Системно-доктринальные подходы к формированию государственных внебюджетных фондов

Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – Фонд). Данный Фонд призван обеспечить реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47 Конституции Республики Беларусь).

В соответствии с п. 1 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение) Фонд является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. В то же время выполнение основных задач Фонда обеспечиваются, в первую очередь, внебюджетными денежными средствами, что позволяет его рассматривать как государственный внебюджетный фонд. Т.е., в том случае, когда в нормативном правовом акте говорится о внебюджетном фонде как об определенном органе государственного управления (как в нашем случае), то имеется в виду, в первую очередь, орган, полномочный распоряжаться средствами Фонда. Дискуссионность определения статуса Фонда в Беларуси предопределена еще и тем, что с 2004 года средства Фонда включаются в республиканский бюджет, несмотря на то, что закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год прямо предопределяет его внебюджетный статус (ст. 3, 19 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года «О республиканском бюджете на 2009 год»).

Большинство представителей финансово-правовой науки также исходят из вышеуказанного постулата, рассматривая институт государственного социального страхования через финансово-правовую призму государственных внебюджетных фондов [Крохина Ю.А. Финансовое право: учебник. 3–е изд. – М., 2008. – С. 377–387; Крутышев А.В. Понятие государственного внебюджетного фонда // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – С. 188–192; Рыбасова Е.А. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов // Финансовое право: учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. – М., 2007. – С. 194–197]. В то же время данный вопрос продолжает оставаться дискуссионным, о чем свидетельствует рассмотрение финансово-правового статуса внебюджетных фондов в рамках института государственного (обязательного) страхования [Грачева Е.Ю. Финансово-правовое регулирование обязательного страхования // Финансовое право: учебник. 3–е изд. – М., 2005. – С. 310–328; Ивлиева М.Ф. Правовые основы обязательного страхования // Финансовое право: учебник. – 2–е изд. – М., 2007. – С. 129–147; Кастронова Т.А. Обязательное социальное страхование // Финансовое право: учебник // Отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. – М., 2009. – С. 466–478]. Среди выше указанных мнений наблюдается дихотомичность взглядов, когда в одном учебнике рассматривается и правовой институт государственных внебюджетных фондов и государственного социального страхования [Попов В.В. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4–е изд. – М., 2009. – С. 299–309; Покачалова Е.В. Правовое регулирование организации страхового дела // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4–е изд. – М., 2009. – С. 605–635].

Фонд призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. В соответствии с п. 3 Положения средства государственного социального страхования образуются за счет:

- обязательных страховых взносов;

- взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- ассигнований из республиканского бюджета;

- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

- других поступлений.

П. 9 Положения предусматривает, что средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

- выплату профессиональных пенсий;

- выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

- выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

- финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

- финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Основным источников формирования доходной части фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» являются:

- работодатели – юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

- работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физическим лицам, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь.

От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не пенсионного достигших возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в фонд являются:

- для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятий «Белгосстрах» (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115), но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;

- для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - определяемый ими доход;

- для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие.

В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование (при этом уплата обязательных страховых взносов осуществляется единым платежом).

Размерыобязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

- для работодателей – 28 процентов;

- для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24 процента;

- для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 процентов;

- для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 процентов;

- для работающих граждан – 1 процент.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Порядок уплаты обязательных страховых взносов определен Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты».

Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах отчетного квартала (с учетом индексации), пропорционально количеству календарных дней этого квартала, за которые индивидуальным предпринимателем в установленном порядке уплачен единый налог.

Индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, обучаются по дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов.

Исчисление суммы обязательных страховых взносов, причитающихся к уплате индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами, осуществляется самостоятельно. Указанные взносы уплачиваются ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Профессиональное пенсионное страхование – это вид государственного социального страхования, представляющий собой систему установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование (обязательные платежи страхователя для формирования средств на профессиональные пенсии), уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

Ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон) предусматривает, что профессиональному пенсионному страхованию подлежат:

- работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей);

- работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей);

- работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации (по перечню должностей);

- работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации (по перечню должностей);

- работники инженерно-технического состава гражданской авиации (по перечню должностей и работ);

- бортоператоры и бортпроводники воздушных судов гражданской авиации;

- работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах (по перечню текстильных производств и профессий);

- женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

- мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;

- женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения);

- водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским;

- работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

- отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, а также коллективов художественного творчества (по перечню);

- спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом (по перечню видов спорта);

- отдельные категории медицинских и педагогических работников (по перечню учреждений, организаций и должностей).

Определяющим фактором при решении вопросов об отнесении того или иного работника к числу лиц, подпадающих под действие Закона, являются списки и перечни соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций, в которых работает застрахованный. Указанные списки и перечни подлежат утверждению Советом Министров Республики Беларусь.

Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных в Перечне видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятий «Белгосстрах», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115). При этом взносы на профессиональное пенсионное страхование на сумму начисленных выплат, превышающую 3-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который указанные взносы должны быть уплачены.

Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не производится.

Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированные в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию установлены Указом Президента Республики Беларусь 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» в пределах от 1,5 до 4, процентов.

Плательщики обязаны уплатить взносы на профессиональное пенсионное страхование отдельными платежными поручениями не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Если на прикладном уровне главная дискуссия в сфере обязательных страховых взносов (в том числе и на профессиональное пенсионное страхование) идет вокруг размера государственных притязаний в рамках их явной завышенности (именно данный фактор и предопределяет желание работодателей снизить уровень официальной заработной платы), то в научной сфере доктринальная содержательная характеристика данных платежей основывается на возможности или невозможности признания их налоговыми платежами.

Во многом данная позиция предопределена российским законодателем, который в связи с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 31 декабря 2001 года «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» обозначил в системе атрибутивных признаков обязательных страховых взносов безвозмездность, которая, в свою очередь, предопределила определенную научную дискуссию, а также выявила неоднозначность правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П«По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд содействия занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» отметил, что согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан. Следуя логики данной правовой позиции необходимо констатировать, что данные финансовые обременения не отличаются от налоговых платежей, что и было впоследствии подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федераци от 9 апреля 1998 г. № 38-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Будниковой Лидии Владимировны и других на нарушение их конституционных прав Федеральными законами о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год и на 1997 год».

Впоследствии Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых позициях стал рассматривать возмездность как квалифицирующий признак неналоговых платежей.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 года № 28-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации Тверской области общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери на нарушение конституционных прав и свобод статьями 3 и 34 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статей 10 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обяза­тельное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально-возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Россий­ской Федерации, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездно­стью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхова­ние отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федера­ции персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждо­му застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое вы­плачивается застрахованному лицу при наступлении страхового слу­чая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидно­сти, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напря­мую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельно­сти уплачивались страхователями.

Названные отличительные признаки налогов и страховых взно­сов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

Следует отметить, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации нашла свое дальнейшее отражение в финансово-правовой науке в контексте не признания налогами обязательных страховых взносов [Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: проблемы и экономические ориентиры. – М., 2006. – С. 325; Кокорин О.В. Страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа: правовые основания // Налоговые споры: теория и практика. – 2004. – № 12. – С. 30; Орлова Н.Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Ваш налоговый адвокат. – 2002. – № 3. – С. 18–26; Пешкова Х.В. Проблема разграничения налоговых и неналоговых платежей в практике Конституционного Суда РФ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2005 года / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2007. – С. 260–284; Украинский Р.В. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Законодательство. – 2002. – № 8. – С. 48–53; Стрельников В.В. Страховые взносы на обязательное социальное страхование // Финансовое право: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3–е изд. – М., 2009. – С. 500–511].

В то же время возмездность (в данном случае речь в большей степени идет о попытке создания эквивалентно-правовой модели) в отношениях по обязательному (государственному) социальному страхованию (в белорусском законодательстве она нашла свое отражение в ведении системы индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования) вызывает определенные сомнения в рамках соразмерности уплаченных страховых взносов и размера пенсионного обеспечения, который без сомнения является явно заниженным в условиях реализации белорусской модели социально-экономического развития. Отчасти такой вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу которой, действие принципа соотносимости тарифа страховых взносов с размерами получаемых пенсий не означает, что трудовая пенсия должна быть равной всей сумме уплаченных страховых взносов (Определении от 2 октября 2003 г. № 383-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха о проверке конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера»). При этом, для основных плательщиков – работодателей этот платеж является индивидуально безвозмездным, поскольку последующее возмещение будет производится не им, а наемным работникам.

Если же исходить из второго направления доктринально-правового анализа налога (по элементному составу), то в данном случае следует полностью исходить из налоговой составляющей вышеуказанных платежей. В этой связи Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что обязательные страховые взносы, как налоги и сборы, являются обязательными отчислениями денежных средств от плательщиков в определенных законом размерах. Анализ содержания норм порядка регистрации плательщиков обязательных страховых взносов, порядка и сроков их уплаты, ответственности, применяемой к плательщикам взносов, свидетельствует о сходстве страховых взносов с налоговыми платежами, а их целевой характер – со сборами (Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № З-71/98 «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пункта 25 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, утвержденного Министерством социальной защиты и Министерством труда 19 июня 1996 г., подпунктов 5.2, 5.3 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной Правлением Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 12 апреля 1994 г., разделов 9, 10, 11 Инструкции по статистике численности работников и заработной платы, утвержденной Министерством статистики и анализа 19 декабря 1994 г.»).

Законодательство Республики Беларусь также предусматривает иные государственные внебюджетные фонды.

В целях укрепления материально-технической базы гражданской авиации республики Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2003 г. № 465 «Об образовании государственного внебюджетного фонда гражданской авиации» образовать государственный внебюджетный фонд гражданской авиации (далее – Фонд), который формируется за счет: прибыли (до 50 процентов), которая остается в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс), после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский, местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, местные целевые бюджетные фонды, а также части прибыли, уплаченной в бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь; амортизационных отчислений (до 50 процентов) от основных фондов авиационных организаций, подчиненных Минтрансу; выручки от реализации имущества авиационными организациями, подчиненными Минтрансу; прибыли (до 50 процентов) от деятельности негосударственных организаций в области гражданской авиации, имеющих соответствующие разрешения (лицензии) Минтранса, которая остается в их распоряжении после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский, местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; денежной суммы (процентов), полученной за хранение средств фонда на специальном счете Департамента по авиации Минтранса в банке после уплаты в установленном порядке налогов.

Средства Фонда используются на: приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) новых воздушных судов и обучение персонала их эксплуатации; финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов; уплату членских взносов в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и Межгосударственный авиационный комитет (МАК); создание резерва для оказания на возвратной основе помощи организациям в погашении задолженности за потребленные энергоресурсы и по заработной плате; разработку бизнес-планов инвестиционных проектов развития аэропортов, авиакомпаний, авиаремонтного производства; приобретение научно-технической документации по отраслевым направлениям деятельности; поддержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы и спортивных сооружений; строительство, реконструкцию организациями зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, а также их модернизацию; приобретение оборудования, выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации; погашение задолженности по займам (кредитам), полученным организациями, в том числе и под гарантии Правительства Республики Беларусь.

В целях развития производственной базы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел» в Республике Беларусь образован государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел (далее – Фонд), источниками формирования которого являются: прибыль (до 10 процентов), остающаяся в распоряжении республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту, после уплаты налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, государственные целевые внебюджетные фонды, а также части прибыли в соответствии с законодательством; превышение доходов над расходами (до 10 процентов) исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту, от осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов; денежные суммы (проценты), полученные за хранение средств фонда на отдельном счете Департамента в банке после уплаты в установленном порядке налогов; иные средства в соответствии с законодательством.

Средства Фонда могут использоваться на: пополнение организациями, подчиненными Департаменту, оборотных средств; осуществление централизованных закупок технологического оборудования, сырья и материалов для организаций, подчиненных Департаменту; создание рабочих мест для лиц, обязанных в соответствии с законодательством возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; организацию и проведение семинаров, совещаний, ярмарок, выставок, приобретение нормативной и методической литературы, подписку периодических изданий, возмещение затрат по изготовлению рекламных буклетов и каталогов, а также по размещению рекламной информации о продукции, выпускаемой организациями, подчиненными Департаменту; оплату учебы рабо

Наши рекомендации