Построение профиля конкурентных преимуществ

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Краткая характеристика организации (история, миссия, цели. задачи)

Анализ макросреды (PEST-анализ)

1. Макроэкономическая ситуация.

2. Политическая ситуация в стране.

3. Социальная составляющая.

….

4. Технология.

Результаты анализа внешней среды обобщите в таблицах 1-4

Таблица 1 - Влияние экономической среды на деятельность

организации

№ п/п   Факторы среды Влияние на организацию (сильное, умеренное, малое) Вероятность использования (высокая, средняя, низкая) Направление влияния («+», «-»)
1.        
2.        
3.        
4.        
       

Таблица 2 - Влияние политико-правовой среды на деятельность организации

№ п/п   Факторы среды Влияние на организацию (сильное, умеренное, малое) Вероятность использования (высокая, средняя, низкая) Направление влияния («+», «-»)
1.        
2.        
3.        
4.        
       

Таблица 3 - Влияние социальной составляющей на деятельность организации

№ п/п   Факторы среды Влияние на организацию (сильное, умеренное, малое) Вероятность использования (высокая, средняя, низкая) Направление влияния («+», «-»)
1.        
2.        
3.        
4.        
       

Таблица 4 - Влияние технологической составляющей на деятельность организации

№ п/п   Факторы среды Влияние на организацию (сильное, умеренное, малое) Вероятность использования (высокая, средняя, низкая) Направление влияния («+», «-»)
1.        
2.        
3.        
4.        
       

Анализ деловой среды

Определение степени конкуренции (Пять сил по Портеру) конкуренцию в отрасли.

1. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.

2. Возможности потребителей.

3. Возможности поставщиков.

4. Угроза появления потенциальных конкурентов.

5. Угроза появления товаров-субститутов.

Оцените 5 сил конкуренции для вашего бизнеса (таблица 5)

Таблица 5 - 5 сил конкуренции

№ п/п   Факторы конкуренции Значимость фактора   Оценка по 10 баллам Средневзвешенная оценка  
1. Ситуация в отрасли
1.1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке      
1.2 Изменение платежеспособного спроса      
1.3 Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке      
1.4 Издержки переключения клиента с одного производителя на другого      
1.5 Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли      
1.6 Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование      
1.7 Барьеры проникновения на рынок      
1.8 Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)      
1.9 Стратегии конкурирующих фирм      
1.10 Привлекательность рынка данного продукта      
2. Влияние потенциальных конкурентов
2.1 Трудности входа на отраслевой рынок      
2.2 Доступ к каналам распределения      
2.3 Отраслевые преимущества      
3. Влияние поставщиков
3.1 Уникальность канала поставок      
3.2 Значимость покупателя      
3.3 Доля отдельного поставщика      
4. Влияние покупателей
4 1 Статус покупателей      
4.2 Значимость товара у покупателя      
4.3 Стандартизация товара      
5. Влияние товаров-заменителей
5.1 Цена      
5.2 Стоимость «переключения»      
5.3 Качество основного товара      

Построение профиля конкурентных преимуществ фирмы

Заполните таблицу 6-7, постройте карту позиционирования (график) (см. пример)

Пример

Таблица 6 - Пример определения относительных преимуществ организации в конкуренции

Характеристики Коэф. знач.,% Кзi Организация Конкурент 1 Конкурент 2
Баллы Rкпi оценка Оц баллы оценка баллы оценка
Цена товара
Соблюдение сроков поставки
Качество товара
Система сбыта
Менеджмент 13,5 13,5
Итого   90,5   80,5  
                 

Оц = Rкпi * Kзi/100 ,

где: Rкпi - рейтинг выделенной i-составляющей конкурентной позиции по 100-балльной системе (рейтинг i-го относительного преимущества организации в конкуренции),

Кзi - коэффициент значимости отдельной i-составляющей, исходя из 100 % (сумма процентов должна быть равна 100, независимо от количества выделяемых составляющих).

Построение профиля конкурентных преимуществ. Для этого организацию сравнивают с сильнейшими конкурентами, выявленными при определении относительных преимуществ организации в конкуренции (см. табл. 6). Помимо граф с конкурентными преимуществами и коэффициентами их значимости, в матрице профиля конкурентных преимуществ вводится графа «Хуже (-) / Лучше (+)» конкурента с разметкой, зависящей от количества сильнейших конкурентов. Так, в случае наличия одного сильнейшего конкурента разметка будет варьироваться от –1 до +1, двух сильнейших конкурентов от –2 до +2 и т.д. Графа «Итоговая оценка» свидетельствует о количестве баллов, уступаемых конкурентам в завоевании более успешной конкурентной позиции, либо выигрываемых у них и рассчитывается путем умножения коэффициента значимости каждой i-ой характеристики на значение в графе «Хуже (-) / Лучше (+)» конкурента. И, в заключении, расставляется степень приоритетности характеристикам, которым необходимо уделить внимание при разработке мероприятий по завоеванию лидерских позиций на рынке (табл. 7).

Таблица 7

Построение профиля конкурентных преимуществ

Характеристики Коэф. знач.,% Хуже Лучше конкурента Итоговая оценка Степень приоритетности
-2 -1
Цена товара   Построение профиля конкурентных преимуществ - student2.ru       -30 Первая
Сроки поставки           +20  
Качество товара            
Система сбыта           -10 Третья
Менеджмент           -15 Вторая
Итого           -35  

Карта позиционирования (данные из таблицы 6- Оц)

Построение профиля конкурентных преимуществ - student2.ru

Наши рекомендации