Виды норм по гипотезам

По содержанию:

· Простая гипотеза – фиксирует одно обстоятельство, с наличием которого норма связывает возникновение отношений.

· Составная гипотеза – включает 2 и более обстоятельств, причем отсутствие хотя бы одного из них не позволяет ввести в действие диспозицию.

· Альтернативная гипотеза – включает два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции достаточно одного из них.

По введению в действие:

· Положительная – вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.

· Отрицательная – вводится при отсутствии указанных в гипотезе условий.

2. Диспозиция - указывает на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Чаще всего она формулируется через обязанности, которые должен исполнить субъект и очень редко через права. Особенностью является ее определенность, то есть, она предписывает субъектам конкретные права и обязанности. Императивность нормы выражена именно в диспозиции и по этому основанию они делятся на 3 вида:

· Обязывающие.

· Запрещающие.

· Управомочивающие.

Виды норм по диспозициям

По способу изложения:

· Прямая диспозиция – вся информация содержится в самой диспозиции.

· Отсылочная – переадресует к другой статье того же нормативного акта, в котором содержится диспозиция.

· Бланкетная – не содержит точного описания, а отсылает к другим нормативным актам.

По устанавливаемому режиму:

· Дозволяющая, которая устанавливает правовое положение лица в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению.

· Обязывающая – содержит приказ на совершение определенных действий или запрет, предостерегающий от их совершения.

3. Санкция – указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию.

Виды мер государственного принуждения:

· Предупредительные – через применение этих мер государство предупреждает совершение правонарушений. Например, предупреждение о ненадлежащем осуществлении бюджетного процесса или направление уведомления об уплате налога.

· Меры пресечения – используются для пресечения или остановки длящегося правонарушения. Например, приостановление финансирования или арест счета.

· Обеспечительные меры – призваны обеспечить исполнение обязанностей субъектом. Например, поручительство, банковская гарантия, наложение ареста не имущество и др.

· Восстановительные меры – с их помощью государство восстанавливает нарушенные права. Например, взыскание недоимки по налогам, пеня в НК РФ и др.

· Меры ответственности – их главной целью является наказание нарушителя. Например, штраф, возврат субсидий, использованных не по целевому назначению и др.

Особенностью финансово-правовых мер является денежный характер, одновременно правовосстановительный (пеня) и карательный (штраф) характер, зачисление полученных сумм в бюджеты.

Виды норм по санкциям

По степени определенности:

· Абсолютно определенная санкция – точно указан вид и размер наказания.

· Относительно определенная – указывают вид наказания и его размер, определяя нижний и верхний пределы последнего.

· Альтернативная – предусматривает несколько видов основного наказания, из которых можно выбрать только одно.

По объему:

· Простые – содержат одно неблагоприятное действие.

· Сложные – содержат 2 и более неблагоприятных действий.

Финансово-правовая норма не равна статье финансово-правового акта, поскольку в большинстве случаев все элементы нормы содержатся в разных статьях, а иногда и в разных актах.

Виды финансово-правовых норм

В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом:

· Регулятивные – направленные на регулирование финансово-правовых отношений. Таких норм большинство.

· Охранительные нормы – содержат меры государственного принуждения за финансовые правонарушения. Эти нормы производны от регулятивных.

В зависимости от операций, выполняемых в процессе правового регулирования:

· Специализированные нормы – они не имеют классической структуры (гипотезы, диспозиции и санкции), а как бы присоединяются к регулятивным.

· Общие – в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых ими отношений (п. 1 ст. 2 НК РФ).

· Нормы-определения.

· Нормы-принципы.

· Оперативные нормы – определяют порядок вступления в силу, отмену и продление действия финансово-правовых норм.

· Коллизионные нормы – указывают на законы, порядок и тому подобное, которые должны действовать в конкретном случае при наличии альтернатив.

13.04.12

По объему действия:

· Общие – распространяются на целый ряд отношений.

· Специальные – распространяются на определенный вид отношений в пределах ряда.

По времени действия:

· Общие – устанавливаются на неопределенный срок.

· Временные – устанавливаются на конкретный срок.

По особенностям предмета финансового права:

· Материальные.

· Процессуальные.

Финансовые правоотношения

Субъекты финансового права реализуют финансовые права и исполняют обязанности, вступая в конкретные финансовые правоотношения. Правоотношение – возникающая на основе нормы права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, выполнение которых обеспечено мерами государственного принуждения.

В теории права существует 2 подхода к определению правоотношения:

1. Правоотношение – это часть общественных отношений, урегулированная нормами права.

2. Правоотношение – это особое общественное отношение.

Общественные отношения – это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, оно переводится в разряд юридических, где масштаб свободы становится субъективным правом, а ряд ограничений – юридической обязанностью.

Правоотношения не возникают сами по себе. Предпосылками их возникновения, изменения и прекращения являются:

1. Наличие нормы права, где закрепляется модель поведения участников.

2. Наступление юридических фактов.

3. Наличие правоспособности у участников правоотношения.

Юридические факты – это обстоятельства реальной жизни, с наступлением которых норма связывает возникновение юридических последствий. Большинство юридических фактов необходимо доказывать и только некоторые презюмируются.

Наши рекомендации