Тема 6. Государственный кредит
1. Социально-экономическая сущность государственного кредита.
2. Государственный долг: содержание и основные формы.
3. Управление государственным кредитом.
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского, буквально означает «ссуда», «долг». Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица (выступают в роли кредиторов).
Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения, целесообразности.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны—экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.
Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Необходимость контроля вытекает из самой природы кредита.
Таким образом, государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.
Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.
В зависимости от рынка заимствований и валюты, возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
• договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации
по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.
Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства
Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства.
Государственные ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего, они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую — привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).
Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода: а)- минимизация стоимости долга для заемщика; б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля; в) усиление инвестиционного характера займов; г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса; д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях; е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.
С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.
Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты. Долг в обмен на экспорт, долг в обмен на собственность, долг в обмен на налоги, выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте, долг в обмен на наличные, реструктуризация долга.
Многие из описанных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как:
а) реструктуризация облигационных займов в облигации с более поздним сроком погашения;
б) ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей;
в) использование различных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;
г) привлечение кредитов банков для платежей по облигациям;
д) прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.;
е) выкуп своих обязательств с дисконтом;
ж) досрочный выкуп своих обязательств.
В настоящее время определяются предельные объемы долга и заимствований различных бюджетных уровней. Так, предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Базовые вопросы по модулю
1. В чем заключаются функции государственных финансов?
2. Какова роль государственных финансов в финансовой системе государства?
3. Какова роль внебюджетных фондов в формировании государственных финансов?
4. Что представляет собой государственный бюджет?
5. Назовите основные функции, присущие государственному бюджету.
6. Охарактеризуйте особенности бюджетной системы стран с различным государственным устройством.
7. Каковы основные источники доходов бюджета?
8. Назовите основные формы расходов бюджетов.
9. Дайте определение понятий «налог» и «сбор».
10. Какие функции выполняют налоги?
11. По каким признакам классифицируются налоги?
12. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?
13. Что представляет собой налоговая система?
14. Каковы причины создания внебюджетных фондов и в чем их отличие от других фондов?
15. Дайте характеристику классификации видов внебюджетных фондов в России.
16. Какие задачи выполняет Пенсионный фонд РФ?
17. Основные источники формирования финансовых ресурсов внебюджетных фондов.
18. Каковы структура и особенности региональных финансов в современной бюджетной системе?
19. Основные функции региональных финансов.
20. Чем отличается государственный кредит от других форм публичных финансов?
21. Назовите отличия государственного кредита от других форм кредита.
22. Охарактеризуйте основные способы управления долгом.
23. Существует ли связь между внешним и внутренним долгом?
24. Назовите формы государственных заимствований.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем определяется структура государственных финансов?
2. Как изменялась роль государства и государственных финансов в развитых странах в последние десятилетия?
3. В чем заключается социальная сущность бюджета?
4. Бюджетная система РФ, ее строение и особенности функционирования.
5. Охарактеризуйте бюджетную классификацию.
6. В чем заключается сбалансированность бюджета и каковы способы ее обеспечения?
7. Дайте анализ развития налоговой системы в РФ.
8. Виды налогов, взимаемые в федеральный бюджет.
9. Назовите основной нормативный документ, регулирующий налоговую политику РФ.
10. Сформулируйте пути реформирования пенсионной системы в РФ.
11. Каковы цели и задача обязательного медицинского страхования?
12. Каковы тенденции в развитии экономических внебюджетных фондов в России и за рубежом?
13. Дайте характеристику плательщиков социального налога.
14. Каково взаимодействие региональных и местных бюджетов?
15. Каковы основные источники средств, поступающих в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты?
16. Что представляет собой система управления долгом?
17. Дайте характеристику государственным ценным бумагам.
18. Какие долговые обязательства относятся к федеральным?
19. Дайте характеристику финансовым инструментам управления долгом.
20. Какова роль государственного кредита в системе публичных финансов?
Тесты
1. Государственные финансы являются:
1) составной частью общей финансовой системы;
2) инструментом, обеспечивающим образование денежных средств субъектов хозяйствования;
3) совокупность финансов институциональных единиц государственного сектора.
2. Основным фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств, является:
1) фонд потребления;
2) государственный бюджет;
3) фонд распределения.
3. Основная цель государственных финансов состоит:
1) в получении коммерческой выгоды;
2) в обеспечении коллективного потребления;
3) в обеспечении бюджета средствами.
4. Оказание государственных услуг общего назначения является функцией:
1) финансов;
2) государственных финансов;
3) государства.
5. Важнейшими направлениями государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является:
1) политика в области доходов и расходов;
2) способов финансирования дефицита бюджета;
3) управления государственным долгом;
4) все выше перечисленное.
6. Государственный бюджет - это:
1) денежные отношения;
2) экономическая категория, которая является формой распределительных отношений;
3) централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне управления для обеспечения функций соответствующих органов власти.
7. Государственный бюджет выполняет функции:
1) перераспределения национального дохода, стимулирование экономики и контроля за использованием централизованного фонда денежных средств;
2) перераспределения национального дохода и контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;
3) все перечисленное в 1 пункте плюс финансовое обеспечение социальной политики.
8. На структуру бюджетной системы оказывает влияние:
1) государственное устройство государства;
2) экономика страны;
3) вопрос поставлен не корректно.
9. Страны подразделяются по форме государственного устройства на:
1) унитарные;
2) сложные;
3) простые и сложные.
10. Федерация как сложная форма государственного устройства имеет:
1) трехуровневую бюджетную систему;
2) двухуровневую бюджетную систему;
3) не имеет уровней.
11. Бюджетная система РФ состоит из:
1) федерального, регионального и местного бюджетов;
2) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
3) консолидированного бюджета.
12. Бюджетная классификация - это:
1) группировка доходов и расходов бюджета;
2) группировка только бюджетов всех уровней;
3) не только группировка доходов и расходов всех бюджетов , но и источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов.
13. Доходы бюджета образуются за счет:
1) налоговых доходов;
2) налоговых и неналоговых доходов;
3) только безвозмездных перечислений.
14. Расходы бюджета подразделяются на:
1) текущие и капитальные;
2) ассигнования и трансферты;
3) дотации и субвенции.
15. Этап формирования и исполнения бюджета - это:
1) бюджетная деятельность;
2) бюджетный процесс;
3) бюджетный контроль.
16. Налог представляет собой:
1) обязательный взнос;
2) обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж;
3) экономические отношения между государством и юридическими лицами.
17. Основными элементами налогов являются:
1) объект и субъект;
2) налоговая база и единица обложения;
3) ставка налога и налоговый период;
4) все вышеперечисленное.
18. Государственные налоги подразделяются на:
1) федеральные, региональные и местные;
2) прямые и косвенные;
3) другие.
19. Налоговая система РФ регулируется:
1) указами Президента РФ;
2) Налоговым Кодексом РФ;
3) ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ».
20. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе:
1) публичных финансов;
2) финансов предприятий;
3) финансов.
21. Необходимость возникновения внебюджетных фондов было следствием:
1) выделения из бюджета определенных, особо значимых расходов социального и экономического характера;
2) формирования фондов с собственными источниками доходов;
3) все вышеперечисленное.
22. К фондам социального назначения в РФ относятся:
1) Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
2) Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ;
3) Дорожный, экологический и др.
23. Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:
1) единого социального налога;
2) добровольных взносов физических и юридических лиц;
3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
24. Средства Пенсионного фонда направляются:
1) только на выплату государственных пенсий;
2) на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет и др.;
3) на оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
25. Медицинское страхование в РФ осуществляется в виде:
1) обязательного страхования;
2) обязательного и добровольного;
3) только добровольного страхования граждан.
26. Региональными бюджетами называют:
1) местные бюджеты;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) бюджеты областей и краев.
27. Доходы региональных бюджетов в РФ формируются за счет:
1) налоговых поступлений и неналоговых поступлений;
2) помощи из федерального бюджета;
3) других источников.
28. Местный бюджет - это:
1) бюджет области, края;
2) бюджет муниципального образования;
3) поселковые бюджеты.
29. Местные бюджеты:
1) относятся к системе государственных финансов;
2) не входят в систему органов государственной власти и управления.
30. Государственный кредит:
1) относится к публичным финансам;
2) не относится.
31. Субъектами государственного кредита являются:
1) физические и юридические лица;
2) государство, физические и юридические лица;
3) государство и юридические лица;
32. В качестве долговых обязательств РФ могут быть:
1) государственные ценные бумаги и различные кредитные договора и соглашения, заключенные от имени РФ;
2) только государственные ценные бумаги;
3) государственные ценные бумаги и корпоративные ценные бумаги.
33. Эмитентом государственных ценных бумаг выступает:
1) государство, в лице уполномоченного органа - Министерство финансов;
2) любой федеральный орган исполнительной власти;
3) любое юридическое лицо.
34. На кого возложен контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ условий выпуска внешних облигационных займов?
1) на ЦБ РФ;
2) на Министерство финансов РФ;
3) на ФКЦБ (Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг).
35. Какой орган осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга?
1) ЦБ РФ;
2) Министерство финансов РФ;
3) ФКЦБ (Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг).