Порядок выполнения лабораторных работ

Получив допуск к выполнению работы, студент проводит измерения и заносит их в соответствующие таблицы. Ознакомившись с установкой и получив разрешение преподавателя или зав.лабораторией, студент приступает к выполнению работы.

Во время пребывания в лаборатории студент должен соблюдать порядок, выполнять требования техники безопасности. Разговоры между студентами должны вестись тихо и только по вопросам, относящимся к выполнению лабораторных работ. Покидать лабораторию в рабочее время студент имеет право только по разрешению преподавателя после обесточивания установки, на которой студент работает.

• Главное условие успешного выполнения измерений — внимательное и неторопливое ознакомление с лабораторной установкой либо с приборами перед измерениями.

• Работу с приборами следует начинать лишь после изучения инструкции и выяснения необходимых мер предосторожности. Не следует вскрывать приборы, прикасаться к оптиче­ским и тонким деталям лабораторных установок. Нужно вырабатывать умение бережно обращаться с экспериментальным оборудованием.

• В лабораторных работах, содержащих электрические схемы, источник питания подключается после того, как вся схема тщательно проверена и получен допуск от преподавателя к выполнению измерений. Нарушение данного правила может привести к аварии и порче приборов.

• Измерения должны производиться с максимальной точностью. Только точные, достоверные результаты позволяют наиболее полно количественно описать изучаемый объект и представляют интерес при их математической обработке.

• При измерениях следует учесть, что некоторые приборы могут существенно изменить физическое состояние исследуемого объекта. Например, при измерении температуры нагретой жидкости в пробирке с помощью ртутного термометра произойдет охлаждение жидкости и термометр покажет вовсе не ту температуру, которую имела жидкость до измерения. Более достоверные результаты в данном случае можно получить, например, при измерении температуры термопарой.

• Стремясь получить достоверную картину изучаемого объекта, следует согласовать точность измерений различных величин. Например, даже при больших изменениях температурой изменение длины стержня относительно мало. Поэтому важно измерять изменение длины стержня с максимально достижимой точностью, тогда как нет смысла измерять температуру, например, до сотых долей градуса.

• В описаниях лабораторных работ обычно указывается приближенное число измерений. Как правило, число измерений устанавливает сам экспериментатор, основываясь на точности приборов и результатах измерений. Если в результатах измерений получен большой разброс, лучше еще раз обратиться к описанию установки, чем продолжать измерения.

• При построении кривой зависимости одной величины от другой плотность числа экспериментальных точек на различных участках кривой выбирается с таким расчетом, чтобы четко изображались изгибы, максимумы и минимумы. На участках плавного хода кривой зависимости плотность точек может быть меньшей.

• Следует стремиться к аккуратности и полноте первичных (черновых) записей при выполнении лабораторных работ. Записи измерений лучше вести в виде таблиц с указанием единиц измеряемых величин. Необходимо записывать точность и чувствительность приборов.

В процессе выполнения работы у Вас могут возникнуть затруднения двух типов. Во-первых, Вам может быть непонятно, что дальше делать или почему что-то не получается. В таком случае обратитесь за помощью к преподавателю, за которым Вы закреплены. Во-вторых, Вам может чего-то не хватать для выполнения работы или что-то, по Вашему мнению, сломалось. В таком случае обратитесь к зав.лабораторией. В любом случае гораздо лучше, если Вы обратитесь к преподавателю или зав.лабораторией (как правило, с высшим образованием) по имени и отчеству, а не со словами "Э-э-э ...", "А вот тут у меня ...", "А как тут ...".

Насколько подробными должны быть записи в Вашем лабораторном журнале?

Подробность записей должна быть не больше и не меньше, чем это необходимо, для того чтобы через пять лет Вы могли понять, что сегодня было сделано и какие результаты получены. Требования к подробности отчета такие же. Предположим, Вы защищаете отчет по лабораторной работе, которую выполнили пару месяцев назад, и преподаватель спрашивает Вас, что у Вас тут написано. Вы не имеет права сказать, что не помните, потому что это было давно. Вы не должны помнить, Вы должны быть в состоянии разобраться, что у Вас написано.

После выполнения лабораторной работы я, как преподаватель, подписываю Ваши результаты измерений в Вашем лабораторном журнале, чтобы гарантировать, что результаты не взяты из головы и не списаны с другого студента. Другие преподаватели, возможно, поступают иначе.

Результаты выполнения каждой лабораторной работы нужно сдавать преподавателю на следующем занятии в виде отчета, оформленного на отдельных листах формата А4 (подробности оформления отчёта ниже). Этот отчет — чистовик. Его нужно не просто сдать преподавателю, его нужно защитить (от преподавателя), обосновать правильность выполнения работы и оформления результатов.

Если результаты измерений неудачны, то я не буду к Вам придираться, но, как поведут себя в таком случае другие преподаватели, я не знаю. К тому же нужно учесть, что Ваши отчёты по лабораторным работам хранятся на кафедре в сейфе 2 года, и могут быть предъявлены проверяющему, который ознакомившись с Вашим отчётом, может попросту закрыть институт, не дав Вам доучиться.

После окончания эксперимента каждый студент самостоятельно должен обработать данные, т.е. по окончании всех измерений производятся расчеты значений искомых величин и их погрешностей, строятся графики.

Черновики и записи на отдельных листах категорически запрещаются. Все записи делаются чернилами (шариковой ручкой). Схемы, рисунки и графики выполняются карандашом. Графики выполняются на миллиметровой бумаге и вклеиваются в журнал отчётов.

В конце работы учащийся должен написать вывод и предъявить лабораторный журнал преподавателю. Если результаты приняты, преподаватель делает пометку о выполнении измерений в лабораторной тетради студента.

Правильность и полноту проведенных измерений преподаватель фиксирует отметкой в журнале контроля и подписью в столбце «Выполнено» на титульном листе конспекта у каждого студента. Отсутствие отметки в журнале и подписи в конспекте рассматривается как невыполнение лабораторной работы и пропуск занятия. После проведения измерений лаборант или преподаватель проверяет исправность экспериментальной установки. При обнаружении неисправности лабораторной установки или компьютера вопрос об ответственности студента/студентов за поломку решает заведующий лабораторией.

Наши рекомендации