Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ. На основании прогноза социально-экономического развития, сводного баланса ресурсов определяются основные направления бюджетной политики. Они оставляют основу Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию.
Составление бюджета основывается на:
1) Бюджетном послании президента РФ;
2) прогнозе социально-экономического развития территорий;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующих территорий;
4) прогнозе сводного финансового баланса;
5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики территорий на очередной финансовой
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:
- основные характеристики бюджета прогнозные объемы доходов, расходов;
- расходы бюджета по разделам и подразделениям;
- распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой;
- источники финансирования дефицита;
- верхний предел государств и муниципального долга по состоянию на 1 января следующего;
- предел гарантий третьим лицам.
Одновременно с проектом бюджета составляются:
1) прогноз консолидированного бюджета;
2) адресная инвестиционная программа;
3) план развития государственного и муниципального сектора экономики;
4) структура государственного и муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита;
5) программа представления государственных или муниципальных гарантий;
6) оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения.
Рассмотрение и утверждение бюджета
В Государственной Думе, создан Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Эти Комитеты рассматривают предложение других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты приводят ….. рассмотрение бюджета выносят сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думе.
В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внешних заимствований для покрытия дефицита.
Комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключение и предложения о принятии или об отклонении законопроекта. При отклонении идет доработка и вновь рассматривается в Государственной Думе через 20 дней, а через 10 дней для повторного.
Во втором чтении утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема федерального бюджета Дума рассматривает во втором чтении Закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.
Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, утвержденные в первом чтении, о размере Федеральной поддержке субъектов РФ. Если бюджет отклоняет во втором чтении, он передается в согласительную Комиссию.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителем федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации.
Субъекты направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Дума рассматривает проект закона в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия во втором чтении.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесения в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия. После голосования о четвертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Думой закона в течение 10 дней.
Если Государственная Дума согласна с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей общего числа депутатов Думы.
Исполнение бюджета
Исполнить бюджет, значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, вся система органов управления финансами РФ. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджета.
На органы казначейства возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств от имени и поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех доходов на единый счет, и осуществляют все платежи (расходы) с единого счета бюджета.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета;
- распределение в соответствии с утверждением бюджетом федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов федерального бюджета и составление отчетности.
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами-участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными распорядителями бюджетных средств, распорядительными получателями средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министром финансов РФ в течении 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете и предусматривает поступление и расходование средств поквартально.