Эмоции, творчество, работоспособность
Эмоции
С помощью нервной системы живые организмы могут ощущать, что происходит вокруг. Хорошо выраженные ощущения получили название эмоций. Эмоции – это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга и отражает соотношение какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которое субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и ранее приобретенного опыта.
Потребность – это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие. У человека существует три группы потребностей: витальные (сомато-висцеральные), социальные (коммуникация, познание, деятельность) и творческие (наука, искусство, религия). Каждая группа потребностей не является изолированной. Мозговые механизмы эмоций обеспечивают интеграцию факторов организации целенаправленного поведения, причем именно потребности являются основой побуждений (мотиваций) к свершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребностей.
Эмоции зависят от индивидуальных особенностей субъекта и, в первую очередь, от индивидуальных особенностей его мотивационной сферы, волевых качеств и т.п. Эмоциональная реакция проявляется либо быстро развивающимся аффектом, либо настроением, сохраняющимся часами, днями и неделями. Зависят эмоции и от вероятности удовлетворения потребности. Например, малая вероятность избежать нежелательного воздействия вызывает у субъекта тревогу, а малая вероятность достигнуть желаемой цели – разочарование и т.д. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей, называют чувствами. Чувства свойственны только человеку.
Что такое эмоции? В настоящее время принята “информационная” теория эмоций. Считается, что структуры мозга, активирующиеся при эмоциях, так называемые, эмоциогенные струткуры, реагируют на афферентацию из внешней и внутренней среды организма, то есть получают информацию о потребностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Все сведения о необходимых и реально имеющихся в данный момент у субъекта возможностях для удовлетворения возникшей потребности трансформируются мозгом в оценку вероятности достижения цели, то есть удовлетворения потребности.
Благодаря потребностям, рефлекторная деятельность мозга перестает быть пассивным отражением действительности, а становится отражением активным, предвзятым, заинтересованным, субъективным. Установлена необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса.
При возникновении эмоционального напряжения вегетативные сдвиги (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.) превышают, как правило, реальные потребности организма. Одновременно эмоциональное напряжение сопровождается переходом к иным, по сравнению со спокойным состоянием, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реакций на них. Эмоции “запускаются” мозгом, но реализуются с участием вегетативной нервной системы. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, диаметра зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, мышечное напряжение и т.д.
Список эмоций открыт и всегда будет пополняться (рисунок 28). Принято существование 10 фундаментальных эмоций, составляющих основную мотивационную систему человеческого существования. Каждая такая эмоция обладает уникальной мотивацией и характеризуется четкими различиями во внешних выражениях. Эмоции взаимодействуют между собой и способны активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоции также взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами и оказывают на них влияние.
К числу фундаментальных эмоций относятся следующие:
1. Интерес – волнение – наиболее частая положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления;
2. Радость – мотивирует созидание, творчество, постоянно желаемая эмоция;
3. Удивление – эмоция, направляющая внимание на объект, вызвавший удивление, мотивирует познавательные процессы;
4. Горе – страдание – эмоция, связанная с чувством одиночества, отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе;
5. Гнев – эмоция, которая связана с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе;
6. Отвращение– эмоция, часто встречающаяся вместе с гневом, но обладает собственными мотивационными признаками;
7. Презрение – сопутствует гневу или отвращению;
8. Страх – эмоция, которая вызывается за счет нервной стимуляции, сигнализирующей о реальной или воображаемой опасности. Эта эмоция мобилизует организм;
9. Стыд – мотивирует желание спрятаться, исчезнуть, часто способствует сохранению самоуважения;
10. Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или религиозного характера, в ситуациях, когда субъект чувствует личную ответственность.
Рисунок 28 – Основные виды эмоций.
Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (например, тревожность, депрессия, любовь, враждебность).
Изучение эмоций осуществлялось при электрической стимуляции и хирургическом удалении различных участков мозга у животных. Наблюдали их поведение под влиянием стимуляции или сравнивали поведение оперированных животных с их поведением до операции или с поведением нормальных животных того же вида. Наблюдения проводилось и на людях с повреждением мозга. Например, повреждение височных долей мозга у людей вызывает либо агрессивное, либо апатичное поведение. Повреждение лобных долей мозга у людей ведет к изменениям в настроении, утрате способности к планированию, апатии.
Сегодня для нас наиболее понятен эмоциональный мир высокоорганизованных позвоночных животных. У них, как и у человека, эмоции связаны с высшей нервной деятельностью.
Важным свойством нервной системы является ее способность формировать условные рефлексы. При очень устойчивом чередовании событий условные рефлексы преобразовывались в безусловные, которые передавались по наследству. Такие рефлексы называются инстинктами. Их главный недостаток – функционирование и тогда, когда ситуация изменилась и целесообразность инстинктивной реакции исчезла.
В случаях, когда определенные объекты или явления постоянно сопровождались значимыми эмоциями, к таким объектам и явлениям формировалось чувственное отношение. Оно могло быть положительным или отрицательным. Сегодня имеется много слов для обозначения этих отношений. Люди используют соответствующие слова главным образом для описания как собственных чувств, так и чувств высших позвоночных животных, эмоционально-чувственный мир которых вряд ли существенно отличается от нашего. Некоторые чувства даны и нам и животным “навечно”, они передаются по наследству (любовь к детям, половое влечение и т.п.).
По мере увеличения видового разнообразия живых существ и усложнения в этой связи условий жизни все менее эффективным становилось поведение, основанное только на инстинктах. Развитие зачатков рассудочной деятельности, подобной, вероятно, той, которую сегодня можно наблюдать у высших позвоночных животных, дало далеким предкам человека определенные преимущества. Примером таких первых шагов к разуму можно считать, например, поведение волков, когда одни из них преследуют добычу, а другие, в зависимости от конкретных условий охоты, устраивают засаду в том или ином месте. Но животные не могут анализировать длинные цепи причинно-следственых связей и на основании этого анализа предсказывать вероятность наступления отдаленных событий.
Все потребности, удовлетворяемые человеком в результате осознанной деятельности, небезразличны для нас в эмоциональном отношении. Чем значимее потребность, тем больше радости приносит ее удовлетворение. При оценке значимости разную роль могут играть элементы сознательного отношения и чисто эмоционального “хочется”. На сознание возлагается анализ разных вариантов достижения цели с минимальными издержками (это могут быть потеря времени, моральные потери, цена и т.д.). Над процессом анализа, обдумывания все время тяготеет эмоциональное “хочу”. Сильная личность минимизирует это давление, осознанно стремясь к беспристрастному анализу. Слабая – идет на поводу у желаний. Соображения нравственного плана могут существенно повлиять на величину положительных эмоций, сопровождающих процесс удовлетворения потребностей.
Величина эмоционального воздействия практически не поддается количественному измерению. Внешние проявления эмоций крайне индивидуальны, но об их величине каждый может судить на основе самоанализа.
Творчество
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и истинной уникальностью.
Эмоции – факторы, мобилизующие наш мозг на активную деятельность, повышающий его возможности. Именно при творческой деятельности эмоции являются первыми помощниками.
Наука и искусство являются формами общественного сознания, совершенствующими отражение закономерностей мира. Наука и искусство базируются на реальных впечатлениях и вскрывают глубокие закономерности явлений внутреннего и внешнего мира. Чтобы творить, надо много знать и уметь. Человеческий мозг комбинирует только то, что в нем уже есть. Отсюда видна необходимость широкого образования как пособия творчеству.
Работоспособность
Трудовая нагрузка может адресоваться к различным физиологическим системам, значительно повышая уровень их функциональной активности. В зависимости от степени вовлечения в процесс трудовой деятельности нервно-мышечного аппарата или нервно-психических функций нагрузки подразделяются на физические и нервно-психические.
Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность зависит от степени тренированности и склонности к данному виду деятельности, состояния окружающей среды, здоровья человека, мотивации работающего.
В процессе труда работоспособность не является стабильной, подвергается изменениям, соответствующим различным фазам (периодам).
Основные фазыработоспособности:
врабатывание – повышение работоспособности в начальном периоде деятельности (процесс вхождения в работу); в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей работника эта фаза длится от нескольких минут до 1,5–2 ч;
высокая и устойчивая работоспособность – на фоне относительно стабильных реакций организма происходит увеличение трудовых показателей, отмечается повышение производительности труда, сокращение затрат рабочего времени на выполнение операций, уменьшение брака и сокращение простоев оборудования; в зависимости от степени тяжести труда эта фаза может длиться 2–3 ч;
снижение работоспособности – проявляется (в результате развивающегося утомления) в увеличении времени рефлекторных реакций, снижении внимания, появлении лишних движений и ошибочных действий, ухудшении состояния сердечно-сосудистой и др. систем организма; ухудшаются и производственные показатели – уменьшается выработка, увеличивается время на выполнение операций, растет количество бракованных изделий.
В течение смены работоспособность повышается в первые часы работы, затем поддерживается на высоком уровне и снижается к обеденному перерыву. Описанные фазы повторяются и после обеда. Но во второй половине смены фаза врабатывания протекает быстрее, а следующая фаза характеризуется снижением работоспособности и меньшей продолжительностью; снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с более глубоким развитием утомления.
Работоспособность человека определяется условиями его работы и отдыха. За время отдыха физиологические показатели, изменившиеся в процессе работы, должны вернуться с исходному уровню. Поэтому среди мер физиологической рационализации трудовой деятельности ведущее место занимают физиологически обоснованные режимы труда и отдыха, представляющие собой систему чередования периодов работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели или года. Эта система регламентирует время начала, продолжительность и содержание периодов отдыха. Разработка рациональных режимов труда и отдыха возможна лишь на основе психофизиологических исследований функционального состояния человека в процессе труда. Правильно организованные режимы чередования периодов работы и восстановления являются одним из наиболее эффективных способов сохранения высокой работоспособности и здоровья человека.
Утомление – это временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. При утомлении нарушается постоянство внутренней среды организма. Но повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма. Утомление может быть умственным или физическим.
Различают утомление острое и хроническое, общее и локальное. Острое утомление развивается при кратковременной работе, а хроническое – как результат недовосстановления после работы. При хроническом утомлении утрачивается способность к усвоению новых навыков, падает работоспособность, снижается устойчивость организма к заболеваниям.
Общее утомление возникает при физической работе, в которую вовлечены обширные мышечные группы. Для него характерно нарушение регуляторных функций центральной нервной системы, координации двигательной и вегетативной функций, снижение эффективности волевого контроля за качеством выполнения движений. Общее утомление сопровождается расстройством вегетативных функций. Субъективно это ощущается как резкий упадок сил, одышка, сердцебиение, невозможность продолжать работу. Когда чрезмерная нагрузка падает на отдельные мышечные группы, развивается локальное утомление. При локальном утомлении страдают местные структурные элементы регуляции движений. В скрытой фазе развития утомления сохраняется высокая работоспособность, но падает экономичность работы. Ее продолжение вызывает явное (некомпенсированное) утомление.
При утомлении наблюдаются изменения в гуморальной системе, снижается скорость ресинтеза АТФ, развивается гипоксия ткани, истощаются энергетические ресурсы (гликоген печени).
Контрольные вопросы
1. Что такое живой организм с точки зрения теории систем?
2. Основные системные принципы.
3. Уровни организации организма.
4. Основные системы организма человека.
5. Внешнее управление организмом.
6. Уровни внутреннего управления организмом.
7. Нервная система, как система управления организмом.
8. Эндокринная система, как система управления организмом.
8. Отрицательная обратная связь, ее роль в живых организмах.
9. Положительная обратная связь, ее роль в живых организмах.
10. Эмоции, их виды.
11. Примеры творчества.
12. Роль мотивации в работоспособности.
Тема 10 Эволюция биосферы