Учебно-методические материалы

Конспект лекций

Лекция 1. Сущность и содержание экономического анализа

Рабочая программа на 7 семестр по экономическому анализу:

42 лекционных часа, 28 часов – семинарские занятия; курсовая работа; – допуск на экзаменационную сессию и экзамен.

Литература:

1. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. Теория экономического анализа. Москва, 1995.– Изд–во «Финансы и статистика».

2. Л.Н. Чечевицын, И.Н. Чуев. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Ростов-на-Дону.– 2006. Изд-во Феникс.

3. Т.А. Пожидаева «Анализ финансовой отчетности». Москва. – 2007.Изд-во Кнорус.

1. Содержание экономического анализа.

2. Экономический анализ и общенаучные методы познания.

3. Экономический анализ и основные законы диалектики.

4.Объект, предмет, метод экономического анализа.

5. Задачи экономического анализа.

6. Экономический анализ и его связь с другими науками.

В-1. Анализ (от греч. Analisis) означает разложение изучаемого объекта на элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие.

Анализ выступает в диалектическом противоречии с понятием «синтез» (от греч. Synthesis) – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Диалектический тандем анализ–синтез понимается как синоним всякого научного исследования.

В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности обойтись без анализа–синтеза нельзя.

Каким образом мы научились читать? Сначала разучивали буквы, потом объединили их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения. И т.п. Это элементарный пример синтеза. А вот фонетический разбор слова – наглядный пример анализа. Еще в можно привести следующий пример синтеза. Он очень близок тем, кто обучался музыке. С чего начинается разучивание музыкального произведения? Сначала идет «разбор левой руки», затем – «правой руки». Затем происходит соединение «левой» и «правой» – происходит явление синтеза. Давайте попробуем проанализировать, почему произошло снижение доходов бюджета Кемеровской области в 2009 году.

Доходы бюджета Кемеровской области приблизительно в размере 70% формируются за счет уплаты субъектами хозяйствования налогов, сборов и других обязательных платежей.

Прежде всего, это часть налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта.

Далее,

Анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности предприятий, конечных ее результатов – область исключительно экономического анализа.

Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, в профессиональном – экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях.

Экономический анализ как наука занимается:

1) исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся как под воздействием объективных экономических законов, так и факторов субъективного порядка;

2) научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения;

3) выявлением положительных и отрицательных факторов, их количественной оценкой;

4) раскрытием тенденций хозяйственного развития, определением неиспользованных резервов;

5)обобщением передового опыта, принятием оптимальных управленческих решений.

Теория познания, являясь одним из фундаментальных разделов философии, выступает в качестве методологической основы всех отраслей науки, в том числе и экономического анализа.

Процесс мышления человека, процесс научного познания включает в себя три этапа:

1) созерцание

2) научная абстракция

3) формирование новых научных предложений и умозаключений.

Созерцание является начальным моментом познания, это отдание чести «его величеству господину факту», поскольку факты – это воздух ученого!

Созерцание, сбор требующихся фактов служат отправной точкой для следующего этапа познания – абстрактного научного обобщения.

Абстрактное научное обобщение есть суть теоретического исследования.

Абстрактное мышление раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности их развития. Следовательно, логика аналитического мышления представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному, превращению теоретических положений в практические дела.

Экономический анализ, как наука, базируется на следующих общенаучных методах познания:

общенаучных методах познания:

Содержание общенаучных методов, используемых в экономическом анализе

Название метода Содержание метода
Анализ (от греч. Analisis – расчленение, разложение) Исследование предмета анализа путем расчленения его на составные части и изучение их во всем многообразии связей (например, финансовое состояние предприятия можно разложить на такие составляющие как платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность)
Синтез (от греч. Synthesis – соединение, сочетание, составление) Изучение предмета в единстве взаимосвязей его частей. Позволяет соединить части, выделенные в процессе анализа
Индукция (от лат. Induction – наведение) Исследование предмета анализа от частного к общему, от единичных факторов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон финансово-хозяйственной деятельности организации. Например, для того, чтобы оценить ликвидность баланса, необходимо начать изучение частных показателей – величину, структуру и динамику активов и пассивов предприятия.
Дедукция (от лат. Deduction – выведение) Исследование предмета путем перехода от общего к частному. Например, в начале анализа можно рассчитать общие показатели финансового состояния предприятия, а затем, для выявления причин изменения перейти к частным показателям .
Аналогия (от греч. Analogia – сходство)_ Познание объектов, процессов на основании их сходства с другими. Широко используется в экономическом анализе.
Моделирование Исследование в ходе анализа объекта, процесса, явления на основе замены его на модель, содержащую существенные черты оригинала (например, использование факторных моделей для выявления резервов улучшения финансового состояния предприятия)
Абстрагирование Исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем перехода с помощью отвлечения, абстракции от конкретных объектов к общим понятиям( на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности дочернего предприятия можно судить о и о финансовых результатах группы предприятий, в которую это дочернее предприятие входит.
Динамический Рассмотрение любого процесса или явления как целенаправленного процесса .

5)

Экономический анализ базируется на основных законах диалектики:

1) закон единства и борьбы противоположностей;

2) закон перехода количества в качество;

3) закон отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположностей всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения. Этот закон имеет глобальный характер и особенно отчетливо проявляет себя на макроуровне. Вместе с тем, проявляя себя на макроуровне, этот закон оказывает влияние и на микроуровневые структуры. В первую очередь, это касается изменения политической и экономической ситуации у нас в стране. Переход от социалистической экономики к рыночной не мог не отразиться на субъектах хозяйствования.

Закон перехода количества в качество. В первую очередь экономический анализ оперирует количественными категориями. Но категория количества и категория качества должны рассматриваться в диалектическом единстве. Переход количества в новое качество, а нового качества в новое количество.

Посылка вечности в своем непрерывном совершенствовании заложена и в экономике. Сооружая объекты «на века», человек должен осознавать, что наступит критический момент замены устаревшего новым, момент «отрицания отрицания».

Экономический анализ как и любая другая наука имеет свой объект, предмет и метод.

Объектом экономического анализа являются хозяйствующие субъекты, их финансово-хозяйственная деятельность, экономические результаты их деятельности.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений, процессов, ситуаций, раскрывающие механизм достижения поставленных целей, задач в производственной и иной деятельности.

Под научным методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

1) использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность;

2) изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Система показателей обычно формируется в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации. Что касается взаимосвязи между показателями, то навязать эту взаимосвязь искусственно нельзя.

Например, объем выпуска продукции зависит от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда и предметов труда.

Каждая группа факторов в свою очередь подразделяется на составные элементы:

Так, например, факторы, связанные с использованием рабочей силы подразделяются на количественные и качественные.

К количественным факторам относится численность рабочих.

К качественным – производительность труда.

Годовая выработка зависит от количества рабочих дней в году, среднего количества часов, отработанных рабочим в день и от средней выработки за один человеко-час. Следовательно, получается целая цепь зависимостей одного показателя от другого.

Экономический анализ решает следующие задачи:

1) Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.

2) Объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (количество, ассортимент, сортность продукции, следовательно, максимальная прибыль).

3) Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (численность и профессиональный состав рабочих, используемое технологическое оборудование, здания, сооружения, рациональное использование материальных ресурсов, экономия материалов).

4) Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (принцип материальной заинтересованности, принцип распределения по труду)

5) Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса (принцип режима экономии, достижение результата с наименьшими затратами, снижение себестоимости продукции)

6) Обоснование и испытание оптимальности управленческих решений (успех хозяйственной деятельности зависит от своевременно и верно принятых управленческих решений).

Экономический анализ тесно связан с такими науками, как статистика, бухгалтерский учет, научная теория управления (менеджмент), маркетинг, бизнес-планирование, математика.

При составлении бизнес-планов, например, соблюдается определенная схема его построения:

1. Введение-резюме.

2. Цель производства. Перечень выпускаемой продукции.

3. Оценка рынка сбыта.

4. Конкурентоспособность (объем производства, объем продаж, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль).

5. Стратегия маркетинга.

6. План производства (производственная мощность, сырье, ресурсы, кадры).

7. Организационные принципы (производственные службы и их координация).

8. Финансовый план (данные о реализации продукции, о доходах и расходах, аналитический расчет безубыточности).

Любой из перечисленных разделов бизнес-плана невозможно обосновать без всего арсенала аналитических способов, в том числе и математических. Поэтому экономический анализ тесно связан с математикой.

Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом.

Бухгалтерский учет является основным поставщиком экономической информации о хозяйственной деятельности предприятия. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях порядка 70%.

Бухгалтерский учет отражает операции в первичной документации и то, что именно бухгалтер первым стал анализировать финансово-хозяйственную деятельность – вполне естественно.

Каждый бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и источниками их формирования, все ли резервы были использованы предприятием для получения прибыли.

Свободная рыночная экономика, организация и управление ею, невозможны без использования маркетинговых принципов.

Их смысл сводится к следующему:

1. Производство продукции в более или менее точном соответствии с потребностями покупателей.

2. Реализация продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и установленные сроки.

3. Обеспечение долговременной рентабельности (прибыльности) коммерческой деятельности.

4. Строгое соблюдение выбранной маркетинговой стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач, их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций).

5. активная адаптация к постоянно меняющейся рыночной коньюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформированные принципы положены в основу маркетинговых программ. Как разработка этих программ, так и их реализация связана с непосредственными аналитическими расчетами.

Разработка маркетинговых программ невозможна без:

1) анализа влияния на экономику предприятий внешней и внутренней среды;

2) анализа состояния рынка;

3) анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

4) анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

5) анализа рыночных цен и формирование собственной ценовой политики;

6) анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения как можно большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемых в научно-обоснованном планировании, регулировании и управлении.

Переход к рыночным отношениям делает еще более значимой каждую из перечисленных составляющих.

Наши рекомендации