Инфраструктура и регулирование рынка ценных бумаг

Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность механизмов, используемых для заключения и исполнения сделок на рынке. Эти механизмы существуют в форме определенных институтов (организаций), норм и правил, по которым они функционируют, технических систем, поддерживающих их деятельность. Инфраструктура рынка ценных бумаг необходима для решения двух основных задач:

1) снижение трансакционных издержек сторон по сделке за счет стандартизации отдельных этапов заключения и исполнения сделок, которое достигается за счет стандартизации операций и документов, концентрации операций в специализированных структурах, применения новых технологий, в т.ч. информационных;

2) снижение определенных видов рисков, связанных с операциями на рынке, путем их перемещения с каждого отдельного участника на инфраструктурную систему в целом, которое осуществляется благодаря отделению друг от друга разных видов риска, выделению участников, в явном виде несущих каждый конкретный риск, созданию механизмов определения и реализации ответственности участников за причиненные ими убытки.

Инфраструктурные институты образуют структуру рынка, устанавливают на рынке определенный порядок. Они формировались эволюционным путем и предназначены в первую очередь для реализации интересов инвесторов и эмитентов. При этом их непосредственная деятельность принимает вид оказания специфических услуг. Для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг необходима соответствующая лицензия.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Участник рынка, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Дилерская деятельность – это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством их покупки и/или продажи по этим ценам. Участник рынка, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером, причем им может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Деятельностью по управлению ценными бумагами предполагает осуществление юридическим лицом от своего имени доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица ценными бумагами или денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги. Доверительное управление осуществляется в течение определенного срока за вознаграждение.

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Клиринговую деятельность осуществляют организации, которые могут совмещать её только с депозитарной, расчетной деятельностью и деятельностью по организации торговли.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Юридическое лицо, осуществляющее депозитарную деятельность, называется депозитарием.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг заключается в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Этой деятельностью имеют право заниматься только юридические лица, которые именуются держателями реестра (регистраторами), причем осуществление этого вида деятельности не допускает совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Профессиональный участник, осуществляющий эту деятельность, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий для обращения ценных бумаг, называется фондовая биржа. На ней сделки с ценными бумагами концентрируются в одном месте и в одно время, что позволяет выявить действительную рыночную стоимость финансовых инструментов, в отличие от внебиржевого рынка, на котором сделки рассредоточены во времени и пространстве. В РФ фондовые биржи могут создаваться в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Торговать на фондовой бирже могут только ее члены – профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую, дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами. Они выступают в качестве посредников для любых инвесторов, желающих купить или продать ценные бумаги на фондовой бирже.

В работе субъектов инфраструктуры рынка ценных бумаг должен достигаться компромисс между их собственными интересами и интересами их клиентов, в связи с чем их деятельность должна быть подконтрольна государственному и рыночному регулированию.

Регулирование рынка ценных бумаг предполагает упорядочение деятельности всех его участников, регулирование всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных организаций. Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Первое означает подчиненность деятельности организации (участника рынка ценных бумаг) её собственным нормативным документам (устав, внутренние правила и т.д.). Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности нормативным актам государства, международным нормам и соглашениям, нормам различных организаций, имеющих право осуществлять регулирование. Выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

1) государственное регулирование;

2) регулирование со стороны профессиональных участников рынка, т.е. саморегулирование;

3) общественное регулирование, т.е. использование механизма общественного мнения для воздействия на участников рынка ценных бумаг.

Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось биржами. Первые законы о компаниях и их отношениях с акционерами (владельцами ценных бумаг) возникли в некоторых странах во второй половине 19 века. Государственное регулирование фондового рынка как система возникло в США в 1930-е гг., а в большинстве стран – после второй мировой войны.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Этот процесс включает комплекс правовых, административных, экономических, технических и других методов, при этом объектами регулирования являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, институты рынка, эмитенты и инвесторы.

Субъектами государственного регулирования являются органы исполнительной власти, правоохранительные органы, органы законодательной власти, которые имеют возможность влиять на развитие фондового рынка. В Российской Федерации общее руководство развитием рынка ценных бумаг осуществляет Правительство РФ путем подготовки законопроектов в области ценных бумаг, назначения и контроля за работой исполнителей по подготовке нормативных актов. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг выступает в качестве представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне, осуществляет регулирование и контроль рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, а также контролирует деятельность страховых компаний.

Центральный банк Российской Федерации является не только государственным органом регулирования, но и профессиональным участником рынка ценных бумаг, выступая агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, брокером, работающим по поручению Правительства, выполняя функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциями с отдельными выпусками государственных ценных бумаг. Кроме того, ФСФР передает ему функции законодательного обеспечения, регистрации и контроля эмиссии и обращения ценных бумаг кредитных организаций. В то время как вопросы лицензирования банков на рынке ценных бумаг находятся в компетенции ФСФР, именно Центральный банк отвечает за финансовое регулирование фондового рынка, осуществляемое посредством операций с государственными ценными бумагами и изменения процентных ставок.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг предназначено для обеспечения условий притока инвестиций в экономику, создания равных возможностей для реализации прав всем участникам рынка, предотвращения ущемления интересов одних участников рынка со стороны других.

Основными целями государственного регулирования в условиях формирующегося рынка являются:

- обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания инфраструктуры, институтов и правил поведения участников рынка;

- развитие и формирование полноценного рынка государственных ценных бумаг;

- формирование необходимой законодательной базы фондового рынка;

- защита национального рынка от колебаний мировых финансовых рынков;

- формирование возможностей для превращения рынка ценных бумаг в механизм привлечения инвестиций на предприятия, в т.ч. снижение спекулятивной направленности рынка, борьба с мошенничеством, защита прав и интересов инвесторов.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и т.д. Прямое регулирование входит в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынкаосуществляется такими методами, как, например, проведение налоговой и денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и т.д.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка ценных бумаг выделяют группы методов государственного регулирования:

- функциональное регулирование, предполагающее выработку единых правил, стандартов поведения всех участников рынка, причем государство выступает не только как субъект, но и как объект регулирования;

- финансовое регулирование, предполагающее использование процентных ставок, валютного курса, государственных ценных бумаг и т.д.;

- институциональные методы, т.е. создание и поддержание институтов рынка;

- техническое регулирование, направленное на ограничение колебаний на рынке, препятствование монополизму, мошенничеству, сговору, манипулированию, необходимое для формирования эффективного рынка.

Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг состоит из трех уровней:

1) законодательные акты, принимаемые высшим законодательным органом страны;

2) нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти – правительством, министерствами, ФСФР и т.д.;

3) правила, инструкции, методики, разрабатываемые саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.

Наши рекомендации