Модель атома водорода по Бору
На электрон со стороны ядра действует кулоновская сила, сообщая ему центростремительное ускорение. Поэтому Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Из правила квантования: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru Подставляя уравнение для скорости электрона на орбите в предыдущее, получим: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru , где n=1,2,3...   Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Если п=1, а r1 =0,5-10-10 м, то r2=r1.n2=4r1, r3=9r1 и т.д. Т.о. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru или rn~n2. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Полная энергия атома равна: Е = Ek + Eп Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Подставляя выражение для радиуса стационарной орбиты, получим: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru Знак "-" говорит о том, что между электроном и ядром действуют силы притяжения. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Переход электрона с более высокой орбиты k на орбиту п со­провождается излучением фотона с частотой: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru Таким образом, мы пришли к формуле Бальмера, где Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru - постоянная Ридберга. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Трудности теории Бора Правило квантования Бора применимо не всегда, представление об определенных орбитах, по которым движется электрон в атоме Бора, оказалось условным. Теория Бора неприменима для многоэлектронных атомов и не объясняет ряд спектральных закономерностей. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
В 1917 г. А. Эйнштейн предсказал возможность перехода атома с высшего энергетического состояния в низшее под влиянием внешнего воздействия. Такое излучение называется вынужденным излучением и лежит в основе работы лазеров.
Постулаты Бора
1. Атомная система может находиться только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия Еn . В стационарном состоянии атом не излучает.
2. При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией Ek в стационарное состояние с меньшей энергией En излучается квант энергии: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
3. К этим постулатам следует добавить правило квантования орбит: в стационарном состоянии атома электрон, двигаясь по круговой орбите, должен иметь дискретные, квантованные значения момента импульса Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru где rn - радиус n-ой орбиты; vn—скорость электрона на этой орбите; me— масса электрона, п—целое число - номер орбиты или главное квантовое число. Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Спектральные закономерности Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
В середине XVIII в. Г. Кирхгоф обнаружил: свечение газов дает четко выраженные дискретные линии. Швейцарский препо­даватель И. Бальмер эмпирически вывел формулу для спектра водорода (1885): Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru , где п—любое целое число >2, т. е. п=3, 4, 5 и т.д.
Величина R носит название "постоянная Ридберга"
Для инфракрасной области спектра аналогичную формулу вывел Ф. Пашен: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru , где п—любое целое число >3, т. е. п=, 4, 5 и т.д.
А для ультрафиолетовой - Т. Лайман Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru , где п—любое целое число >1, т. е. п=2,3, 4, 5 и т.д.
Значения длин волн спектральных линий, вычисленных по этим формулам, совпадали с исключительной точностью со значениями длин волн этих ли­ний, измеренных эксперимен­тально. В конце XIX в. ученые обнаружили фундаментальную закономерность в микромире, которую в то время объяснить не смогли. Только через 30 лет Н. Бор дал физическую интерпретацию этой формулы. Он предположил, что два чле­на в формуле Бальмера представляют собой полные энергии разрешенных орбит элект­рона в атоме водорода.
Преобразовав формулу Бальмера (умножив обе части на h), получим: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru   Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Учитывая, что согласно гипотезе Планка энергия кванта Δ Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru , получим: Вопрос. Теория атома водорода по Бору. Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Недостатки теории Бора. - student2.ru
Свои постулаты Н. Бор применил для построения теории атома водорода.

26 Вопрос. Экспериментальное подтверждение постулатов Бора (опыты Франка и Герца).

Опыт Франка и Герца

Существование дискретных энергетических уровней атома подтверждается опытом Франка и Герца. Немецкие ученые Джеймс Франк и Густав Герц за экспериментальные исследования дискретности энергетических уровней получили Нобелевскую премию в 1925 г. В опытах использовалась трубка (рис. 6.9), заполненная парами ртути при давлении р ≈ 1 мм рт. ст. и три электрода: катод, сетка и анод. Электроны ускорялись разностью потенциалов U между катодом и сеткой. Эту разность потенциалов можно было изменять с помощью потенциометра П. Между сеткой и анодом тормозящее поле 0,5 В (метод задерживающих потенциалов). Определялась зависимость тока через гальванометр Г от разности потенциалов между катодом и сеткой U. В эксперименте была получена зависимость, изображенная на рис. 6.10. ЗдесьU = 4,86 В – соответствует первому потенциалу возбуждения Согласно боровской теории, каждый из атомов ртути может получить лишь вполне определенную энергию, переходя в одно из возбужденных состояний. Поэтому если в атомах действительно существуют стационарные состояния, то электроны, сталкиваясь с атомами ртути, должны терять энергию дискретно, определенными порциями, равными разности энергии соответствующих стационарных состояний атома. Из опыта следует, что при увеличении ускоряющего потенциала вплоть до 4,86 В анодный ток возрастает монотонно, его значение проходит через максимум (4,86 В), затем резко уменьшается и возрастает вновь. Дальнейшие максимумы наблюдаются при и . Ближайшим к основному, невозбужденному состоянию атома ртути является возбужденное состояние, отстоящее по шкале энергий на 4,86 В. Пока разность потенциалов между катодом и сеткой меньше 4,86 В, электроны, встречая на своем пути атомы ртути, испытывают с ними только упругие соударения. При = 4,86 эВ энергия электрона становится достаточной, чтобы вызвать неупругий удар, при котором электрон отдает атому ртути всю кинетическую энергию, возбуждая переход одного из электронов атома из нормального состояния в возбужденное. Электроны, потерявшие свою кинетическую энергию, уже не смогут преодолеть тормозящий потенциал и достигнуть анода. Этим и объясняется резкое падение анодного тока при = 4,86 эВ. При значениях энергии, кратных 4,86, электроны могут испытывать с атомами ртути 2, 3, … неупругих соударения. При этом они полностью теряют свою энергию и не достигают анода, т.е. наблюдается резкое падение анодного тока. Таким образом, опыт показал, что электроны передают свою энергию атомам ртути порциями, причем 4,86 эВ – наименьшая возможная порция, которая может быть поглощена атомом ртути в основном энергетическом состоянии. Следовательно, идея Бора о существовании в атомах стационарных состояний блестяще выдержала проверку экспериментом. Атомы ртути, получившие при соударении с электронами энергию , переходят в возбужденное состояние и должны вернуться в основное, излучая при этом, согласно второму постулату Бора, квант света с частотой . По известному значению можно вычислить длину волны светового кванта: . Таким образом, если теория верна, то атомы ртути, бомбардируемые электронами с энергией 4,86 эВ, должны являться источником ультрафиолетового излучения с , что действительно обнаружилось в опытах. Таким образом, опыты Франка и Герца экспериментально подтвердили не только первый, но и второй постулат Бора и сделали большой вклад в развитие атомной физики.