Накладные (косвенные) расходы

При расчете накладных расходов группировка затрат может быть любой удобной для проектанта (например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспортных средств, цеховые расходы, общезаводские расходы, или общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы), но при этом нужно соблюдать следующие условия:

- выделять амортизационные отчисления в отдельную статью; - производить группировку затрат таким образом, чтобы их можно было разделить на условно-постоянные и условно-переменные.

Группировка и статьи затрат общепроизводственных и общехозяйственных расходов приведены в табл. П6.6 и П6.7 приложения 6.

Определение накладных расходов можно производить различными методами, в зависимости от стадии и уровня проработки инвестиционного проекта:

1) метод прямого счета по каждой статье затрат;

2) метод определения расходов в процентном отношении к основной заработной плате производственных рабочих;

3) смешанный метод, когда одна часть статей затрат определяется прямым счетом (амортизационные отчисления; зарплата вспомогательного и административно-управленческого персонала, налоги и сборы, относимые на себестоимость), другая – как процент к основной заработной плате производственных рабочих.

В случае 2-го и 3-го методов необходимо иметь статистические данные о накладных расходах или собственного предприятия, или предприятий того же профиля и размера.

Ниже приводится табл. 10.15 расчета амортизационных отчислений, остаточной стоимости и замещения основных фондов, данные которой используются при дальнейших расчетах:

- амортизационные отчисления используются при расчете издержек производства и реализации продукции;

- остаточная стоимость основных фондов используется при расчетах среднегодовой стоимости основных фондов для определения налога на имущество и при определении ликвидационной стоимости имущества предприятия;

- затраты на замещение основных средств и нематериальных активов (основных фондов) учитываются в общих инвестиционных затратах проекта.

Группировку основных средств удобнее всего производить по амортизационным группам (с одинаковой нормой амортизации).

Таблица 10.15

Амортизационные отчисления, остаточная стоимость и замещение основных фондов предприятия

Накладные (косвенные) расходы - student2.ru

Номер шага ...
Продолжительность шага в годах или долях года      
Наименование основных фондов Первона-чаль­ная стоимость Нормы аморти-зации, % Срок ввода в эксплуа-тацию      
1. Основные средства всего, в том числе: 1.1. Земельный участок 1.2. Здания и сооружения (по амортизационным группам) 1.3........................            
2. Нематериальные активы всего, в том числе: 2.1. Организационные расходы 2.2. Промышленный образец 2.3. ............................            
3. Итого            

Указанную форму таблицы можно применять только при линейном способе амортизации. Если применяются другие способы амортизации (способ уменьшаемого остатка, способ суммы номеров чисел лет полезного использования), то необходимо составлять промежуточные таблицы.

Замещение основных фондов – это списание старых (в основном с нулевой остаточной стоимостью) и приобретение новых.

При достижении остаточной стоимости основных средств нулевого значения руководство предприятия может принять следующие решения:

- списать основное средство и приобрести вместо него новое (замещение);

- продолжать эксплуатацию, предусмотрев увеличение средств на ремонт и содержание.

Итог раздела – накладные расходы по шагам расчета.

Планирование сроков осуществления проекта

10.8.1. Горизонт расчета (расчетный период) и его разбиение
на шаги [22]

Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) должна охватывать весь жизненный цикл разработки и реализации проекта вплоть до его прекращения и принимается с учетом:

- степени исчерпанности сырьевых запасов и других ресурсов;

- прекращения производства в связи с изменением требований (норм, стандартов) к производимой продукции, технологии производства или условиям труда на этом производстве;

- отсутствия потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности;

- износа основной (определяющей) части основных средств;

- выполнения организацией своего функционального назначения (ликвидация строительной организации после окончания строительства объекта);

- окончания срока аренды земельного участка, зданий, сооружений;

- достижения целевой величины совокупной прибыли и др.

При необходимости в конце расчетного периода предусматривается ликвидация сооружаемых объектов.

Горизонт расчета разбивается на шаги. Шагом расчета при определении показателей эффективности могут быть: месяц, квартал, полугодие или год.

При разбиении расчетного периода на шаги следует учитывать:

- цель расчета (оценка эффективности проекта в целом, оценка финансовой реализуемости, мониторинг проекта с целью осуществления финансового управления и т.д.);

- продолжительность различных фаз жизненного цикла проекта. В частности, целесообразно, чтобы моменты завершения строительства объектов или основных этапов такого строительства, моменты завершения освоения вводимых производственных мощностей, моменты начала производства основных видов продукции, моменты замены (замещения) основных средств и т.п. совпадали с концами соответствующих шагов, что позволит проверить финансовую реализуемость проекта на отдельных этапах его реализации;

- неравномерность денежных поступлений и затрат (в том числе сезонность производства или реализации продукции);

- периодичность финансирования проекта. Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы получение и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на его начало или конец);

- оценку степени неопределенности и риска, их влияние;

- условия финансирования (соотношение собственных и заемных средств, величину и периодичность выплаты процентов за кредиты и лизинг). В частности, моменты получения разных траншей кредита, выплат основного долга и процентов по нему желательно совмещать с концами шагов;

- «обозримость» выходных таблиц, удобство оценки выходной информации;

- изменение цен в течение шага вследствие инфляции и других причин. Желательно, чтобы в течение шага расчета цены изменялись не более чем на 10 %. Отрезки времени, где прогнозируются высокие темпы инфляции, рекомендуется разбивать на более мелкие шаги.

Наши рекомендации