Страхование от политических и экономических рисков

Мировые экономические кризисы и кризисы отдельно взятых стран являются в первую очередь причинами слабого управления экономическими процессами в стране, политической нестабильностью, принятием непродуманных политических решений, имеющих в конечном счете серьезные негативные последствия (большие и растущие государственные долги, чрезмерные военные расходы и др.). Все это ведет к дестабилизации экономики, снижению ВВП, к закрытию (банкротству) и ликвидации целого ряда производств, идет снижение жизненного уровня. Это подтверждает наступление экономического кризиса, причиной которого был, по сути, кризис управления государством, т.е. политический кризис. Примером тому может служить дефолт 1998 года, который , казалось бы, снизил доверие к России иностранных инвесторов, но в то же время создал позитивные условия к развитию собственной экономики. Второй пример. Политическая нестабильность в Украине. В результате за последние годы произошел резкий спад ВВП с 12 % до 2,5 %. Как правило, политические кризисы ведут к целому ряду коммерческих и финансовых кризисов. Сбои в производстве ведут к невыполнению договоров поставки, что ставит контрагентов также по дальнейшей цепочке договоров в положение невыполняющих свои обязательства. Отсюда провал в производстве, нарушение экономической стабильности последовательно сказывается в большей или меньшей мере на всю цепочку экономических отношений участников конкретного контракта.

Контрактами, как правило, предусмотрены этапы и условия его выполнения, оговорен конечный результат, а он из-за политической нестабильности нарушается. Стороны контракта несут определенные убытки. Для того, чтобы избежать возможные негативные последствия, возможно, а точнее, необходимо страховаться от политических рисков. Страховые компании, принимающие этот риск, должны внимательно изучить положение в стране участнице сделки на предмет политической стабильности, как себя чувствует экономика в настоящее время и в предшествующие периоды, каковы прогнозы на будущее, роль и участие государства в обеспечении стабильности экономического развития государства.

Страховые компании большинства зарубежных стран вопросам страхования политических рисков отводят особое внимание, так как эти риски трудно предсказуемы, требуют постоянного внимания и анализа складывающейся политической обстановки в стране.

В России законодательным порядком обеспечивается порядок проведения страхования от политических рисков.

Статьей 970 ГКРФ предусмотрено использование общих правил, изло­женных в главе 48 ГКРФ в части страхования иностранных инвестиций от не­коммерческих рисков.

Некоммерческими считаются риски, связанные с политическими и эко­номическими изменениями, в результате которых государство может принять определенные меры ограниченного характера. Такими мерами могут быть, на­пример, запрет на перевод прибыли в иностранную валюту или за пределы го­сударства, нарушение принимающим государством контракта с иностранным инвестором, лишение инвестора права доступа к судебной защите и т. п.

Гарантии защиты и статус иностранных инвесторов определяется целым рядом нормативных актов, в том числе Законом « Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 14.07.91г. ( в редакции от 19.06.93 г.), Указом Президента РФ « О совершенствовании работы с иностранными инвесторами» от 27.09.93 г., По­становлением Правительства РФ «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федера­ции» от 13.10.95 г..

Определенное место в защите инвесторов занимает страхование. В объ­ем страхового покрытия могут входить следующие риски:

- изменения в валютном законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе;

- изменения в валютном законодательстве, которые препятствовали бы
переводу дивидендов иностранным инвесторам;

- принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать инвестированные средства и возможный доход от них для после­дующего инвестирования;

- национализация предприятий, созданных с участием иностранных ин­весторов или экспроприация их активов в результате предпринятых государст­венных изменений в экономике или политике;

- принятие законодательства, которое лишало бы права владения землей, принадлежащей предприятию;

- принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковать продукцию предприятия, в которое вложены иностранные инве­стиции;

- введение законодательства в области налогообложения, которое пре­пятствовало бы дальнейшему капиталовложению или прибыльному ведению дела;

- введение нормативных актов, которые запрещали бы предприятиям, в которых доминируют иностранные инвесторы, принимать участие в биржевых сделках;

- принятие законодательства, которое ущемляло бы финансовое и любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с первоначальными предпосылками;

- принятие нормативных актов, которые ущемляли бы право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в который инвесторы вложили соответствующие средства;

- внесение изменений в арбитражную практику;

- военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора.

При этом перечень возможных рисков может быть дополнен, исходя из особенностей политической или экономической ситуации в стране.

Наши рекомендации