. У человека голова является ведущей частью тела, наиболее сложной и насыщенной разнообразными рецепторами. Дистантные рецепторы, в отличие от других, способны воспринимать воздействия источников энергии, находящихся на некотором расстоянии от тела человека.

Характеризуя комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, И.П.Павлов ввел понятие анализатора. Это автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ЦНС. Основными органами чувств являются зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех анатомически различных отделов, выполняющих специализированные функции в его работе: рецептор, нервные волокна и центральный отдел, в котором воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранится информация о них [ 1]..

Вес мозга новорожденного составляет примерно 350 г. После рождения человека вес мозга увеличивается. По данным исследований, у современных европейцев он достигал максимальной величины к 25–летнему возрасту. Существует разница между весом мозга у мужчин и женщин. Было обнаружено, что вес мозга мужчины в Европе составляет - 1375 г., женщины – 1245 г. Между 25 и 50 годами масса мозга остается постоянной, а после 50 лет начинает постепенно уменьшаться. Это уменьшение составляет примерно 30 г на каждые последующие десять лет жизни человека.

Таким образом, особенности нервной системы человека определяют его сознание и поведение.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология:учебник: в 3. кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2006..- 678 с.

2. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Ярошевского.- М.,1990-494 с.

3. Психофизиология профессиональной деятельности [Электронный ресурс].URL: http: // nashaucheba.ru/ v8870

Лекция 4.

Психофизиология внимания, памяти, сознания.

  1. Психофизиология внимания
  2. Психофизиологические механизмы памяти
  3. Особенности взаимодействия различных форм памяти
  4. Психофизиология мышления, сознания.

1. Психофизиология внимания

Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания. Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения. Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма. Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание.

При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание. Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий.

Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования к этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функции.

Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.

Интерес к проблеме внимания возродился в середине 60-х годов XX века. Он был связан с появлением новых направлений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В настоящее время внимание – одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru

Рисунок 10. - Свойства внимания.

По мнению А.В. Петровского, внимание - «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Психология: Словарь. М., 1990.С.54.).

Внимание характеризуется следующими свойствами: 1) избирательность (селективность) внимания отражает его направленность на любой аспект стимула: его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса прожектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. В связи с этим внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием различных факторов фокус внимания может расширяться или сужаться.

В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта. Внимание концентрируется на объекте тем чаще, чем выше его субъективная значимость. В свою очередь, значимость обусловлена мотивационной силой и информационной насыщенностью объекта. Сосредоточение внимания на объекте прямо пропорционально его мотивационной силе и обратно пропорционально к информационному содержанию. В состоянии стресса фокус внимания обычно суживается, а также проявляется тенденция фокусировать внимание на наиболее выраженных признаках. В этом случае именно они и становятся значимыми.

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество критериев объекта может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Объем вниманиязависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания до необходимости к доступным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время.

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на главной деятельности, отвлекаясь от всего, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Объем внимания характеризует ресурсы внимания человека и измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов или элементов. Уровень эффективности выполнения второго задания используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух и более заданий.

Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания, например оператора при обнаружении им редких или слабых сигналов на экране локатора.

Переключение внимания – это способность к переходу от одного вида деятельности к другому.

Интенсивность внимания характеризуется затратами нервной энергии на выполнение данного типа деятельности.

Сущность внимания состоит в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической точки зрения это означает, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. По мнению И.П. Павлова это происходит на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры больших полушарий, остальные же участки коры остались заторможенными. Так как происходит постоянная смена объектов внимания, то и возбужденный очаг в коре больших полушарий постоянно перемещается от одного участка к другому, чем и обусловлено переключение внимания с одного предмета на другой.

Вот как сам И.П. Павлов описывал это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» – участкам, находящимся в заторможенном состоянии.

В каждый момент в коре больших полушарий существует множество очагов возбуждения, но только один из них является преобладающим, самым оптимальным и благоприятным для протекания психических процессов, для познавательной и творческой деятельности. Именно в нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей между нейронами коры больших полушарий головного мозга. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным, но не всегда сильный очаг возбуждения будет носить оптимальный характер. Например, сильнейший очаг возбуждения, возникший в результате нервного потрясения далеко не оптимальный для организма.

К определению И.П. Павлова близко мнение другого русского физиолога А.А. Ухтомского. Он называл такой очаг возбуждения «доминантой» (от латинского daminare - господствовать, преобладать). Доминанта проявляется в виде господствующей в течение определённого времени системы условных рефлексов. Доминирующие центры этих рефлексов подчиняют себе или подавляют деятельность других центров или рефлексов. Структурно и функционально доминанта представляет собой объединение нервных центров, состоящее из корковых, подкорковых, вегетативных и гуморальных систем. Это синхронно работающее объединение центров способно «притягивать», «отклонять» на себя возбуждение, так как их нейроны становятся более возбудимыми. Принцип доминанты позволяет концентрировать внимание и строить поведение для достижения определенной намеченной цели.

Процессы внимания являются многокомпонентными и вызывают изменения активности всего организма и различных мозговых структур.

Механизмы внимания очень лабильны. С точки зрения физиологических механизмов внимание может быть сопоставлено с реакцией активации. Термин «реакция активации» был введен после открытия в 1949 году в среднем мозге ретикулярной формации (неспецифической системы), регулирующей уровень активности нейронов коры больших полушарий и мозга в целом. Реакция активации означает увеличение возбудимости, лабильности и реактивности тех нервных структур, в которых она представлена. Появление реакции активации отражается в смене паттерна электрической активности мозга, её структура зависит от фоновой электроэнцефалограммы мозга. В условиях сна реакция активации означает переход от глубоких стадий сна к поверхностным или полное пробуждение от сна. В условиях спокойного бодрствования реакция активации представлена блокадой альфа-ритма и усилением бета-колебаний. Это многокомпонентная реакция, она включает электроэнцефалографические, вегетативные, моторные, биохимические и другие изменения.

Локальная активация, охватывающая ограниченные зоны мозга, определяет селективный, избирательный характер внимания. В случае, когда активация становится генерализованной и охватывает мозг в целом, говорят об изменении уровня активации, или функционального состояния. Последнее определяют как фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Поведенческим выражением функционального состояния является уровень бодрствования. Шкала уровней бодрствования, от глубокого сна до крайнего возбуждения, представляет интенсивную характеристику поведения человека. Чтобы понять, как возникает селективная активация в мозге, создающая физиологическую основу произвольного и непроизвольного внимания, необходимо рассмотреть структуру и функции так называемой модулирующей системы мозга, объединяющей как активирующие, так и инактивирующие мозговые центры.

Модулирующая система мозга осуществляет свои функции через особый класс функциональных систем, регулирующих процессы активации в составе различных видов деятельности. Она регулирует цикл бодрствование – сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, а также процессы внимания благодаря её способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе. Модулирующая система мозга представлена многими активирующими структурами, находящимися в сложных взаимоотношениях друг с другом и локализованными на разных уровнях ЦНС.

Новые идеи в психологические теории механизмов внимания были внесены Д. Канеманом, впервые связавшим умственное усилие с активацией организма. Согласно его модели внимание регулирует определенные ресурсы, которые понимаются как энергетические активационные возможности организма. Изменение общей активации сопровождается соответствующими изменениями энергетических ресурсов, доступных вниманию. Общая активация организма зависит от многих факторов: эмоций (тревога, страх, гнев и др.), мышечного напряжения, сенсорных воздействий, мотивации и др. Но главной определяющей активации является оценка человеком требований, предъявляемых к энергетическим ресурсам выполняемой деятельностью.

Центральное место занимает распределение ресурсов, которое зависит от соотношения сигналов, поступающих от потребителей ресурсов, между собой. Потребителями ресурсов являются текущие побуждения и намерения (мотивация), которые определяют направленность произвольного внимания и требуют соответствующих затрат энергии. А также постоянно действующие факторы – значимые и новые стимулы – вызывающие непроизвольное внимание и тоже требующие затрат энергетических ресурсов. Кроме того, существует отрицательное влияние стресса, потребляющего много ресурсов и при этом дезорганизующего внимание. Низкая мотивация, в свою очередь, наоборот, привлекает недостаточное количество ресурсов, и снижает эффективность деятельности.

Отношения между эффективностью деятельности и вниманием представлены законом Йеркса – Додсона. Оптимальное выполнение задания требует определенного количества внимания (усилия). Разные виды деятельности потребляют разное количество внимания. При превышении допустимого уровня ресурсов суммарным запросом часть видов деятельности прекращается.

Существует внутренний механизм управления усилением, с помощью которого при соответствующей концентрации внимания можно значительно усилить чувствительность к входному сигналу. Важнейший механизм в трудовой деятельности — механизм параллельной обработки, то есть переработки нескольких сообщений одновременно. Человек, как привило, может сосредоточиться лишь на 5—б объектах одновременно, но в зависимости от типа высшей нервной деятельности и условий работы объем внимания может существенно увеличиться. Доминирующий механизм в этом случае — зрительное внимание.

Вегетативный компонент внимания выражается в том, что при появлении нового и необычного стимула наблюдается расширение зрачков, увеличение кожной проводимости, снижение частоты сердечных сокращений, изменение дыхания, расширение сосудов головы, сужение сосудов рук. Двигательный компонент внимания включает в себя поворот головы и глаз по направлению к новому или изменившемуся стимулу, а также увеличение общего мышечного тонуса, что обеспечивает повышенную готовность организма к выполнению двигательных актов. Сенсорный компонент внимания направлен на увеличение чувствительности сенсорных систем к восприятию новых стимулов. Нейрофизиологический компонент внимания представлен изменением активности структур мозга.

Виды (формы) внимания

Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства, переживания. Это деление достаточно условно.

Выделяют три вида (формы) внимания. Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий называется непроизвольным или пассивным. Непроизвольное внимание представляет собой генетически более раннюю форму и характеризуется пассивным сосредоточением на объекте, который в силу собственных характеристик воздействует на субъекта. Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс. Его появление автоматически включает произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую переработку информации о стимуле.

Ориентировочный рефлекс был открыт И.П. Павловым и назван им рефлекс «что такое?», он является реакцией на всё новое, неожиданное, неизвестное. Впервые он был описал у животных как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула.

Ориентировочный рефлекс представляет собой сложный многокомпонентный процесс, который развивается во времени через определенные состояния нервной системы.

Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс. Он выражается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы, затем развивается общая активация организма. На этой стадии весь организм приводится в состояние готовности к возможной встрече с чрезвычайной ситуацией.

Вторая фаза развития ориентировочного рефлекса – локальный ориентировочный рефлекс. Она включает процесс дифференцированного анализа внешних сигналов.

Непроизвольное внимание возникает вследствие внешних причин, например, таких как особенности действующего раздражителя. К ним относятся:

- сила и неожиданность раздражителя (внезапная интенсивность). Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Причем, значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (в полной тишине и лёгкий шорох привлечет внимание, а в абсолютной темноте и огонёк спички будет заметен).

- новизна, необычность и контрастность раздражителя (внезапные изменения). Среди маленьких предметов всегда привлекает внимание большой, среди светлых предметов – темный и т.д.

- подвижность объекта, а также начало или конец действия раздражителя (смещение в поле восприятия). Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей» и т.д.

- эмоциональная значимость. Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами. Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи, а плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Психофизиология памяти

Наш мозг обладает очень важным свойством, он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит и накапливает её. Это возможно благодаря наличию памяти. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал. Память – это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.

Концепция временной организации памятивведена канадским психологом Д. Хеббом на основании данных об изменении следа памяти – энграммы – во времени. С позиции этой концепции в становлении энграммы существует несколько этапов, которые последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами фиксации энграммы, степенью её устойчивости и объемом одновременно сохраняемой памяти.

Сенсорная память (мгновенная, иконическая, эхоическая) имеет самый короткий период удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом. Любой стимул на уровне сенсорной клетки ведет к формированию рецептивного поля. Это и есть первичный след памяти в нервной системе. Далее информация обрабатывается на разных уровнях нервной системы, поэтому последействие занимает больше времени, чем само ощущение. Емкость иконического сохранения информации составляет около 9 элементов, след звукового стимула удерживается в течение 12 с. Сенсорная память не произвольна и играет важную роль в процессах восприятия, так как в течение этого времени происходит опознание образа. Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru

Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Лекция 3. Особенности строения нервной системы человека. - student2.ru Кратковременная память представляет собой следующий этап формирования энграммы. Во времени она ограничена (до 10 мин.) и функционирует на ранних этапах, подготавливая основу для длительного хранения следов. В системе кратковременной памяти поступившая информация удерживается для её обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Главным свойством кратковременной памяти является её уязвимость к чрезвычайным воздействиям, вызывающим её нарушение и развитие ретроградной амнезии. Физиологическая роль кратковременной памяти состоит в закреплении энграммы за счет избирательного повышения эффективности взаимодействия между нервными клетками, задействованными данно

Наши рекомендации