По уровню централизации фондов денежных средств

Финансовая система

Сущность и функции финансов. Финансовая система государства

Финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств при создании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП).

В этом определении необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.

1. Все финансовые отношения являются денежными.

2. Не все денежные отношения относятся к финансовым. Финансы всегда опосредованы правовыми актами. Это отношения, организуемые и регулируемые государством, в них в явной форме проявляются интересы государства. Нефинансовые же отношения правовыми актами не регулируются. Субъекты данных отношений сами определяют пропорции обмена и его условия. К примеру, денежные отношения, связанные с обслуживанием личного потребления (покупка товаров в магазине и на рынке), к финансовым отношениям не относятся. Отличие денежных отношений от финансовых заключается также в том, что денежные отношения строятся только на эквивалентной основе, а финансовые — предполагают безэквивалентность. Это означает возможность проведения операций с использованием различных льгот, дотаций, преференций.

3. Финансы — это не сами денежные фонды, а отношения, которые возникают по поводу их создания и использования.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимается «работа», выполняемая финансами. Наиболее часто в отечественной экономической литературе выделяют три функции финансов:

1) перераспределительную — государство, используя такой фи-нансовый инструмент, как налоги, изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода;

2) регулирующую — государство с помощью разнообразных финансовых инструментов (бюджетные ассигнования, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, налоги, пошлины, и т.п.) может оказывать воздействие на развитие предприятий, производств и целых отраслей в нужном направлении;

3) контрольную — с помощью различных финансовых институтов (Министерство финансов, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, банки, Счетная палата и т.п.) осуществляется контроль за целевым использованием денежных средств и полнотой их поступлений в государственные фонды.

По мнению крупного специалиста по государственным финансам американского экономиста Р. Масгрейва, функциями финансов являются:

- аллокативная (аккумуляция и распределение фондов денежных средств);

- перераспределительная (корректировка распределения доходов и имущества с ориентацией на большее социальное равенство);

- стабилизационная (достижение высокой занятости, стабильности цен, устойчивости национальной валюты, устойчивого экономического роста).

Финансовая система — это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. В экономической литературе дается и такое определение финансовой системы: «финансовая система — это совокупность экономических отношений и институтов, связанных с перемещением денежного капитала».

Существует узкое и широкое понимание финансовой системы. Финансовая система в широком смысле слова включает как возмездное, так и безвозмездное движение денежных фондов и охватывает следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы организаций и домашних хозяйств, финансовые рынки — кредитный (кредитование по линии коммерческих банков), страховой (страхование и перестрахование), ценных бумаг. В российской экономической литературе финансовую систему, понимаемую таким образом, называют финансово-кредитной системой. Под финансовой системой в узком смысле слова понимают только безвозмездное движение денежных фондов. В ее состав не включают кредитные отношения, рынок ценных бумаг, деятельность различных типов финансовых посредников.

Можно выделить несколько критериев классификации структуры финансовой системы страны.

По уровню централизации фондов денежных средств.

В экономической литературе нет единого мнения по поводу данного критерия. Некоторые специалисты выделяют три уровня финансовой системы.

Первый уровень — государственные финансы, включающие госу-дарственный бюджет (в федеративных государствах — федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий, государственное страхование.

Второй уровень — муниципальные финансы, включающие финансы отдельных городов и районов. По российскому законодательству местные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

Третий уровень — финансы коммерческих и некоммерческих (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п.) учреждений и организаций, финансы домашних хозяйств (финансы населения).

Другие авторы говорят о двух уровнях финансовой системы:

а) централизованные финансы — финансовые отношения, не-посредственным участником которых является государство (федеральный, региональный и местный бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, государственное страхование). Они обеспечивают потребности

расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне;

б) децентрализованные финансы — финансовые отношения, складывающиеся на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций различных форм собственности, страхование, финансы населения).

Второй подход представляется более правильным, поскольку в нем четко выделяются уровни финансовых отношений, на которых по-разному осуществляется движение финансовых средств. Выделение местных (муниципальных) финансов в качестве отдельного уровня финансовой системы представляется неоправданным. Дело в том, что вышестоящая власть активно участвует в формировании местных бюджетов, выделяя им из своих средств субсидии или дотации. Кроме того, задачей финансовой системы является обеспечение органов власти финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения их функций, и в этом смысле местные финансы лишь выполняют отведенную им часть общей задачи.

Наши рекомендации