Международные финансово-кредитные организации, участие России в них

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Международным финансово-кредитным организациям (МФКО) принадлежит главная роль в установлении и поддержании принципов функционирования мировой финансовой системы, создании условий для развития финансовых рынков. Среди них можно выделить группу организаций, которые созданы на основе межгосударственных соглашений (публичные МФКО), а также на частной основе, например транснациональные банки. В дальнейшем речь пойдет о публичных МФКО как основных структурах мировой финансовой системы.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

К таким организациям относятся:

× Международный банк реконструкции и развития — основная организация, входящая в Группу Всемирного банка

× Международный валютный фонд

× Международная финансовая корпорация — член группы Всемирного банка

× Международная ассоциация развития (МАР)- член группы Всемирного банка

× Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) -член группы Всемирного банка

× Банк международных расчётов

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк организованный как международный банк центральных банков, организованный в 1930 г. рядом группой эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор и в настоящее время выполняет депозитно-ссудные операции, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной системы.

Международный валютный фонд МВФ.Международный валютный фонд (International Monetary Fund– IMF) – международная организация, участники которой обязаны в соответствии со статьями Соглашения (Articles of Agreement), принятого в 1944 г., соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платежного баланса.

Международный валютный фонд является, наряду с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирным банком, одной из ведущих мировых организаций, созданных после Второй мировой войны для укрепления международного экономического сотрудничества.

Россия вступила в МВФ в июле 1992 г. По состоянию на январь 2012 г. число стран -- членов МВФ составляет 188. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделения -- в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН (Нью-Йорк).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства полученные от продажи облигаций

Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требо­вания, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью являются устранение валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминаци­онных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного пери­ода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля.

Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Поэтому в России используется то регулиру­емое, то свободное плавание курса рубля.

В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, предста­вление Фонду статистических данных о своей экономике, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния эко­номики и характера макроэкономической политики. Сотрудни­чество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, исполь­зовать их опыт

Членство в МВФ дает возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефи­цита платежного баланса

Наши рекомендации