Актуальная же бесконечность не может быть меньше или больше

8. Основные положения о теории мироиздания, созданной Аристотелем:

1) Вселенная имеет форму шара, центром которого является Земля;

2) Непрерывным может быть лишь движение по кругу;

3) Бесконечность может быть лишь потенциальной (потенциально

исчисляемой);

4) Причиной движения на Земле может быть либо энтелехия, либо

стремление к «естественному месту», к центру;

5) Покой абсолютен, движение - относительно;

6) Подлунный мир и мир надлунный, «верх» и «низ» -

принципиально разные миры.

7) Наука «физика» невозможна, т.к. подлунный мир несовершенен, а

совершенное знание о несовершенном мире невозможно, ибо

абсурдно.

Клавдий Птолемей (ок. 87— 165 г.) построил геоцентрическую модель мира. Геоцентризм – это считавшая, что земля занимает центральное положение во вселенной.

9. В 16 веке, Николай Коперник(1473-1543) высказал идею гелиоцентризма, т.е. гипотезу о

том, что не Земля, а Солнце является Центром Вселенной. (Гелиоцентризм - космологическая модель Вселенной с Солнцем в центре). Дальнейшее развитие этой теории было сделано Галилео Галилеем и Джордано Бруно. И в дополнение к ней, Бруно выдвинул идею о бесконечном множестве миров во Вселенной, т.е. идею актуальной бесконечности. Из этой концепции следовало, что наш мир – не единственный, не богоизбранный, что богов столько, сколько миров…

10. Окончательно разрушил аристотелевскую парадигму Галилео Галилей (1564 - 1642), поэтому именно он считается основателем науки физики.

Галилей был первым, кто вывел «математичность» как критерий точности за пределы математики и надлунного мира. Отсюда и основной принцип Галилея, ставший принципом научности: «Чтобы

что-то понять, это надо измерить!». Измерить - значит понять при

помощи числа, при помощи математического исчисления.

11.

12. Согласно закону инерции Галилея, тело будет двигаться прямолинейно и равномерно, или же покоиться, если на него не действует никакая сила. Тем самым Галилей отождествляет покой и движение, в то время как Аристотель их противопоставлял. Это отождествление двух противоположных, казалось бы, состояний получило в науке название «принцип относительности Галилея».

13. Иоганн Кеплер (1571 - 1630) - немецкий математик и астроном,первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.Используя результаты многолетних наблюдений астронома Тихо

Браге, Кеплер доказал, что орбиты планет являются не круговыми (совершенными), а подобны эллипсу. Этим он окончательно разрушил представления о совершенстве надлунного мира и подтвердил выводы Галилея: как в надлунном, так и в подлунном мире всё происходит по одним и тем же естественным законам.

14. Ньютона является закон гравитации (закон всемирного тяготения),объясняющий природу

силы, заставляющей двигаться небесные тела. Сила эта прямо пропорциональна массам небесных тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Теорию гравитации Ньютона назвали «небесная механика» - она доказала и истинность законов Кеплера, и окончательно обосновала истинность гелиоцентрической системы. (Например: Луна притягивается к Земле, яблоко (кирпич, снег, капли дождя) падает на Землю, Земля притягивается к Солнцу).

Для обоснования закона гравитации Ньютон вводит понятия инертной и гравитационной масс. Гравитационная массаобеспечивает силу притяжения планеты к Солнцу, инертная масса

сопротивляется этому притяжению и обеспечивает силу отталкивания. Силы эти, понятное дело, равны. Так Ньютон объяснил, почему планеты не падают на Солнце и не «убегают» от него окончательно.

15. Ньютон отождествлял пространство с пустотой. Из теории Ньютона следует, что взаимодействие возможно лишь при непосредственном столкновении, касании тел, что тела не могут взаимодействовать на расстоянии, через пустоту. Эта концепция называется «близкодействие».

Гюйгенс считал, что пространство обязано быть заполнено

некоторой средой, «эфиром», через которую силовое воздействие

передаётся от «точки к точке» (эффект домино). Ньютон отвечал, что, по непонятным причинам, возможно и «дальнодействие», т.е. взаимодействие через пустоту. {Примером дальнодействия можно считать силу всемирного тяготения в классической теории гравитации Ньютона.}

16. Проблема формулируется так: существует ли «пустота, ничто»! Ньютон считает, что пустота

(пустое пространство) есть, Гюйгенс - что пустоты нет.

17. Пространство- считает Ньютон - это пустое вместилище вещей (пустота, ничто, вакуум).

Время - пустое вместилище событий. Пространство и время, т.е. являются сущностями, независимыми друг от друга и от процессов, протекающих в них. Концепция Ньютона о пространстве и времени получила название «субстанциональной».

18. Ньютон, помимо классической механики, стал автором математического приёма, называемого «исчисление бесконечно малых» - дифференциального и интегрального исчислений, без

которых немыслима современная математика и наука. Если, скажем, тело летит в пространстве с ускорением или замедлением, то – как вычислить его скорость? В каждый бесконечно малый промежуток времени скорость изменяется на бесконечно малую величину.

19. Ньютон отвечал, что, по непонятным причинам, возможно и дальнодействие», т.е. взаимодействие через пустоту. Он честно признавался, что не в состоянии при помощи своей же теории объяснить эффект дальнодействия, что он может лишь его зафиксировать, но не объяснить. «Гипотез я не измышляю» - отвечал Ньютон на все упрёки в противоречивости его теории.

20. Деизм – это новая версия христианского вероучения, появившаяся в начале XVII века. Бог перестал быть непосредственной причиной всех происходящих в подлунном мире событий и явлений. Мир теперь мыслился наподобие огромного совершеннейшего механизма, когда-то созданного гениальным Творцом-инженером. Считалось, что, создав универсальный мир-механизм, Бог больше не вмешивается в работу этой машины – она настолько совершенна, что не требует никакого вмешательства.

Поскольку человек создан по образу и подобию Бога, то наблюдение за природой, её изучение и познание (как премудрости Божьей), теперь не противоречило религии. Так деизм постепенно привёл к примирению и гармонизации веры и науки.

21. Механического детерминизма – попытки объяснить биологические процессы с помощью законов механики или подобных им других динамических законов.

Механицизм – теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов;

-*-*-*-*-*-*-*-

Мех. детерминизм утверждает, что если известны положение и скорость тела в некоторый момент времени, то всегда можно определить положение и скорость этого тела в любой последующий момент времени в сколь угодно отдаленном будущем.

Абсолютный мех. детерминизм (Лаплас) утверждает, что если известны положения и скорости всех частиц и тел вселенной, то можно определить что будет происходить в ней в сколь угодно отдаленном будущем, со сколь угодно большой точностью. опровергнут термодинамикой и статистической физикой.

22. Необходимость — это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти. Случайность же это, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по-другому. Каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Поэтому Н. и С. не существуют друг без друга;

Концепция лапласовского детерминизма предполагает, что при полном знании всех параметров можно строго однозначным образом описать все физические явления. Концепция названа по имени замечательного французского математика и физика XVIII–XIX вв. Лапласа, который считал, что атом движется столь же однозначным образом, как и планеты; Лаплас опирался в своих воззрениях на классическую механическую картину мира.

23. Различие динамических и статистических закономерностей:

Две основные формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний.

В законах динамического типа предсказания имеют точно определённый, однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой др. момент времени.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер.

Актуальная же бесконечность не может быть меньше или больше - student2.ru

1. Химия наука о веществах и свойствах. Соответственно, основными понятиями химии являются понятия «вещество» и «свойство». Главной проблемой химии является соотношение вещества и его свойств.

2. Определение Менделеева Д.И. :

«Химия — это учение о вечном во временном и неизменном — в изменчивом».

Современное определение:

Химия – это наука о превращении веществ.

3. Существуют физические взаимодействия, при которых в результате взаимодействия вещества остаются неизменными. Но столь же часты в мире химические взаимодействия, в результате которых исходные вещества исчезают, и появляются совершенно другие, которых до взаимодействия не было.

4. Каждая наука сначала носит рецептурный характер, является исключительно прикладным знанием, необходимым «для чего-то», «зачем-то».

5.

6. Реализм – свойства существуют реально, независимо от материи.

Номинализм – свойства – это лишь имена вещей, реально не существуют.

7. Первоначально химия существовала как алхимия.

Нематериальные (идеальные) сущности, понятия считались вечными и неизменными, а всё материальное представлялось, временным, тленным. Такое мировоззрение имело название «реализм» - понятия существуют реально, и они более реальны, чем плоть, которая не вечна, временна и относительна. Скажем, есть понятие «красота»: красивые вещи и люди рождаются и

исчезают, а «красота» вечна и неизменна.

Соответственно мировоззрению реализма, люди пытались создать вещества, с нужными им свойствами посредством комбинирования свойств. Так, чтобы получить золото, надо, полагали они, соединить вместе блестящесть, желтизну, вязкость, мягкость, тяжесть - и получится искомое вещество - золото. И при изготовлении непременно надо было произнести нужное заклинание,т.е. повелеть веществу стать золотом.

8. Химии как науки стала атомистическая концепция древнегреческого философа

Демокрита. Согласно этой концепции, все вещи в мире состоят из мельчайших и неделимых, неуничтожимых, элементарных и потому вечных частиц - атомов. Различные вещества и вещи суть

комбинации атомов. Поэтому ничто в мире не исчезает бесследно - всё разлагается на составляющие вещь частицы-атомы, из которых потом вновь порождаются новые вещи и вещества. Соответственно,

свойства тоже зависят от атомов, от их особой специфики или комбинации.

9. Чтобы обнаружить элементы, из которых состоит вещь (вещество), следует разрушить его до составляющих частиц, и выяснить, какие из них являются «неуничтожимыми», вечными элементами. Этот процесс разделения вещества на элементарные составляющие частицы называется «анализ». Химия, теоретические основы которой заложил Р.Бойль, получила название «аналитическая химия».

10. Неуничтожимые элементы не могут быть уничтожены ни при каких обстоятельствах. Это означает, что следует отделить их от «уничтожимых». Вернейший, лучший способ уничтожить - сжечь, подвергнуть термической обработке. Что не сгорает в огне - то вечно. Так издревле получали металлы: руда в процессе переплавки превращается в шлак и металл. Несгораемые вещества были названы «простые тела», т.е. элементарные. И если после переплавки руды остаются металл и шлак, то это и есть «простые тела».

Однородное вещество, состоящее исключительно из «простых тел», называлось «просто вещество». Состоящее из разных «простых тел» - «сложное вещество».

11. Немецкий химик Георг Шталь (1660 - 1734) предложил концепцию флогистона - особого невесомого вещества. Как ни абсурдна была эта теория, ею вынуждены были пользоваться. Абсурдность её заключалась в том, что масса сгораемого вещества уменьшалась за счёт удаления из него невесомой части - флогистона.

Теорию флогистона впервые опроверг М.В.Ломоносов в 1748 году.

12. Теорию флогистона впервые опроверг М.В.Ломоносов в 1748 году, сформулировав закон сохранения массы и доказав тем самым невозможность существования невесомой материи. Он обнаружил, что вещество, сожжённое в закрытой колбе, легче не становилось. Кроме того, он указал на тот факт, что масса ртути после сгорания не уменьшается, а увеличивается.

Закон сохранения массы, сформулированный Ломоносовым, является частным случаем общего закона природы - закона сохранения энергии, который утверждает, что энергия изолированной системы постоянна. Энергия - это мера движения и взаимодействия различных видов материи. При любых

процессах в изолированной системе энергия не появляется «ниоткуда» и не исчезает в «никуда», не уничтожается - она может только переходить из одной формы в другую.

13. Гипотеза флогистона была также отвергнута и опровергнута Антуаном Лавуазье (1743 - 1794), открывшим кислород. Он доказал, что процесс горения — это процесс окисления, соединения вещества с

кислородом. Кроме того, А.Лавуазье первым понял, что вода (жидкость) состоит из двух газообразных элементов - кислорода и водорода. До него считалось, что вода - простое вещество. Он же первый предпринял попытку систематизации 33 известных к тому времени элементов - простых тел. Однако, среди них были и элементы света и тепла (теплород и светлород), а также элементы таких веществ, как известь, т.е. простыми не являющимися.

14.

15. Закон постоянства состава (Жозеф Луи Пруст, 1801—1808гг.) — любое определенное химически чистое соединение, независимо от способа его получения, состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношения их масс постоянны, а относительные числа их атомов выражаются целыми числами.

Подчеркивается постоянство состава соединения независимо от способа получения и места нахождения.

16. Валентность - способность атомов одного химического элемента соединяться с определённым количеством атомов другого химического элемента.

Амеде́о Авога́дро — итальянский учёный, физик и химик.

17. Раздел химии – исследующий свойства вещества в зависимости от его строения, называется структурной химией. (Изучает СВОЙСТВА). Н: Литий — серебристо-белый металл, мягкий и пластичный, твёрже натрия, но мягче свинца. Его можно обрабатывать прессованием и прокаткой.

Аналити́ческая хи́мия — раздел химии, изучающий химический состав и отчасти структуру веществ; имеет целью определение химических элементов или групп элементов, входящих в состав веществ.

(Изучает СОСТАВ). Н:Во влажном воздухе медленно реагирует с азотом и другими газами, находящимися в воздухе, превращаясь в нитрид Li3N, гидроксид LiOH и карбонат Li2CO3.

18. Шведский химик Якоб Берцелиус – основатель органической химии.

Органическая химия: Свойства органических веществ больше зависят от строения молекулы, нежели от состава молекулы.

Раздел химии – исследующий свойства вещества в зависимости от его строения, называется структурной химией.

19. По мере развития химии становилось известно всё больше химических (простых) элементов, и было немало попыток их систематизации. Но было неясно, по какому признаку или принципу их систематизировать: по степени ли твёрдости, по способности ли к окислению, по цвету ли, по валентности, или, может быть, по алфавиту?

Впервые справился с этой задачей в 1869 году Д.И Менделеев (1 8 3 4 - 1907). В качестве «неизменного в изменяющемся и вечного во временном» он выбрал атомный вес, и в соответствии с ним расположил в таблице химические элементы. Тем самым он показал, что свойства элементов зависят от величины их атомного веса. Более того, Менделеев предсказал существование шести ещё не открытых в то время элементов. Тем самым была решена проблема химического элемента.

20. Изотопы - это разновидности атомов одного химического элемента: у них разная атомная масса, но одинаковый заряд ядра. Ядра таких элементов имеют одинаковое число протонов, но разное число нейтронов и занимают одно и то же место в периодической системе. Почти все элементы имеют два и более изотопов (водород -2, кислород - 3, железо - 4), и только 24 элемента изотопов не имеют.

Актуальная же бесконечность не может быть меньше или больше - student2.ru

1. Биология - наука о жизни. Соответственно, первая проблема – что такое жизнь? Вторая проблема – многообразие живых существ?

2. Якоб Берцелиус – шведский химик.

3. 1) Метаболизм - обмен веществ. Все живые организмы постоянно обмениваются веществом с окружающей средой.

2) Размножение - всё живое обладает механизмом самовоспроизводства.

3) Развитие - все живые системы обладают способностью эволюционизировать, совершенствоваться, развиваться, и никогда не утрачивать достиг ну того уровня развития.

4) Гомеостаз - реакция на внешние раздражители и способность к

максимальному самосохранению посредством восстановления

повреждённых участков.

5) Целостность - все уровни организации живого функционируют согласованно, взаимообусловлено, целесообразно.

6) Асимметричность — все живые существа отличаются высоко асимметрией строения и функционирования.

4. Сейчас в мире органических соединений насчитывается более 10 млн., а неорганических - лишь около 300 тыс.

5. В 1807 г. шведский химик Я.Берцелиус назвал все «горящие» вещества органическими, а «негорящие» - неорганическими. Он доказал, что происхождение «органики» прямо или косвенно связано с живыми организмами. Неорганический мир и мир органический предстали как противоположности, не сводимые друг к другу.

6. Основу живого, согласно теории абиогенеза, составляют 6 элементов: углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера. Эти элементы в сумме составляют более 97 % веса живых организмов.

7. Молекулы всего живого являются соединениями углерода с другими элементами. Углерод

обладает уникальной валентностью (он четырёхвалентен), и в силу этой своей особенности может создавать самые различные соединения и комбинации с другими элементами. Поэтому все органические молекулы на основе углерода представляют из себя очень длинные цепи со сложнейшей пространственной структурой.

Называются такие молекулы - «биополимеры».

8. Концепция креационизма, т.е. Божественного сотворения всего живого. Эта концепция не может рассматриваться в качестве естественнонаучной, поскольку предполагает противоестественное творение - акт Божественного творчества. Противоестественные теории естествознанием не рассматриваются.

Концепция панспермии: жизнь возникла где-то в отдалённой точке Вселенной и была каким-то образом (например - метеоритом) занесена на Землю. Эта концепция не может считаться научной, поскольку не отвечает на главные вопросы - что такое жизнь и как она возникает?

Концепция стационарного состояния: жизнь на Земле существовала всегда, и всегда будет существовать. Эта концепция не может считаться научной и в силу того, что опровергается фактами, и потому, что тоже не раскрывает тайну жизни.

Концепция самозарождения предполагает, что живое существо самопроизвольно зарождается в неживом веществе. Например: если появится новый водоём, то в нём обязательно появится рыба; в каждом хранилище зерна или муки обязательно появятся мыши; Сторонники этой концепции лишь фиксируют факты, но не в состоянии объяснить их.

9. Современная наука всё ещё далека от ответа на вопрос о том, что такое жизнь, каков её главный, атрибутивный признак, по наличию или отсутствию которого мы могли бы отличить живое от неживого.

10. В природе существует нечто, что нельзя отнести ни к живому, ни к неживому - вирус. Это слово образовано от латинского «virus» - яд. Открыты были вирусы в 1892 г. русским учёным Д.Ивановским.

11. Наглядное и убедительное подтверждение правоты сторонников биогенеза продемонстрировал эксперимент, проведённый в 1862 году французским учёным Луи Пастером. Он прокипятил воду, залил её в

стерилизованный сосуд и герметично закупорил. Кипяток убивает все микроорганизмы, поэтому никакая жизнь в этом сосуде - по идее Пастера - возникнуть не должна. Она и не возникла!

12. Элементарная частица жизни была открыта в 1665 году. Английский учёный-энциклопедист Роберт Гук стал рассматривать в микроскоп срез пробки и обнаружил множество ячеек, подобных изолированным друг от друга комнатам без окон и дверей. Он назвал эти «комнаты», напомнившие ему тюремные камеры, «клетками». А вскоре были открыты и одноклеточные организмы - инфузории. Стало ясно, что клетка является элементарной единицей всего живого, «атомом жизни»; клетка - полноценный (хоть и минимальный) живой организм.

13. Наука о клетках - цитология. В 1839 году Теодор Шванн создал клеточную теорию.

14. Роберт Гук стал рассматривать в микроскоп срез пробки и обнаружил множество ячеек, подобных

изолированным друг от друга комнатам без окон и дверей. Он назвал эти «комнаты» - клетками.

Да, клетки флоры и фауны отличаются друг от друга.

15. Эволюционно, каждый вид превращался из однородного - в разнородное в течение всего времени.

16. Биогенетическая концепция (биогенез) настаивает на том, что живое может возникнуть только из живого. Если голый камень покрывается со временем мхом, то это вовсе не означает, что мох порождён камнем. Просто на камень попали микроорганизмы, которые и стали причиной мха.(доказано)

Абиогенетическая концепция, напротив, утверждает, что живому больше неоткуда взяться, кроме как из неживого. Поэтому свою задачу сторонники этой концепции видят в объяснении процесса порождения жизни, органического вещества - из вещества неорганического, неживого. Одна или несколько неудачных попыток воспроизвести абиогенез не могут выступать в качестве его опровержения.(не удалось доказать)

17. Согласно этой гипотезе, обнародованной в 1924 году, на ранних этапах существования Земли на ней не было свободного кислорода. Атмосфера состояла из водорода и его соединений (в том числе водяных паров), метана, аммиака, углекислого газа, окиси углерода.

На нашей планете тогда была очень высокая температура, но когда она опустилась ниже 100 градусов, водяные пары конденсировались, и образовался первичный океан. В нём оказались растворены все вышеупомянутые вещества. При достижении определенной концентрации этих веществ в первичном океане (бульоне) возникли сложные агрегаты разнообразных соединений — коацерваты. Это

были мелкие шаровидные образования, сгустки различных соединений углерода. В результате мощнейших гроз, сопровождавшихся молниями, а также высокой радиации, произошёл синтез простых органических соединений - аминокислот, сахаров, азотистых оснований. Коацерваты стали клетками (пока

безъядерными) - образовались простейшие одноклеточные организмы, зародилась жизнь.

Эта гипотеза до сих пор считается самой правдоподобной, хотя и не превратилась в теорию, поскольку экспериментально не подтверждена (но и не опровергнута!).

18. Гипотеза Опарина-Холдейна во многом противоречива и экспериментально подтверждена лишь наполовину.

В 1953 г. американский учёный С.Миллер в специальной камере смоделировал первичную атмосферу Земли согласно гипотезе Опарина-Холдейна. Он поместил в изолированную камеру вещества, предполагаемые абиогенетической гипотезой, и подверг эту камеру облучению и воздействию электрических зарядов, имитировавших молнию. В результате эксперимента в числе продуктов реакции были найдены аминокислоты, из которых состоит белок, основа жизни. Эксперимент позже был многократно повторён,

«но...» - в полученных аминокислотах не было хиральности. Они оказались «закрученными» поровну вправо и влево, тогда как «живые» аминокислоты закручены исключительно влево. Таким образом, были получены кирпичики жизни, но не сама жизнь.

19.

20.

21.

Актуальная же бесконечность не может быть меньше или больше - student2.ru

1.

1. Когда и где появляется европейская наука,каковы критерии научного мышления?

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2-х млн лет назад как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий труда требуется знание о различных природных объектах,которое практически используется,накапливается,совершенствуется и передается из поколения в поколение. Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени,в XVI-XVII вв. ,когда начали широко применяться экспериментальные методы. Кроме того к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций – Лондонского королевского общества и Парижской академии наук. Наиболее распространенной точкой зрения является та,по которой она зародилась приблизительно в V веке до н. Э. В Древней Греции,когда мышление начало становиться все более критическим, т. е. Стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Её родоначальниками считаются греки,потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир,но и на сам процесс его познания, на мышление.

Критерии:

1. Объективность

2. Развитость понятийного аппарата (категориальность)

3. Рациональность (непротиворечивость,доказательность,системность)

4. Проверяемость

5. Высокий уровень обобщения

6. Универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин)

7. Использование социальных способов и методов познавательской деятельности.

Или:

1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими,какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений,взглядов исследователя)

2. Рациональность. Постоянная опора на мышление,максимальное исключение эмоций,страстей,личных мнений при принятии решений,касающихся науки.

3. Нацеленность на восприятие сущности,первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система – совокупность взаимосвязанных элементов,которая представляет собой единое целое).

5. Проверяемость(верифицируемость). Специфические способы обоснования истинности научного знания; экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других,истинность которых уже доказана.

6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, усугубляясь в исследование объектов, тем отчетливее проявляется необходимость создания системы особых методов.

7. Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически, когда человек включает в жизнь общества и различные сферы жизни.

2. В чем заключается основной смысл апорий Зенона?

Апории Зенона – внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве,

Автором которой является древнегреческий философ Зенон Элейский (V в. До н. Э. ).

Апория – логически противоречивое суждение, приводящее к абсурдному выводу. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Как из допущения бесконечной делимости пространства (наличие бесконечного количества «точек» в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных моментов времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимыми непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении. Впервые в истории человеческого мышления в апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Зенон сформулировал вопрос о природе континуума (непрерывного), который является одним из «вечных вопросов» для человеческого ума. Итак, в понятие бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента:

· Бытие есть,а небытия нет.

· Бытие едино,неделимо.

· Бытие познаваемо,а небытие непознаваемо,его нет для разума,а значит оно не существует.

2.

3.Обыденное познание (или житейское, или стихийно-эмпирическое) обычно отражает внешние, несущественные, бросающиеся в глаза признаки вещей, процессов. "Эти внешние признаки берутся за основу распознавания и классификации предмета, что приводит к поверхностным и ошибочным обобщениям". Житейские знания также обычно отражают случайные, бросающиеся в глаза связи явлений, что часто приводит к серьезным ошибкам. Полученные на основе житейских наблюдений знания описывают, как протекает процесс, т. е. фиксируют его последовательные фазы (стадии) , но не объясняют, почему он проходит именно так, а не иначе.

Теоретическое мышление – мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоритическое мышление – это мышление, ориентированное на поиск истины.

4.

5. Парадигма – это господствующая концепция. Научная парадигма, с помощью которой наука разрешала прежние научные проблемы, оказывается бессильной для решения вновь возникших проблем. Поэтому должна появиться - и появляется! - новая теория, которая в состоянии ответить на вновь возникшие вопросы. Новая теория становится парадигмой. Смена одной парадигмы – другой называется научной революцией.

6. Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт(теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

7. Эмпиризм - познание природы опытным путём, т.е. посредством наблюдений и обобщений, систематизации этих наблюдений. Эмпиризм – это доверие лишь опытному знанию. Так, повседневный жизненный опыт, убеждает нас в том, что осенью все деревья сбрасывают листву – и мы уверены, что наше знание является истинным, неопровержимым.

«Рационализм» - приверженцы этого метода в науке – рационалисты - считают, что истинное знание можно получить исключительно посредством размышлений, деятельности разума. Так, математика является образцом точного знания, потому что математические истины являются продуктом умственной деятельности, их невозможно почерпнуть из наблюдений.

Эмпирики возражают: нельзя полагаться на разум, ведь разуму свойственно ошибаться!

8. Под эвристическими методами подразумевают те, которые позволяют получить знание с определенным допуском вероятности истинности, в основном в процессе «интуитивного прозрения». Такие методы составляют, видимо, большинство, и для получения более точного результата должны применяться вместе с другими методами. К ним могут быть отнесены: индукция, аналогия, статистические методы и др.

Алгоритмические методы позволяют получить более точное знание, сформированное в результате выполнения определенного устоявшегося и отработанного алгоритма. К ним могут быть отнесены методы: анализа, сравнения, измерения и др.

9. «Позитивисты» считают, что причины явлений принципиально непознаваемы, а их поиск лишь препятствует позитивному, положительному знанию.

10. Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.

Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.

11. Телеология - учение о целях - предполагает, что в природе все процессы происходят не случайно, а преднамеренно, целенаправленно, что природа, имея цели, действует осмысленно, руководствуется мыслью. Скажем, автомобиль создан не просто так, не случайно, а сообразно поставленной человеком цели. Природа же устроена значительно умнее. Поэтому телеологический метод предполагает замену вопроса

«почему так происходит?» вопросом «зачем так происходит?».

12. Утверждение истинности одной, единой концепции называется «монизм».

Признание истинности обеих концепций одновременно является абсурдным и называется дуализмом.

Признание одновременно истинными многих концепций — «плюрализм».

13. Наука развивается не эволюционно (постепенно), а революционно (скачкообразно).

14. Редукционизм – попытка объяснить сложное простым.

15. Найти атрибут вещи - значит, во многом определить вещь. Определить - значит обозначить пределы этой вещи, понять, чем она не является. Голландский философ XVII в. Б.Спиноза утверждал, что

всякая вещь определяется своими физическими или логическими границами, т.е. тем, чем она не является: «Всякое определение есть отрицание». Поэтому важнейшее значение в науке играет «негативное определение» - определение через отрицание. Например: «человек - не животное», «вечное — не временное», «мужчина – не женщина».

16. Атрибут – это неотъемлемое свойство предмета, без которого этот предмет не может существовать.

17. Проблема континуума — проблема непрерывности и дискретности. Если пространство непрерывно, то в

нём нет пустот. Если же дискретно, то между частицами пространства существует пустота.

Проблема континуума порождает больше всего вопросов, и потому является одной из самых важных в науке.

18. Участники излагают своё видение вопроса с разных точек зрения, причем, абсолютно не уступая и не принимая мнение оппонента. Именно этот процесс и называется диалектическим методом познания.

Наши рекомендации