Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и методы устранения

Описание последствий отказов и повреждений Вероятные причины Указания по устранению последствий отказов и повреждений
  Пуск дизеля  
Топливоподкачивающий насос не создает нормального давления от 0,18 до 0,3 МПа (от1,8 до 3 кгс/см2) Попадание воздуха в топливную систему. Выход из строя топливоподкачивающего насоса (заело валик, заклинило шестерни) Откройте кран на нагнетательной трубке и выпустите воздух. Если устранить неисправность невозможно, разрешается работа и следование с поездом до основного депо при питании секции топливных насосов за счет разряжения, создаваемого секциями топливного насоса дизеля с помощью аварийной системы. Для этого выключите автомат «Топливный насос», снимите пломбу с крана (26), откройте кран и пустите дизель. Остановку дизеля произведите выключением тумблера «Пуск-остановка дизеля». По прибытии в депо неисправность устраните, кран (26) закройте и запломбируйте. О снятии пломбы доложите.
  Загрязнение фильтров тонкой и грубой очистки топлива, низкая температура топлива (топливо загустело, не проходит через фильтры) Замените и промойте фильтрующие элементы. Проверьте работу топливоподогревателя и устраните неисправности
При включенных автомате и тумблере «Топливный насос» вал топливоподкачивающего насоса не вращается или вращается с перебоями Перегорел предохранитель цепи питания от аккумуляторной батареи. Произошло заедание щеток в обоймах щеткодержателей, неприлегание щеток к коллектору электродвигателя (после установки новых) Снимите предохранитель на 125 А в аппаратной камере   Устраните заедание щеток в обоймах
  Плохой контакт в соединениях выводной коробки, обрыв межкатушечных соединений электродвигателя Устраните неисправность: если это сделать не удается, поступите так, как это указано выше
При нажатии кнопки «Пуск дизеля 1» и включении автомата «Управление общее» коленчатый вал не проворачивается Контроллер машиниста не установлен в нулевое положение Переключатель ВЦУ не включен   Плохой контакт у пускового тумблера Установите штурвал контроллера в нулевое положение   Включите переключатель ВЦУ на основном пульте управления Восстановите контакт
  Не сработало реле времени РВ3, РУ29 и не замкнулись их контакты в цепи катушки реле РУ5 Проверьте срабатывание реле РВ3, РУ29
  Нет контакта между подводящим проводом и катушками пусковых контакторов Восстановите контакт
  Наличие воздуха в топливной системе или его подсос Удалите воздух из системы или устраните подсос
Вал дизеля проворачивается с недостаточной частотой, дизель не запускается Недостаточная емкость аккумуляторной батареи или короткое замыкание в одном из ее элементов Отключите неисправный элемент аккумуляторной батареи перестановкой перемычек Разрешается одновременно отключение не более двух-трех элементов. По прибытии в депо неисправные элементы замените
При запуске дизеля не включается электромагнит регулятора частоты вращения Отсутствует контакт у замыкающих контактов вспомогательной цепи пускового контактора Д1 Устранить неисправность  
  Выход из строя катушки электромагнита (обрыв, межвитковое замыкание) Отсутствует контакт в штепсельном разъеме. Смените электромагнит   Восстановите контакт
При пуске коленчатый вал вращается нормально, рейки топливного насоса передвигаются в сторону подачи топлива, но дизель-генератор не запускается Выключены секции топливного насоса   Попадание воздуха в топливную систему Включите секции     Удалите воздух
  Попадание охлаждающей жидкости в топливо Замените топливо
  Засорены топливные фильтры Промойте фильтры
  Неисправен электромагнит регулятора, заедание сердечника или отсутствие питания Устраните имеющиеся дефекты
Дизель-генератор пускается с трудом или после пуска останавливается Шток сервомотора перемещает рейки на выключение подачи топлива Устраните разрыв цепи питания электромагнита
  Тугой ход реек топливного насоса или поршня масляного сервомотора регулятора Устраните тугой ход реек поршня сервомотора
  Недостаточная комп-рессия вследствие боль-шого износа поршневых колец или их закоксовывание Замените поршневые кольца
  Негерметичность клапанов распределения или поломка пружин клапанов Притрите клапаны. Замените поломанные пружины
  Дизель слишком холодный Прогрейте дизель до необходимой температуры
  Малая частота вращения на холостом ходу Отрегулируйте работу регулятора на нормальную частоту вращения на холостом ходу
  Нарушена регулировка клапанов масляной системы (перепускного или на насосе дизеля) Отрегулируйте клапаны
  Недостаточное давление масла Отрегулируйте давление масла
При отключении пусковых контакторов дизель останавливается (при запуске электромагнит регулятора включается нормально, а после отключения пусковых контакторов отключается). Не работает реле давления масла из-за обрыва провода у контактов или неудовлетворительного контакта Снимите пломбу, откройте крышку реле давления масла, устраните обрыв провода или зачистите контакт блокировки. По прибытии в депо немедленно доложите о снятии пломбы с крышки реле давления масла
  Нарушен контакт в соединении минусовых проводов катушек электромагнитов привода регулятора частоты вращения Восстановите контакт
  Низкое давление масла, вызывающее срабатывание реле давления вследствие:  
  - малой частоты вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу Установите нормальную частоту вращения коленвала дизеля 5+0,25с-1 (300+15об/мин)
  - нарушена регулировка клапана насоса дизеля (масла) Отрегулируйте клапан
Дизель не запускается при исправной работе электрической аппаратуры Тугой ход реек топливных насосов Расходите рейки топливных насосов
  Не включен предельный выключатель частоты вращения коленвала дизеля Включите предельный выключатель
  Недостаточное количество топлива в топливном баке, пропуски вспышек по цилиндрам. Проверьте наличие топлива в баке.
  Недостаточное количество масла в ванне регулятора частоты вращения, низкая или завышенная вязкость масла. Заполните ванну регулятора маслом до середины масломерного стекла. Замените масло в регуляторе.
  Зарядка аккумуляторной батареи    
Отсутствует зарядка аккумуляторной батареи Перегорел предохранитель на 80 А вспомогательного генератора или батареи Замените предохранитель
  Недостаточная частота вращения коленчатого вала дизеля на нулевой позиции задатчика Увеличьте частоту вращения до 5+0,25с-1 ( Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и методы устранения - student2.ru об/мин)
    Не срабатывает один из контакторов КМ1, КУ2, ВВ Вышел из строя преобразователь ДНБС Нарушено соединение в кабеле между УСТА и МУВ Нарушена работа МУВ Проверьте правильность работы элементов цепи возбудителя ВСТ Проверьте показания ДНБС   Восстановите соединение в кабеле   Проверьте цепи подходящие к МУВ
  Трогание тепловоза с места  
Тепловоз не трогается с места после установки задатчика в рабочее положение     Выключился автомат «Управление общее» или тумблер «Управление машинами». Выключен выключатель моторов. Включите автомат или тумблер   Поставьте отключатель моторов в положение «I-II» для езды на двух тележках.
  Не замкнулись контакты выключателя блокировки двери высоковольтной камеры. Проверьте включение контакта выключателя.
     
  Недостаточное давление в системе управления. Подождите, пока повысится давление воздуха в системе управления до интервала от 0,54 до 0,59 МПа от (5,5 до 6 кгс/см2).
Тепловоз не трогается с места, нет напряжения и тока тягового генератора Не верны показания преобразователей ДТ1 и ДН1 Проверьте показания преобразователей тока и напряжения, замените их в случае выхода из строя
  Нарушено соединение между УСТА и МУВ Нарушена работа МУВ Вышла из строя плата «УВ» блока УСТА Восстановите соединение     Проверьте работу МУВ   В условиях депо замените плату «УВ» на блоке УСТА
  Следование тепловоза с поездом  
При переводе контроллера машиниста на следующую позицию частота вращения вала дизеля не увеличивается или резко возрастает. Неисправна одна из катушек электропневматического привода регулятора частоты вращения, заедает поршень или перевернут ролик. Устраните неисправность, ролик установите в нормальное положение
  Неправильное подсоединение проводов к катушкам электропневматического привода регулятора частоты вращение вала дизеля. Подсоедините провода согласно монтажной схеме.
Не происходит включение ослаблений поля тяговых электродвигателей Не включен тумблер «Управление переходами».   Включите тумблер.  
  Плохой контакт в основной цепи у контакторов ослабления поля Ш1, Ш2 Вышла из строя плата «ГР» Вышла из строя плата «ВЫХ» Зачистите контакты.   Замените плату «ГР»   Замените плату «ВЫВ»
Сработало реле заземления В силовой цепи имеет место пробой или частичное разрушение изоляции (земля в силовой цепи). Нажмите кнопку «Возврат реле заземления» и попытайтесь продолжать движение. Если реле сработало повторно, произведите тщательный осмотр всей силовой цепи для выявления неисправности. Устраните повреждение изоляции или касание токоведущих элементов к корпусу тепловоза. Если повреждение не обнаружено и нет явных признаков повреждения (появление дыма, прожогов изоляции и др.), восстановите реле в нормальное положение, отключите рубильник реле заземления и продолжайте движение в основное депо, заявите о ненормальной работе реле.
Переход на ослабленное поле происходит, но скорость тепловоза не увеличивается. Плохой контакт между губками контакторов шунтировки поля. При первой остановке зачистите губки контакторов.
  Слабый контакт между губками и гибким соединением контактора шунтировки поля. Восстановите контакт.
  Слабый контакт между неподвижной губкой контактора шунтировки поля и искрогасительной катушкой. Восстановите контакт.
Повреждение тягового электродвигателя. Причины, которые не могут быть устранены силами бригады (межвитковое замыкание, пробой изоляции якоря или катушек и др.) Дальнейшее следование может быть допущено с отключением тележки с неисправным электродвигателем
Повышена температура выпускных газов по всем цилиндрам при нормально отрегулированной топливной аппаратуре Общая перегрузка дизель-генератора, вызванная внешними причинами Уменьшите нагрузку дизель-генератора до выявления причины перегрузки
  Противодавление выпускных газов за турбиной выше допустимого значения Устраните причину повышения противодавления
  Недостаточное давление наддува Проверьте частоту вращения вала турбокомпрессора и при необходимости замените турбокомпрессор. Проверьте чистоту воздушных фильтров турбокомпрессора, при необходимости промойте их.
  Недостаточная компрессия из-за повышения износа поршневых колец или их пригорания. Замените поршневые кольца.
Течь воды из-под крышек цилиндров. Неудовлетворительное прилегание уплотняющих поверхностей блока внутри цилиндров. Восстановите уплотнительные стыки.
  Разрушение резиновых колец уплотнения между крышкой цилиндра и блоком. Замените резиновые кольца.
  Нарушение правил затягивания гаек крепления крышек цилиндров (при переборках или ремонте) Отпустите все гайки крышек цилиндров и вновь затяните их.
Течь масла из-под крышек цилиндров. Разрушены резиновые уплотнительные кольца или резина потеряла упругие свойства. Замените резиновые кольца.
Неправильно срабатывает предельный выключатель. Снижение упругости пружин, вследствие чего регулятор срабатывает при частоте вращения ниже 12,5с-1 (750об/мин) Замените пружину.
  Защемление пружины, вследствие чего регулятор срабатывает при частоте вращения выше 13,5с-1 (870об/мин). Разберите регулятор и устраните причину защемления пружины.
Повышение давления в картере. Повышенный износ или залегание поршневых колец. Замените поршневые кольца.
  Задиры на втулках цилиндров (прорыв газов). Выявите причины задиров и замените втулки цилиндров.
Дизель не развивает полной мощности. Не работает одна из катушек электропневматического привода регулятора частоты вращения вала дизеля (недостаточный подъем поршня или пропуск через манжеты поршня). Добавьте смазку и устраните пропуск воздуха.
  Перевернулся ролик электропневматического привода регулятора частоты вращения вала дизеля. Установите ролик в нормальное положение.
  Недостаточное давление воздуха в системе управления. Отрегулируйте клапан.
  Нарушена регулировка или произошло заедание воздушного редукционного клапана. Устраните утечку воздуха.
  Обрыв нагнетательной трубки форсунки. Резкое нарушение ритма работы дизеля. Остановите дизель и замените трубку. При отсутствии трубки выключите секцию насоса и следуйте на пяти цилиндрах до основного депо.
  Произошло заедание плунжера секции топливного насоса или иглы распылителя форсунки одного из цилиндров дизеля. Выключите секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следуйте до основного депо на пяти цилиндрах.
  Не работает один или несколько цилиндров. Проверьте и при необходимости замените форсунку или секцию топливного насоса.
  Попадание воздуха в топливную систему. Удалите воздух, устраните причину попадания воздуха.
  Загрязнены воздушные фильтры турбокомпрессора. Очистите и промойте фильтры.
  Занижена частота вращения. Отрегулируйте частоту вращения.
  Низкое давление наддувочного воздуха. Устраните неплотности в соединениях коллектора и охладителя.
Дизель не развивает полной мощности, наблюдается большая дымность Засорены сетчатые кассеты воздушного фильтра дизеля Промойте фильтр. При сильных песчаных бурях забор воздуха производите из-под капота тепловоза
  Большая утечка воздуха через неплотности наддувочного коллектора. Устраните утечку воздуха.
  Отсоединилась рейка одной из секций топливного насоса от вала наполнения (появления резких стуков в цилиндре и дымного выпуска). Выключите секцию топливного насоса и рейку соедините с валом наполнения.
  Неисправна одна или несколько форсунок. Поочередным выключением секций топливного насоса определите цилиндр, в котором установлена неисправная форсунка. По прибытии в депо форсунку замените.
Дизель работает с дымным выпуском. Дизель перегружен или нагружен сразу же после пуска без предварительного прогрева. Уменьшите нагрузку или прогрейте дизель после пуска.
  Зависает игла или засорены отверстия распылителя форсунки. Замените неисправные форсунки.
  Недостаточная компрессия в цилиндрах дизеля вследствие износа или пригорания поршневых колец, негерметичности или поломки пружин клапанов цилиндровых крышек. По прибытии в основное депо замените поршневые кольца или сломанные пружины, притрите клапаны по посадочным местам в цилиндровых крышках.
  Высокий уровень масла в раме дизеля. Проверьте, не попадает ли топливо или вода в масло. Установите нормальный уровень масла.
  Неправильно установлен угол начала подачи топлива в цилиндры. По прибытии в депо проверьте и установите нормальный угол начала подачи топлива.
  Заклинивает вал ротора турбокомпрессора. Остановите дизель, заклиньте ротор деревянными клиньями и следуйте до основного депо при работе дизеля с пониженной мощностью (от 400 до 420 кВт).
  Дизель-генератор длительно (более 40 мин.) работает без нагрузки на холостом ходу. Не допускайте длительной работы без нагрузки.
Дизель стучит. Зависание иглы, недостаточная затяжка пружин у форсунки. Замените неисправную форсунку.
  Дизель нагружен без прогрева. Прогрейте дизель.
  Неправильно установлен угол начала подачи топлива в цилиндры. Проверьте и установите нормальный угол начала подачи топлива.
Внезапный сильный стук в одном из цилиндров. Произошло выплавление баббитовой заливки или разрушен вкладыш шатунного подшипника коленчатого вала. Дизель немедленно остановите. До замены вкладыша пускать дизель категорически запрещается.
  Оборван стержень выпускного или впускного клапана цилиндровой крышки. Дизель немедленно остановите. До устранения неисправности пуск дизеля категорически запрещается.
  Большой зазор между поршнем и цилиндром, между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна или в каком-либо подшипнике коленчатого вала. Проверьте зазор и произведите соответствующий ремонт.
  Неправильные зазоры у всасывающих и выпускных клапанов. Установите нормальные зазоры между бойками ударников и колпачками клапанов.
  Разрегулирована величина подачи топлива отдельными секциями топливного насоса. Уменьшите подачу топлива неисправной секцией или замените секцию.
Дизель работает неустойчиво. Занижена частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала.
  Увеличьте зазоры в рычажной системе привода реек топливного насоса. Устраните зазоры.
  Наличие воздуха в топливной системе. Удалите воздух.
  Чрезмерная затяжка компенсирующей пружины регулятора. Уменьшите затяжку компенсирующей пружины.
  Загрязнено масло регулятора или масло не соответствует нормам эксплуатации дизеля. Промойте масляную ванну регулятора частоты вращения вала дизеля, замените масло.
  Наличие воздуха в масляной ванне регулятора после замены масла. При прогретом масле в регуляторе отверните регулировочную иглу на два-три оборота и дайте двигателю проработать неустойчиво от 5 до 8 мин. При минимальной частоте холостого хода, после этого дизель начнет работать устойчиво. Регулирование открытия иглы производите при хорошо прогретом дизеле.
  Недостаточный или слишком большой уровень масла в масляной ванне регулятора частоты вращения вала дизеля. Установите нормальный уровень масла.
  Тугой или неплавный ход реек секций топливного насоса (проверяется при разъединенном шарнире штока сервомотора регулятора). Обеспечьте легкость и плавность хода реек секций топливного насоса.
Дизель идет в разнос Тугой ход реек, заедание плунжера секций топливного насоса. Устраните тугой ход реек, замените негодную плунжерную пару.
  Заклинивание поршневой пары сервомотора регулятора вследствие деформации корпуса от чрезмерной затяжки гаек крепления корпуса сервомотора. Ослабьте затяжку гаек крепления корпуса сервомотора.
  Заедание золотника регулятора вследствие загрязнения масла Промойте масляную ванну регулятора. В случае необходимости по прибытии в основное депо разберите золотниковую часть, устраните заедание.
Дизель не останавливается. Заедает сердечник электромагнита или золотник автоматического выключения сервомотора регулятора частоты вращения вала дизеля. Заедание реек секции топливного насоса Устраните заедание.
  Неправильное соединение реек секций топливного насоса со штоком сервомотора регулятора. Обеспечьте правильное соединение реек со штоком сервомотора (при неработающем дизеле).
  На неработающем дизеле (шток сервомотора внизу) выход реек секций топливного насоса более семи делений. Рейки должны выходить на шесть-семь делений.
  Завернулся винт ограничителя хода электромагнита. Ход сердечника отрегулируйте пробкой, отверните ее от положения упора не более чем на три оборота. Пробку законтрите.
Дизель останавливается при переводе штурвала контроллера в нулевую или первую позицию. Тугой или неплавный ход реек секций топливного насоса. Устраните тугой или неплавный ход реек
  Неправильно отрегулирована регулировочная игла регулятора частоты вращения вала дизеля. Увеличьте открытие регулировочной иглы для повышения ускоренного действия регулятора.
  Занижена частота вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу. Отрегулируйте нормальную частоту вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу.
  Заниженное давление масла в масляной системе дизеля, вызывающее срабатывание реле давления масла (перегрев масла в дизеле) Обеспечьте нормальное давление масла в масляной системе дизеля
  Неисправно реле давления масла Отрегулируйте реле давления масла
Неисправность фрикционной муфты Проскальзывание дисков фрикционной муфты, сильное нагревание муфты Отрегулируйте муфту
  Износились фрикционные диски По прибытии в депо диски замените
  Муфта не включается Заклиньте муфту путем затяжки регулировочных болтов при остановленном дизеле. Если муфта будет проскальзывать, распустите муфту, заложите прокладки (между ведомыми дисками) и вновь затяните регулировочные болты. После этого следуйте с поездом до депо, регулируя температуру воды и масла жалюзями
  Установка УПС-ТПС  
После включения тумбл. СЕТЬ не горит светодиод «Норма» и другие индикаторы Неисправен предохранитель Заменить на исправный  
Горят светодиоды НЕИСПРАВНОСТЬ и ОБРЫВ и номера линий сигнализации Обрыв в указанных линиях сигнализации Устранить обрыв
Одновременно горят светодиоды К.З., НЕИСПРАВНОСТЬ, ОБРЫВ и номер ли­нии сиг­нализации Неправиль­ное подклю­чение в линии сигнали­зации оконечного диода VD1 Поменять полярность включе­ния диода
Прибор ППКП не воспринимает сигналы «Пожар» от пожарного извещателя и датчиков Неисправность на со­ответст­вующей плате обработки Отремонти­ровать плату об­работки

Наши рекомендации