Общие требования к таре, упаковке и маркировке

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию, а также соответствующими требованиями Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-84 “Грузы опасные. Упаковка”.

Для перевозки опасных грузов используются различные типы тары. Код тары состоит из:

– арабской цифры, обозначающей вид тары;

– прописная латинская буква, обозначающая материал;

– арабская цифра, обозначающая особенности конструкции тары в рамках вида, к которому относится эта тара.

Для обозначения видов тары используются следующие цифры: 1 – барабан; 2 – деревянная бочка; 3 – канистра; 4 – ящик; 5 – мешок; 6 – составная тара; 0 – легкая металлическая тара.

Для обозначения материалов используются следующие прописные буквы: A – сталь; B – алюминий; C – естественная древесина; D – фанера; F – древесноволокнистые материалы; G – картон; H – пластмасса; L – текстиль; M – бумага многослойная; N – металл (кроме стали и алюминия); P – стекло, фарфор или керамика.

Например: код 3А2 – канистра стальная со съемным днищем.

В случае использования для перевозки опасных грузов составной тары используются две прописные латинские буквы, проставляемые последовательно во второй позиции кода. Первая буква обозначает материал, из которого изготовлен внутренний сосуд (емкость), вторая – материал, из которого изготовлена наружная тара.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично. Герметичной является тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п. 2.1.43 [5], допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок не менее чем на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

Степень заполнения тары жидким опасным грузом, предъявляемым к перевозке, должна соответствовать требованиям, установленными стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне согласно Приложениям 4 и 5 [5]. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик плотно закрывается крышкой. Масса брутто такого грузового места не должна превышать 50 кг.

Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы так же, как при перевозке в крытых вагонах.

При перевозке жидких опасных грузов в таре повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в вагоны не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена транспортная маркировка в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования и ГОСТ 14192-96 “Маркировка грузов”.

На каждое грузовое место, кроме транспортной маркировки, грузоотправитель обязан нанести маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза (рисунок 2.1), содержащую: знак опасности по ГОСТ 19433-88 в соответствии с Алфавитным указателем (форма и описание которых приведены в Приложении 6 [5] и помещены на форзацах книги “Правила перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов”); наименование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза); классификационный шифр; номер ООН.

Знаки опасности, наносимые на транспортную тару (рисунок 2.1), должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника. При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм. В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника номер подкласса.

Общие требования к таре, упаковке и маркировке - student2.ru

Рисунок 2.1 – Место расположения маркировки, характеризующей транспортную опасность груза: 1 – знак опасности; 2 – манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96;

3 – номер ООН; 4 – классификационный шифр; 5 – транспортное наименование груза

Между символом и номером подкласса располагают надпись, характеризующую опасность груза, а под ней – номер аварийной карточки.

Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транспортных пакетах – на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней); на бочках –на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках – на торцевой и боковой поверхностях; на других видах тары (баллонах и др.) – в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.

Знаки опасности из бумаги и картона прикрепляются к таре клеями. Знаки из ткани пришиваются. Знаки из фанеры, металла, пластмассы прикрепляются болтами, шурупами, гвоздями, а также проволокой, если применить другой способ прикрепления невозможно (грузы в баллонах и др.).

Непосредственно на тару и упаковку знаки наносятся краской по трафарету. При совпадении цвета знака с цветом тары упаковки знак наносится на контрастный фон.

Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз, и дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности. Знаки опасности определяются по классификационным таблицам опасных грузов каждого класса (таблицы П.1.2 – П.1.15 [5]). В них знак опасности указан в виде дроби: в числителе номер основного знака опасности, в знаменателе – дополнительного.

Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоотправитель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер подкласса в этом случае наносится только на основной знак опасности.

При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузовое место наносятся знаки опасности, соответствующие каждому грузу.

При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, если в сформированном пакете знаки опасности, нанесенные на упаковку, не видны.

Наши рекомендации