Методические основы управления рисками

Тема 13

Основы управления рисками

1. Виды рисков

2. Методические основы управления рисками

3. Методы снижения рисков

4. Оценка эффективности управления рисками

Виды рисков

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

§ при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

§ при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

§ при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.

В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:

1. Риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки.

2. Финансовые риски – риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:

§ риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)

§ риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)

§ риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)

§ риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);

1. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:

§ риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий

§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.

§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю

§ риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;

2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:

§ риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)

§ риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)

§ риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)

§ риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта

§ риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта.

3. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов.

4. Риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:

§ утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

§ несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;

§ замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

§ недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции);

§ появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;

§ выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация;

§ появление новых местных организаций-конкурентов;

§ экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

5. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

6. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:

§ риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий;

§ риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей);

§ риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

9.Портфельные риски показывают влияние макро и макроэкономических факторов на активы предпринимателя или инвестора. Портфель активов может состоять из акций и облигаций, государственных ценных бумаг, срочных обязательств, денежных средств и т.д. Сбалансированный портфель в наименьшей степени подвержен влиянию факторов риска.

10. Страховые риски возникают при осуществлении предпринимателями и инвесторами своей деятельности на территории других стран. Доход от бизнеса может уменьшится в случае неблагоприятного изменения политической и экономической ситуации в стране. Потеря или уменьшение дохода от бизнеса происходят по различным причинам:

§ изменение политического строя страны

§ экспроприация или национализация объектов иностранной собственности;

§ уничтожение или повреждение объекта собственности в результате военных действий и гражданских волнений;

§ изменение общегражданского и специального видов законодательства - таможенного, налогового и др.

11. Политические риски - возможность недополучения дохода или потери собственности иностранного предпринимателя или инвестора вследствие социально-политической ситуации в стране.

В условиях рыночной экономики выделяют пять основ­ных областей риска деятельности любой фирмы.

Безрисковая область – при реализации проекта фирма ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, фир­ма получает, как минимум, расчетную прибыль. Теорети­чески, при выполнении проекта прибыль фирмы не ог­раничена.

Область минимального риска – в результате деятельно­сти фирма рискует частью или всей величиной чистой прибыли.

Область повышенного риска – фирма рискует тем, что в худшем случае произойдет покрытие всех затрат, а в луч­шем — получит прибыль намного меньше расчетного уров­ня. В этой области возможна производственная деятельность краткосрочных кредитов.

Область критического риска – фирма рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку и затраты будет возмещать за свой счет.

Область недопустимого (катастрофического) риска – деятельность фирмы при реализации проекта может приве­сти к банкротству, потере инвестиций.

Методические основы управления рисками

Управление риском – процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, его оптимизации, планировании, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском.

К функциям управления рисками мы относим:

♦ маркетинг;

♦ оптимизацию риска;

♦ планирование работ по управлению рисками;

♦ организацию выполнения плана;

♦ учет и контроль;

♦ мотивацию достижения высоких результатов;

♦ регулирование процесса управления рисками.

К экономическим вопросам управления риском относим следующие:

1) исследование внешних и внутренних факторов риска;

2)анализ профессионализма субъекта риска;

3)анализ параметров объекта риска;

4)разработку предложений по улучшению параметров объекта и субъекта риска;

5) экономическое обоснование эффективности работ по управле­нию риском;

6) стимулирование достижения высоких результатов.

К организационным вопросам управления рисками относим следу­ющие:

♦ формулирование принципов организации управления рисками;

♦ разработку организационной структуры управления рисками;

♦ выбор моделей управления рисками;

♦ сбор, обобщение и переработка информации;

♦ защиту результатов оптимизации рисков на ученом (техниче­ском) совете;

♦ корректировку материалов и сдача их ЛПР (заказчику).

К принципам организации управления рисками относим следующие:

1) правовую регламентацию управления рисками путем создания единого федерального нормативно-методического документа по рискам. По крупным федеральным объектам важно не только экономически обосновывать и оптимизировать риск, но и поде­лить его между участниками инновационного проекта или друго­го объекта;

2) обеспечение высокого научного уровня процесса управления рисками путем анализа действия экономических законов функ­ционирования рыночных отношений и законов организации, на­учных подходов и принципов;

3) обеспечение адаптивности управленческих процессов к измене­ниям факторов внешней и внутренней среды;

4) обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управ­ленческих решений;

5) автоматизацию управления;

6) регламентацию процессов;

7) выполнение принципов рациональной организации управлен­ческих и производственных процессов;

8) оптимизацию рисков.

К внешним факторам риска относятся факторы макросреды, инф­раструктуры региона и микросреды организации.

К факторам макросреды относятся международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, экологические, научно-технические, культурные.

К факторам инфраструктуры региона (мезосферы) – следующие: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей природной среды, образование и наука, здравоохранение, культура, торговля, обществен­ное питание, транспорт и связь, строительство, жилищно-коммуналь­ное хозяйство, бытовое обслуживание населения, промышленность. Каждый из перечисленных факторов характеризуется рядом показа­телей, которыми следует управлять (мониторинг, анализ, оптимизация и т. д.).

К факторам микросферы организации относятся следующие: по­ставщики (вход системы) и их конкуренты; потребители (выход системы) и их конкуренты; контактные аудитории (средства массовой информации, группы содействия, общественные организации, конт­ролирующие органы и др.); маркетинговые посредники на входе и вы­ходе системы; местные органы власти.

К внутренним факторам риска относятся несоответствия, низкая надежность, непропорциональность, слабость отдельных компонен­тов системы управления организацией, ее производственной и орга­низационной структуры, элементов функциональных видов марке­тинга и менеджмента. Другими словами, к внутренним факторам риска относятся все слабости и «болезни» организации как черного ящика, т. е. ее субстанции: всех видов ресурсов в статике и динамике, системы управления.

Основными методами анализа факторов риска являются общеизве­стные методы сравнения, индексный, балансовый, элиминирования, графический, функционально-стоимостный, факторный анализ, си­стемный анализ и др. Главная цель этого анализа – выявление узких мест, слабостей, «болезней», непропорциональностей субстанции, структуры, производственных и управленческих процессов в системе, повышающих риск вложения инвестиций в её функционирование или развитие.

Наши рекомендации