Тема: Химические свойства солей.

Цель работы : Провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.

Необходимые теоретические знания

1.Какае вещества называются солями?

2. Какие химические свойства характерны для солей?

Взаимодействие солей с щелочами

Оборудование и реактивы:штатив для пробирок, пробир­ки (3 шт.), спиртовка, спички, пробиркодержатель; растворы гид-роксида натрия (0,5 моль/л), гидроксида калия (0,5 моль/л), сульфата аммония (0,5 моль/л), хлорида или нитрата бария (0,25 моль/л), сульфата железа (III)(0,5 моль/л).

Правила техники безопасности

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru

Содержание и порядок выполнения опыта

Задание№1

1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:

1-я пробирка: сульфат железа (III) и гидроксид натрия; 2-я пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия; 3-я пробирка: нитрат бария и гидроксид калия.

2. Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

3. Оформите отчет, заполнив таблицу 4

Что делали Уравнения реакций   Наблюдения
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru 4. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? ___________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Взаимодействие солей с кислотами

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробир­ки (3 шт.), растворы силиката натрия (0,5 моль/л), карбоната натрия (0,5 моль/л), нитрата натрия (0,5 моль/л), серной кисло­ты (1 : 5), азотной кислоты (1 : 3).

Правила техники безопасности

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru

Содержание и порядок выполнения опыта

Задание№2

1. В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ: 1-я пробирка: силикат натрия и серная кислота; 2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота; 3-я пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

2. Оформите отчет, заполнив таблицу 5

Что делали Уравнения реакций   Наблюдения
Тема: Химические свойства солей. - student2.ru        
   
   
   
   
    Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   

3. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? ___________

_________________________________________________________________________________

Взаимодействие солей с солями

Оборудование и реактивы:штатив для пробирок, пробир­ки (2 шт.); растворы хлорида бария (0,25 моль/л), сульфата нат­рия (0,5 моль/л), нитрата серебра (0,01моль/л).

Правила техники безопасности

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru

Содержание и порядок выполнения опыта

Задание№3

1. Проведите качественные реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только соли.

2. Отчет оформите, заполнив таблицу 6

Что делали Уравнения реакций   Наблюдения
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   
  Вывод: в исследуемом веществе содержится ион ___________________________________, так как при его взаимодействии с ______________________________образуется ______________________    
Что делали Уравнения реакций   Наблюдения
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru    
   
   
   
   
  Вывод: в исследуемом веществе содержится ион ___________________________________, так как при его взаимодействии с ______________________________образуется ______________________  

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru Взаимодействие растворов солей с металлами

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробир­ки (3 шт.), пинцет; металлы: железо (скрепка или гвоздь), свинец (пластина), медь (проволока), растворы сульфата меди (II) (0,5 моль/л) и сульфата железа (II) (0,5 моль/л).

Правила техники безопасности

Тема: Химические свойства солей. - student2.ru

Содержание и порядок выполнения опыта

Задание№4

1. Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите кусочек железной проволоки (скрепку), во 2-ю — свинцовую пластину, а в 3-ю — медную проволоку.

2. Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2—3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю — раствор сульфата железа (II).

3. Через 5 минут извлеките с помощью пинцета металлические предметы из растворов и рассмотрите их.

Оформите отчет, заполнив таблицу7

Что делали Уравнения реакций   Наблюдения
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru    
   
   
   
   
    Тема: Химические свойства солей. - student2.ru    
   
   
   
   
  Тема: Химические свойства солей. - student2.ru      
   
   
   
   


5. Сделайте вывод о том, в какой из пробирок произошла химиче­ская реакция. ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами, вписав пропущенные слова.

Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблю­дении следующих условий:

• каждый металл вытесняет из растворов ____________________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений __________________________ его;

• в результате реакции должна образоваться ________________________________соль;

• для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы(________________), так как они взаимодействуют с во­дой (последнее условие в лабораторной работе не рассматрива­лось).

Лабораторная работа №4Дата _________________

Наши рекомендации