Генерирование термозащитного и механозащитного полей
Способность некоторых сенситивов переносить без повреждений длительное воздействие высокой температуры принадлежит к числу немногих явлений психизма, которые можно сравнительно легко наблюдать в наше время {86-21}. Это явление настолько наглядно, что надо обладать взглядом скептика, затуманенным предвзятыми убеждениями, чтобы не разглядеть его паранормальности и пытаться ввести его в рамки представлений официальной науки, как это делали некоторые "исследователи" данного явления /668, 1345, 1346/.
Свойство "термостойкости" проявлял ряд сенситивов. Так, Д. Юм в экстатическом состоянии "бодрствующего транса" долго мешал голой рукой раскаленные угли в камине, держа в руке раздувал их так, что летели искры, носил по комнате, подносил присутствующим, клал себе в волосы, заворачивал в батистовый платок, который оставался цел. Профессор В. Крукс проверил потом в лаборатории, что ткань платка ничем не была пропитана. Юм обладал способностью индуцировать термостойкость — передавал горящие угли в руки участникам без вреда для них {87-5}. В журнале /1515/ приведено много примеров термостойкости других сенситивов. Так, сенситив долго держал руки в огне, они закоптились, но остались невредимы /1247/. Удивительная процедура была проделана сенситивом Фоскеттом на заседании ОПИ — общества, большинство членов которого отличалось удивительным скептицизмом. Фоскетт в течение 10 минут держал руки в огне горевшего в большой чаше спирта, затем вылил остатки горящего спирта себе на голову, а когда он выгорел — дематериализовался и был невидим в течение 40 секунд. В Индии факиры — "покорители огня" держат в руках раскаленную докрасна цепь и вынимают голой рукой монету из кипящего масла /616, 1241, 1242/. Примеры термостойкости демонстрируют триполитанские марабу, "огнепроходцы" маори, японцы, жители Таити, Тринидада, Тонга, Маврикия 188-4}. Были случаи проявления термостойкости сенситивами при "неспокойствиях": на женщине — сенситиве самовозгорается платье, окружающие стараются его потушить, сильно обжигают руки, а она невредима /8/.
Проявления термостойкости часто связаны с религиозным фанатизмом и обрядами. Так, в США есть секта, адепты которой воспитывают в себе нечувствительность к огню факелов, к укусам змей, к стрихнину (есть смертельные случаи) /668, 1277/.
Наряду с проявлениями индивидуальной термозащищенности широко известны и примеры коллективной демонстрации нечувствительности к огню. Одним из них являются "нестеняры" Болгарии8. На своих празднествах нестеняры, при стечении любопытных, долго ходят босыми ногами по раскаленным углям костра без всякого для себя вреда, тогда как посторонние не могут и ступить на кострище /672/. Нечто сходное ежегодно происходит в греческой деревне Айя-Элени, где ночью десяток мужчин и женщин "астенорид" высоко подняв над собой иконы в экзальтации пляшут босыми ногами по раскаленным углям свежего пепелища, поднимая снопы искр /"За рубежом", М., 1982, № 40/. Поразительны "праздники огня" на островах Фиджи. Им придан коммерческий характер: съезжается много туристов и с них берут порядочные деньги. Но есть на что посмотреть. Площадку диаметром несколько метров мостят крупными камнями, укладывают на нее дрова и хворост и жгут костер всю ночь. Нагрев камней эффективен: брошенная на них зеленая ветка вспыхивает как солома /148, 1218/. Утром "непогрешимые перед духом огня" сенситивы вступают босиком на раскаленные, лопающиеся от жары камни, ходят, танцуют до полуминуты, разбрасывают зеленые листья — клубы дыма, шипение. Их ступни проверяли сразу после огнехождения: они в нормальном состоянии, чувствуют укол и жар сигареты /1072/. А камни так раскалены, что еще несколько часов к ним нельзя приблизиться /672, 1216/.
В 1974 году физик из ФРГ Ф. Каргер заснял на цветную пленку огнехождение двадцати сенситивов. На ступни одного из них он нанес термочувствительную краску. Температура ступней не повышалась выше 83°С, тогда как температура камней превышала 333°С. Затем он срезал со ступни ходившего по камням кусок кожи и бросил его на камни — он сразу обуглился. На камнях не было золы, которая могла бы служить термоизолятором /"За Рубежом", М., 1982, №40/.
Отдельным лицам удалось принять участие в огнехождении под индуцированной се не ит и вам и защитой. Две женщины прошлись "по огню", не испытав никаких неприятных ощущений, ступни и одежда не были повреждены, но когда все было позади, возникла сильнейшая боль, которая быстро и бесследно прошла /1152/. Одного скептика сенситивы взяли за руки и провели по раскаленным камням: ощущение жуткой жары, подгорели усы и волосы, но босые ноги остались невредимы; убедился и засвидетельствовал явную паранормальность явления /1345/.
Занятны измышления, которыми скептики пытались "объяснить" явления термостойкости. Один думает, что хождение по раскаленным камням на Таити в пределах естества "так как у туземцев не такие ноги, как у белых" и пытается доказать "малую раскаленность камней", замеряя скорость выкипания на них воды (Значит температура была значительно выше 100°С!) /1345/. Другой уверяет, что на Маврикии ходят по огню для самоистязания и обжигаются, а третий предполагает, что там применяются "предохранительные мази" и что "огонь не горяч" /1346/. Четвертый скептик уверяет, что "есть холодные зоны огня" и что "смачивание ног керосином предохраняет от ожогов" /668/. А ученый муж, полтора года изучавший "искусство укротителей огня" в южных странах, считает, что у них "сокращается кровеобмен и подавляются раздражительные (болевые) процессы", хотя и признает, что "способность нервной системы противодействовать травмам кожи ограничена 10-15 секундами"; о неизбежности сгорания тканей он молчит /"За рубежом", М., 1982, №40/.
О механизме явления термозащищенности можно лишь гадать. Предполагают, что сенситивы генерируют силовое поле, "гасящее" тепловые движения корпускул вещества9. Думают и другое — что выделяется "термоизолирующий слой" субстанции, неспособной передавать ни тепловое движение частиц вещества, ни инфракрасное электромагнитное излучение. Под этой субстанцией одни разумеют астрал, другие "од". Говорят о микросмещении по четвертому измерению с вещественного плана "всей конструкции сенситива". Ясно же одно — явления термостойкости реальны и их надо исследовать.
О явлении, которое мы условно назвали "генерированием ме-ханозащитного поля", сведения очень скудные. Упоминают, что некоторые сенситивы способны сносить удары большой силы, на-поимер, что встречались индийские факиры, которые выдерживали удар молотом по голове /616/. В какой мере это справедливо — трудно судить.
Разные "физические" феномены
Термоаномалии. При сильных проявлениях психизма свидетели явлений часто ощущают "холодные веяния" /147, 1209/. Понижение температуры и вызванная им конденсация влаги почти всегда сопутствуют таким явлениям материализации, как образование фантомов и призраков /4, 71/. Понижение температуры объясняют заимствованием энергии, необходимой для осуществления явления, у окружающего вещества. Наблюдаемые перепады температуры оценены исходя из чувствительности кожи величиной не менее 5°С. Предполагают, что энергии охлаждаемого воздуха достаточно для осуществления левитаций, указывая, что при понижении на 1°С температуры кубатурой 5x4x3 м3 высвобождается 5.104 джоулей, тогда как для подъема предмета массой 25 кг на высоту 1 м требуется лишь 250 джоулей /1308, 1310/. Избыточность энергии источника делает предположение вероятным.
Иногда психическое воздействие сенситива на вещество ограничивается изменением его температуры /952/. Сообщают об опыте, при котором сенситив бесконтактно изменил показание медицинского градусника от 36°С до 40,2°С /884/. В опытах с Г. Шмейдлер сенситив И. Суанн изменял температуру двух предметов, удаленных от него на 2м, реже на Юм, причем одновременно и в разные стороны; изменения были невелики, но измеримы /1315/. Очень сильные, иногда катастрофические психические термовлияния, приводящие к возгораниям и пожарам, не раз имели место при "неспокойствиях", обычно в связи с неосознанным воздействием невыявленного сенситива /5, 8/. Примеры этого даются в главе 7.
Светочи. Светочи возникают лишь при очень сильных проявлениях психизма. Они излучают холодный свет, иногда способный засвечивать фотоматериалы {85-7}. В ряде случаев при появлении светочей чувствовался запах озона, но иногда это не замечалось. Форма светочей бывала самой различной — цилиндрической, овоидальной; не редкими были наблюдения светящихся фантомов рук /4, 43/. В одном случае наблюдались лучи длиной до 8 м, двигавшиеся по воле сенситива /497/. В другом случае ответы на вопросы давались путем кодированного испускания маленьких светящихся шариков из груди сенситива /1211/. При опытах с Д. Юмом наблюдались твердые и холодные на ощупь светочи, которые Редко пребывали дольше пяти минут /1412/. Светочи часто витали в воздухе и описывались, как не имевшие ощутимой массы. Материализованные фантомы иногда использовали светочи в качестве источников света. Так, при опытах с сенситивом Ф. Фоке фантом Франклина освещал светочем бумагу, на которой фантом Эстеллы писал записки своему мужу Ливермору /4/. Свечение часто свойственно самим фантомам. Обычно оно лежит в ультрафиолетовой области и выявляется лишь свечением экранов из фотолюминифоров, или засветом фотоматериалов, или получением снимков невидимых глазу фантомов. О том, что это ультрафиолетовое (или более коротковолновое) излучение свидетельствует более светлое позитивное изображение фантомов, чем окружающих их предметов /4, 83/.
Аккумуляция психической энергии. Сообщалось, что в Чехословакии проводились работы по аккумуляции психической энергии механическими устройствами /661/. Демонстрировался кинофильм с показом разработанных устройств, но он не позволил составить о них обоснованные суждения. Было высказано мнение, что действие этих устройств обусловлено циркуляцией воздуха, а не психическим воздействием /884/.
Явления другого рода связаны с аккумуляцией веществом (например, водой, воском и т.п.) некоей эманации, которая может в дальнейшем выделиться и оказать влияние. Возможно, что по этому принципу действовали "аккумуляторы психической энергии" Рейха, о которых мы уже говорили. И в наше время продолжаются попытки применить для врачевания сходные устройства. Поскольку эта часть явлений связана с действием субстанций, а не силовых полей, соответствующие сведения излагаются в следующей главе.
Сверхсила сенситивов. С проявлением при психокинетических явлениях значительных сил родственны случаи одаренности некоторых сенситивов несвойственной человеку силой. Наиболее известным является случай "крошки Аббот", женщины хрупкого сложения (45кг), проявлявшей чудеса силы /1201, 1239/. Одной рукой она без напряжения поднимала 6 человек. Столь же легко она пересиливала пятерых мужчин, пытавшихся сдвинуть ее с места. Два человека не могли приподнять ее, держа за локти, если ее руки были обнажены, но без труда приподнимали, держа через ткань. Все экспериментировавшие с ней свидетельствовали о немускульном характере ее действий, что позволяет отнести их к явлениям психизма, Но были отдельные попытки объяснить их трюками. Они исходили от лиц, не проводивших с нею опытов, и опровергались экспериментаторами, которые подчеркивали, что опыты с Аббот проводились на свету, в неподготовленных помещениях, например, при ее визитах в редакции журналов. Занятно, что в числе заочных хулителей Аббот был молодой О. Лодж, лишь начинавший интересоваться областью психизма, в которую он впоследствии внес неоценимый вклад. Это свидетельствует, что скептицизм и склонность к априорному отрицанию свойственны даже наиболее светлым представителям клана ученых.
Прочие явления. Наблюдались разнообразные психические явления, связанные с проявлениями силовых полей. Так, имели место случаи, когда медиумические сообщения получали в результате бесконтактных отклонений магнитной стрелки, помещенной в центре азбучного круга /31, 43, 1209/. Происходил разряд электрода при приближении к нему сенситива [1248]. При опытах с сенситивом С.Мозесом возникали ароматы и звучала хорошая музыка без видимого ее источника /103, 1412/. Сообщают о сенситиве, который был способен писать красным цветом, используя карандаш любого цвета или некрасящий предмет /1218/. Другой сенситив обращал обычную воду в красноватый и сладковатый безалкогольный10 напиток /319/.
1 Преданность науке, вызывающая уже не восхищение, а содрогание.
2 Так называют "отпечатки", "пребывающие следы" мыслей, картин воображения.
3 В списке ссылок статьи отнесены к разделам парапсихологии (П) и медиумизма (М) исходя из направлений журналов, где они опубликованы, а не самих статей. Это несомненный недостаток классификации, которого нам не удалось избежать.
4 Проведение контактного и дистанционного целительства, а также диагностики, весьма подробно рассмотрено в свете личного опыта В.И.Сафоновым в книгах "Нить Ариадны" и "Несусветная реальность" [М., изд. "Физкультура и спорт", 1990].
5 Объяснение эффектов Геллера дематериализацией дается также в журнале /1509/.
6 В конце 80-ых годов прошлого века количество мини-Геллерров за одно мгновение возросло на десятки миллионов - имеется в виду нашумевшее теле-интервью с Геллером, благодаря которому при помощи англичанина весь Советский Союз (включая и автора этого примечания) сумел завести неработавшие часы (webmaster).
7 Правильнее было бы говорить о балансе сил. Баланс масс наблюдается при явлениях материализации, при котором прирост массы фантома равен убыли масс сенситива и присутствующих при опыте (см.следующую главу).
8 Полупризнанием реальности показываемого ими можно считать выпуск вина "од маркой "Нестенярское".
9 Происходит, как бы "негативный психокинез". Если при обычном психокинезе инициируется движение вещества, то в данном случае тормозится тепловое хаотическое движение частиц.
10 В отличие от чуда в Кане Галилейской. Возможно, три последних случая с большим основанием можно отнести к тематике следующей главы.
Глава 6. Материализация и дематериализация
Способность осуществлять явления материализации — редкий дар. Даже в "золотой век медиумизма" (XIX столетие) ею обладали лишь немногие сенситивы. Совсем мало их в наши дни. Полагают, что паранормальная одаренность в какой-то мере наследственна. Биографии сенситивов дают этому много примеров. Это подтверждают выдающиеся современные сенситивы, интервью с которыми публикует журнал /1430/. Об этом же пишет виднейший сенситив Д.Д. Юм в своей автобиографии /585/. Примером может также служить сильнейшая одаренность сына известного сенситива Ф. Кук /4/. И наш скромный опыт говорит о том же: дети сенситивов, с которыми мы работали, часто проявляли одаренность. Поэтому полагают, что истребление инквизицией в Европе на протяжении нескольких веков, как колдунов и ведьм, сенситивов, способных к "физическим" проявлениям, которые легко заметить окружающим, привело к наблюдаемому сейчас упадку этих способностей в западных странах, сравнительно со странами восточными.
Явления материализации представляют собой наиболее поразительный раздел психизма. Описания их кажутся неправдоподобными и противоречащими всем данным науки. При первом наблюдении их человек перестает верить своим глазам. По удачному выражению А.Н. Аксакова "чувства свидетельствуют, рассудок подтверждает, а разум не приемлет!". Поэтому при изучении явлений материализации основная забота экспериментаторов всегда была направлена на контроль действий сенситива, подозревавшегося в обмане. Неизживаемости подозрений способствовала странная склонность многих сенситивов, действующих в состоянии транса (а оно при материализациях обычно), к обману, причем часто наивному и всем очевидному, перемежающемуся с вполне отчетливыми проявлениями истинного психизма. В наибольшей, вероятно, степени это было свойственно известному сенситиву Е. Паладино и в наименьшей — Юму, который находился при опытах в сознательном состоянии "бодрствующего транса" (в экстатическом состоянии) /451, 585/. Тем не менее, Юм всегда требовал самого строгого контроля при своих опытах, считая, что чем строже контроль, тем убедительнее результат. Опыт работы с большинством сенситивов утвердил многих исследователей во мнении, что обман неизбежен при "физических" проявлениях психизма и что фальшь должна выявляться и отбраковываться в ходе опытов, но что сознательный обман при этом крайне редок, что он наблюдается лишь у профессионалов, среди которых не мало явных мошенников /318, 497, 1240/. Склонность к подозрениям стимулировалась тем, что опыты обычно приходилось проводить при слабом освещении (часто — при красном свете), поскольку яркий свет разрушительно действует на материализующиеся фантомы /4, 119/.
Несмотря на неизживаемые сомнения в истинности каждого отдельного проявления материализации, все исследователи этого явления, начав со скепсиса и отрицания, кончали признанием его, как твердо установленного факта, в реальности которого не может быть никаких сомнений. Показательным примером может служить исследование /459/. Начав с полного отрицания, авторы не смогли не признать реальности материализации. Опыт наблюдения материализации в строго контролируемых условиях поистине огромен и широко освещен в литературе {89-54 и др.}. Но перенос всего внимания при экспериментах на контроль снизил научную ценность исследований. Каждая работа ставилась так, как будто не было предыдущих, все повторялось заново. В итоге все свелось к констатации фактов и сенситивы редкостной одаренности, подобных которым нет в наши дни, не были использованы для научного проникновения в существо явления. В этом отношении показательны безрезультатные опыты ряда научных веществ с удивительной Евзапией Паладино /451, 1424, 1430/. Одним из немногих примеров научного исследования материализации остались работы Ж. Биссон и проф. А. Шренк-Нотцинга /235, 497, 988/. Ошибкой были непрекращающиеся попытки использовать явления материализации в качестве доказательства существования ГТ0. Как и другие явления психизма, их с равным вероятием можно приписать и деятельности П медиума. Приводятся случаи, где вмешательство П представлялось несомненным {90-9}. Но описываются и случаи, которые, по мнению авторов, можно объяснить только участием в них П0 {91-8}. Однако, их информативность для познания свойств П0 и их мира не считают высокой, полагая, что явления материализации могут осуществлять лишь наименее развитые ("приближенные к Земле") П0 /103/. Учитывая все эти обстоятельства, а также невоспроизводимость (неповторяемость) явлений материализации и трудность организации опытов, наиболее внимательные исследователи пришли к выводу о нецелесообразности попыток использования этого класса явлений для решения основной парадигмы медиумизма — вопроса о существовании П0 /119/.
Механизм материализации не выяснен. Мнения, существующие на этот счет, нельзя считать ни обоснованными, ни убедительными. Тем не менее проведем их за неимением лучшего.
Высказывают предположение, что П и П0 обладают способностью быстро переводить вещество нашего мира в астральное состояние и обратно, подобно тому, как мы можем изменять агрегатное состояние вещества, превращая нагревом твердое тело в жидкое и газообразное /967, 1246/. Признаки этого хотят видеть в явлениях "прохождения вещества сквозь вещество" и образования фантомов за счет вещества и энергии, заимствованных у участников опыта. Что заимствование происходит, следует из соответствия изменений массы участников массе образующихся фантомов (см. ниже).
Полагают, что материализация представляет собой одно из наиболее ярких проявлений психического воздействия на вещество, при котором демонстрируется формирующая способность мысли, желания, воли, предназначенная играть главную роль в мире П0.
Идеалистическая трактовка процесса материализации приводит к объяснению его "актом творения материи идеей о ней" /71/. Отсюда синоним термина материализация — "идеопластика" /494/
Проводят аналогию между ходом процесса материализации и развитием живого, между развитием организма из яйца и формированием фантома: процесс материализации редок и потому поражает, второй обычен и над ним не задумываются, хотя он не менее поразителен /497, 626/. Подчеркивают сходство между незавершенными уродливыми материализациями и странными уродствами живого — например, кистами, содержащими зубы, волосы и тому подобные фрагменты органов, попытка сформирования которых не удалась /1319/.
Явления, связанные с материализацией, подразделены в таблице 2 на два подраздела. В первом подразделе рассматриваются явления, противоречащие представлению о непроницаемости вещества. Второй подраздел, охватывающий большинство явлений, посвящен образованию и разрушению фантомов. Этот процесс имеет несколько этапов развития и ряд форм проявления. Можно выделить четыре стадии фантомогенеза. При первой из них, начальной (ее еще называют трансцендентной), образующийся фантом никому не виден; особо чувствительные участники опыта иногда ощущают чье-то присутствие; бывают ощущения "холодных веяний" из-за заимствования энгергии из окружающей среды. При второй стадии (полутрансцендентной") некоторые сенситивы начинают видеть Фантом; иногда его может зафиксировать фотоаппарат; участники ощущают его прикосновения при опытах в темноте ("касания рук"), а изредка и видят светящиеся, "витающие в темноте" фантомы Рук; могут происходить перемещения и приносы предметов. На третьей стадии завершается материализация отдельных фрагментов фантома и с их использованием производятся явления прямого письма и прямого голоса, а также получения оттисков, форм и слепков (см. ниже); могут быть видимы сформировавшиеся фрагменты фантома {чаще всего, цуки), а иногда — незавершенная его материализация. На четвертой стадии сформировавшийся фантом виден всем. Он может быть сформирован с той или иной степенью совершенства, начиная от схематичных или незавершенных конструкций и вплоть до создания фигуры, внешне ничем не отличающейся от живого человека, способной перемещаться, действовать, реже — говорить и мыслить. Последующее изложение феноменов фантомогенеза ведется в указанном порядке развития этого явления.