Ограничения характерные для технических средств и способов навигации

Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать - 3°, а у путевого - 5°.

Гироазимуткомпас. Основным недостатком гироазимуткомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана, в режиме «Гирокомпаса», при маневрировании. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности – чаще. Также, для того чтобы избежать неожиданный уход из меридиана, необходимо переключить на режим «Гироазимута», перед началом маневрирований. Постоянная поправка гироазимуткомпаса определяется после: длительной стоянки судна; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 4 – 5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.

Лаг. Лаг как и всякий прибор дает показания с некоторой ошибкой. Для того чтобы измерить действительное расстояние с помощью лага, пройденное судном, показания лага следует исправлять соответствующей поправкой. Поправка лага называется величина выраженная в процентах, и служащая для перехода от расстояния, показанного лагом, к фактически пройденному судном расстоянию относительно воды.

Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.

Эхолот. Поправка эхолота определяется путём сличёния глубин измеренных эхолотом с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и размеренность ручного лота.

Хронометр. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента риверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.

Приёмоиндикаторы РНС. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.

Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС точность спутниковой обсервации зависит от различая систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта.

Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации постоянной готовности к действию «безотказной работе».

При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправность дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.

При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блоков систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.

Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре, проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов.

Подъем карт

Прежде всего, наносим на карту районы, где действуют особые условия плавания. Наиболее важные сведения из таких правил можно выписать на нерабочем месте карты; здесь же делаем сноски на страницы лоции, где эти правила приведены полностью. Проводим границы фарватеров и рекомендованные курсы, наносим на системы разделения движения судов; особо выделяем отдельно лежащие опасности как естественные, так и искусственные. Цветным карандашом отмечаем участки берега и ориентиры смещенные меридианы и параллели для прокладки радиопеленгов от радиомаяков, лежащих за пределами карты. Далее простым карандашом наносим границы дальности видимости маяков и знаков, в соответствующих местах карты наносим магнитные склонения, приведенные к году плавания. Особое внимание уделяем подъему карт на тех ее участках, где путь судна пролегает в непосредственной близости от различного рода опасностей, а также там, где он проходит через узкости и акватории, стесненные навигационными опасностями. В таких случаях более четко выделяют сектора маяков, ограждающие опасности, а в местах их отсутствия проводим дополнительные ограждающие линии положения. В случае необходимости, намечаем ориентиры для измерения поворотных пеленгов, проводим линии приметных естественных створов. Подъем карты, кроме привлечения дополнительной информации, акцентирует внимание судоводителя в каждом конкретном районе плавания, помогает наиболее объективно оценить навигационное обеспечение выбранного курса.

Предварительная прокладка

После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу.

Таблица 2.9– Предварительные расчёты перехода.

№ п/п ИК Плавание S мили V (уз) Вре-мя На курсе Точки поворота Ориентир, ИП (Д) в момент поворота
Т суд. φс.(N) λc(Е)
Выход из порта перем. 09.00 23.02. 38°26,3 27°07,1 Мк Ч Пр 134° (0,6)
83° 5,7 9,0 00.38 09.38 38°28,2 27°00,0 МкЧ Пр 92° (5,9)
74° 3,3 9,0 00.22 10.00 38°24,3 27°56,0 Мк Хюрмюз 56° (1,0)
325° 30,0 9,0 03.20 13.20 38°36,0 26°42,0 Мк Мимас 34° (3,8)
262° 46,0 9,0 05.07 18.27 380 42,0 25 032,0 Мк Псара 180°/10,4
2250 90,0 9,0 10.00 04.27 24.02. 370 55,0 24 033,0 Мк Мандилли 318°/1,4
2110 90,0 9,0 10.00 14.27 360 25,5 230 17,4 Мк Малеас 290/°4,5
2640 39,5 9,0 04.23 18.50 360 20,0 220 18,0 Мк Тенарон 76°/12,0
3050 92,0 9,0 10.07 04.57 25.02. 370 15,3 200 47,3 Мк Строфадес 900/12,0
3360 63,0 9,0 07.00 11.57 380 12,1 200 16,0 Мк Ерогомбоз 900/5,3
3470 63,0 9,0 07.00 18.57 390 14,6 190 57,3 Мк Лака 900/9,5
311° 45,0 9,0 05.00 23.57 39° 43,0 19° 13,0 Мк Кастри 44°/12,1
258° 41,0 9,0 04.33 04.30 26.02. 39° 36,0 18° 22,0 Мк Санта-Мария-де-Лука 354°/14,2
225º 9,0 17.06 21.36 37º 47,0 16º 04,0 Мк Спартивенто 00/9,5
293° 28,0 9,0 03.06 00.42 27.02. 37° 57,2 15° 32,2 Мк Арми 90°/6,1
16,8 9,0 01.52 02.34 38° 13,8 15° 38,2 Мк Пеццо 90°/0,9 Мк Сан – Райнери 222º/3,0
62° 4,2 9,0 00.28 03.02 38° 16,0 15° 42,0 Мк Сцылла 129°/1,0 Мк жПр4с 270º/2,2
341° 8,2 9,0 00.54 03.56 38° 24,0 15° 38,0 Мк Педоро 180°/10,6
259° 44,0 9,0 04.53 08.49 38° 17,0 14° 45,0 Мк Орландо 180°/7,1
273° 94,0 9,0 10.26 19.15 38° 21,0 12° 43,0 Мк Сан – Вито 180°/10,4
243° 53,0 9,0 05.53 01.08 28.02. 37° 56,0 11° 44,0 Мк Мареттимо 90°/16,1
253° 9,0 11.06 12.14 37° 29,3 09° 43,0 Мк Рас – Энгела 180°/8,2
264° 9,0 13.40 01.54 01.03. 37° 14,0 07° 11,0 Мк Эль – Хадид 180°/12,1
213° 24,0 9,0 02.40 04.34 36° 54,4 06° 54,8 Мк Сенж 268°/1,4

∑=1255миль ∑=139ч 34мин. ∑V=9.0уз

Естественная освещённость

Естественная освещённость влияет на безопасность плавания, как об этом свидетельствует аварийная система. Расчёт освещённости выполняется двумя последовательными приближениями. Вначале по широтам и гринвичским датам планируемого плавания выбирают из МАЕ, без интерполяции, моменты местного среднего времени восхода и захода солнца, а также восхода и захода луны. По определённой дате предполагаемого места на полдень каждых суток моменты восхода захода Солнца и Луны определяют судовое время этих моментов. Затем, для предвычисленных мест судна, рассчитывают по МАЕ момент явлений, характеризующих освещённость.

По широте места судна и склонению Солнца на моменты его восхода и захода по таблице 20 МТ-75 рассчитываются азимуты Солнца при его восходе и заходе. На каждые сутки плавания по маршруту рассчитываются возраст и фаза Луны. Все рассчитанные элементы освещённости заносятся в таблицу 2.10

Таблица 2.10 – Естественная освещённость

Дата Начало навигационных сумерек (час. мин.) Тс А Тс А Конец навигационных сумерек (час. мин.) Тс В Ф Тс
22.11 07.37 07.23 67,6º 16.05 67,8º 18.47 09.29 16.24
23.11 07.40 07.29 69,6º 16.00 69,8º 18.40 10.32 17.18
24.11 07.54 07.35 70,3º 15.53 70,6º 18.36 11.22 18.28
25.11 07.59 07.48 70,4º 15.50 70,6º 18.28 11.58 19.47
26.11 08.05 07.54 70,1º 15.44 70,4º 18.25 12.24 21.11
27.11 08.11 07.59 70,6º 15.39 70,4º 18.13 12.43 22.36
28.11 08.20 08.02 70,3º 15.29 70,6º 18.08 12.59 24.00
29.11 08.24 08.08 70,3º 15.25 70,6º 18.01 13.13 00.10

Приливные явления

Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.

Таблица №2.11 – Приливы

Дата Утренние воды Вечерние воды
ПВ МВ ПВ МВ
Тс h Тс h Тс h Тс h
01.03 05.12 0,3 11.05 -0,2 17.36 0,4 23.15 0,0
02.03 05.45 0,2 11.36 -0,2 18.11 0,4 23.48 0,0
03.03 06.20 0,2 00.21 -0,1 18.49 0,3 12.08 0,1
04.03 06.56 0,1 - - 19.34 0,2 12.47 0,1
05.03 07.43 0,0 01.02 0,0 20.35 0,2 13.32 0,1

Оценка точности места

Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.

Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М. Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1 -№2.4.6 . Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.

Таблица№2.12 -Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.

Зона судна плавания Радиальная СКП определения места Частота обсерваций Допустимое время обработки параметров
Зона стеснённого плавания - акватория портов, гаваней 5¸20 м   непрерывно   мгновенно  
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры 0,15 их ширины 1¸5 мин 0,5¸1 мин
Прибрежная зона -фарватеры шириной 2¸20кб 0,2 их ширины   1¸5 мин.   0,5¸1 мин.  
- СРДС 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) 10¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути до 25 миль от берега 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль 20¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега не > 2 миль 1¸2 часа 5¸10 мин.
Зона открытого моря 2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль 2¸4 часа 10¸15 мин.

План обсервации на генеральной карте

При плавании в прибрежной зоне обсервация считается приемлемой, если ее точность в 3 раза и более выше точности счислимого места. В этом случае ее принимают к счислению. Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.

Предельная (с Рзад) погрешность места судна рассчитывается по формуле: Ограничения характерные для технических средств и способов навигации - student2.ru

где М – СКП места судна.

Таблица №2.13 -Допустимое время плавания по счислению (мин.).

Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили.
< 0,1 0,1 0,25 0,5 1,0 2,0
0,4 - - -
0,8 - -
1,2 -
1,6 -
2,0 -
2,4
2,8
3,2
3,6
4,0

2.14 Графический план перехода

Перед выходом в море судоводитель должен подготовить к плаванию штурманскую часть. Выяснив цель перехода, конечный и промежуточные пункты захода судна, ориентировочные сроки плавания, штурман приступает к составлению плана перехода. Этот план включает в себя:

— общие расчеты плавания – ходовое время, скорости на переходе, время стоянки для грузовых операций и т.п.;

— предварительную прокладку;

— справочные материалы на переход.

Для составления плана перехода и осуществления плавания необходимо проверить имеются ли на судне все необходимые карты и книги района предстоящего плавания. Если карты и книги частично или полностью отсутствуют, необходимо их получить в навигационной камере порта или в пароходстве. Карты и книги подбираются по «Каталогу карт и книг». Все пособия должны быть откорректированы по извещениям мореплавателей на день плавания. Одновременно проверяются и готовятся инструменты и приборы – компасы, лаги, секстаны, радиолокаторы и т.д.

Общие расчеты плавания производятся на генеральной карте и по таблицам расстояний. Исходя из этих расчетов, судно принимает необходимые запасы топлива, продовольствия, воды

Чтобы иметь готовыми справочные материалы, делаются выписки сведений, которые потребуются на переходе. Из лоций выписывают данные о навигационных опасностях, характерных приметных местах, естественных ориентирах, сведения о течениях, приливах. Из руководства «Огни и знаки» характеристики маяков, огней, которые будут использованы судоводителем для обсервации или ориентировки.

Прокладка курсов дается с таким расчетом, чтобы они проходили дальше от навигационных опасностей, или так, чтобы возможность получения обсервации в любых условиях видимости надежно обеспечивала безопасный проход в непосредственной близости от опасностей, когда это требуется обстоятельствами плавания. Таким образом, стремление судоводителя пройти по кратчайшему расстоянию между двумя портами ограничивается требованием безусловного обеспечения безопасности плавания.

Скорость на переходе не всегда будет соответствовать экономической. Она может меняться в зависимости от конкретных условий плавания. Если обязательный проход сложных в навигационном отношении районов в темное время суток или в плохую видимость при наличии радиолокатора не обеспечивается достаточным числом надежных ориентиров, то следует так рассчитать время выхода и скорость на переходе, чтобы эти районы проходить в светлое время суток, при хорошей видимости.

Учитывая мореходные качества своего судна или буксируемых судов, ограничения Морского Регистра Российской Федерации по метеорологическим условиям плавания, следует предусмотреть возможность якорных стоянок, захода в пункты укрытия и т.п.

Предварительная прокладка делается по генеральным картам с учетом гидрометеорологических условий района и периода плавания. В процессе выполнения навигационной прокладки судоводитель определяет по карте путь или истинный курс судна, расстояние, проходимое судном по этому курсу. Он рассчитывает по снятому с карты пути или истинному курсу компасный курс и поправку компаса, выписывает время на хождения на курсе и моменты подхода к точкам поворота на новый курс, время открытия ориентиров и отсчеты компасных пеленгов открытия, время подхода к якорным местам, лоцманским и сигнальным станциям и т.п.

На переходе возможны отклонения от предварительной прокладки. Однако эта прокладка остается основой, которой надлежит придерживаться в плавании. Результаты всей предшествующей работы оформлены в виде графического плана перехода на картах. На карты нанесены линии пути судна, с указанием участков, проходимых в светлое и тёмное время суток; контрольные точки поворотов. У каждого участка пути надписано значение истинного курса, плавание этим курсом (мили).

На линии пути нанесены точки начала суток (по ТС) и точки, соответствующие восходу и заходу Солнца, так же обозначены точки, соответствующие времени восхода и захода Луны (с указанием её фазы).

Дугами окружностей, пересекающие линию пути судна отмечена дальность видимости маяков для высоты ходового мостика (е = 9 м).

ГРУЗОВОЙ ПЛАН СУДНА

Данные о рейсе

В порту Измир было загружено 2850т металла (Рулоны стальные) Диаметром d = 1150

Для защиты покрытия от контактов с конструкциями судна и системы крепления были применены деревянные бруски, доски, резина, войлок и тому подобные мягкие материалы.

Наши рекомендации