Термобиметаллический предохранитель многократного действия
устанавливают на корпусе центрального переключателя света и включают в цепь фар и подфарников, а также в цепи стеклоочистителя и других потребителей тока. Каждый предохранитель рассчитан на определенную силу тока. Стальные пластины 2 изолированы друг от друга и имеют винтовые зажимы 1. Серебряные контакты 4 замкнуты усилием упругой биметаллической пластины 5. При прохождении через предохранитель тока силой, превышающей предельную (например, 20А в цепи освещения), нагрев биметаллической пластины усилится, и она, деформируясь, резким щелчком разомкнет контакты. После остывания пластина примет прежнюю форму, и контакты, замкнутся снова; так контакты замыкаются и размыкаются, ограничивая силу тока до момента выключения цепи, имеющей короткое замыкание.
Термобиметаллический предохранитель однократного действия
устанавливают в цепях приборов освещения, звукового сигнала и в других цепях.
При силе тока, превышающей определенную величину, биметаллическая пластина 5, нагреваясь, резким щелчком выгибается и размыкает контакты 4; при этом пластина остается в положении, показанном на рис. 59, б пунктиром. После устранения короткого замыкания пластину 5 возвращают в первоначальное положение, нажимая на кнопку 7, и включают разомкнутую цепь.
Приборы звуковой сигнализации
а — схема электромагнитного вибрационного сигнала;
1 — рупор; 2 — мембрана; 3 — корпус; 4 — сердечник; 5 — шпилька; 6 — стальная упругая пластина; 7 — якорек; 8 — обмотка; 9 — гайка; 10 — регулировочная гайка; 11 — контргайка; 12 — шток; 13 — неподвижная пластина; 14 — упругая пластина; 15 — конденсатор; 16 — искрогасящее сопротивление; 17 — кнопка;
б — схема реле звуковой сигнализации РС508;
1 — искрогасящее сопротивление; 2 — контакты; 3 — якорек; 4 — упругая пластина; 5 — ярмо; 6 — обмотка.
Электромагнитный звуковой сигнал
При включении кнопки 17 по обмотке 8 проходит ток, вызывающий намагничивание стального сердечника 4. Якорек 7 притягивается к сердечнику и через шток 12 прогибает стальную упругую мембрану 2; при этом гайка 10 размыкает контакты прерывателя. Ток в обмотке 8 прерывается, мембрана выпрямляется и перемещает шток с якорьком в исходное положение. Контакты прерывателя замыкаются вновь, и процесс повторяется с частотой от 200 до 400 пер/сек. Колебания воздуха, вызванные мембраной 2, создают звук.
Конденсатор 15 или искрогасящее сопротивление 16 включены параллельно вольфрамовым контактам прерывателя и предназначены для уменьшения искрения между контактами.
Реле звуковой сигнализации
Реле звуковой сигнализации устанавливается на автомобиле ГАЗ-66 для подачи звукового сигнала из кузова в кабину. Реле крепится в кабине, а кнопка — в кузове. В нерабочем состоянии усилием упругой пластины 4 контакты 2 реле находятся в замкнутом состоянии. При включении кнопки ток проходит по обмотке 6 и вызывает намагничивание сердечника. Якорек 3 притягивается к сердечнику и вызывает размыкание контактов, а следовательно, и прерывание тока. Упругая пластина 4 снова замыкает контакты, и процесс повторяется с частотой около 200 пер/сек. Колебания воздуха, вызванные вибрацией пластины 4, создают звук. Искрение воздуха между контактами уменьшается включением параллельно им искрогасящего сопротивления 1.
Стеклоочиститель
1 — электродвигатель; 2 — переключатель; 3 —редуктор; 4 — кривошип; 5 — тяги; 6 — рычаг валика привода щетки; 7 — корпус валика; 8 — рычаг с резиновой щеткой; 9 — контактный диск переключателя; 10 — добавочное сопротивление; 11 — контактный диск концевого выключателя; 12 — шестерня; 13 — червяк; 14 — выключатель зажигания; 15 — термобиметаллический предохранитель; 16 — подвижная пластина концевого выключателя.
Стеклоочиститель СЛ115 устанавливается на автомобиле ГАЗ-66 и состоит из электродвигателя 1 с параллельным возбуждением, мощностью 50 Вт, переключателя 2, привода щеток и двух резиновых щеток.
С валом электродвигателя 1 шарнирно соединен червяк 13 редуктора, вращающий текстолитовую шестерню 12. Кривошип 4 жестко соединен с валом шестерни и преобразует вращение шестерни в качание щеток относительно их опор. Движение от кривошипа 4 к щеткам передается через тяги 5 и рычаги 6.
Переключатель 2 служит для включения и выключения электродвигателя, а также для изменения скорости вращения якоря.
Для получения малой скорости вращения якоря и, следовательно, малой скорости движения щеток по ветровому стеклу контактный диск 9 переключателя 2 устанавливают в такое положение, при котором ток в цепи обмотки возбуждения электродвигателя проходит помимо добавочного сопротивления 10. В этом режиме работы электродвигатель потребляет наибольшую силу тока и развивает наибольший крутящий момент на валу. Включают эту скорость при сильном мокром снеге.
Для увеличения скорости вращения якоря, а следовательно, скорости движения щеток по ветровому стеклу устанавливают контактный диск 9 переключателя в другое положение, при котором в цепь обмотки возбуждения электродвигателя включается добавочное сопротивление.
За каждый оборот шестерни 12 контактный диск 11 концевого выключателя набегает на колено подвижной пластины 16 концевого выключателя, и концевой выключатель замыкает электродвигатель на массу параллельно переключателю 2.
После выключения переключателя (положение стоп) электродвигатель остается включенным концевым выключателем до момента установки подвижной пластины 16 в прорезь контактного диска 11. В этот момент концевой выключатель разомкнет цепь, и двигатель остановится. При этом щетки остановятся у центральной стойки ветрового стекла. В других стеклоочистителях щетки останавливаются в крайнем нижнем положении.
В цепь электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель многократного действия, ограничивающий силу тока в цепи при перегрузке и коротком замыкании обмоток электродвигателя.