Большее посредством меньшего: последний рубеж

Что является для нас самым дорогим и постоянно находится в дефиците? Что, иссякая, расстраивает нас и заставляет нервничать?

Ответ один — время.

С трудом верится, что принцип «большее посредством меньшего» распространяется и на то, чего, по нашему мнению, нам вечно не хватает, — на время. Но каким бы странным все это ни казалось, это истинная правда...

В нашем распоряжении все время

Время — это великодушный бог.

Софокл

В возрасте 30 лет один невероятно удачливый продавец с Уолл-стрит решил податься в Тибет, уйти в монастырь и предаться скрупулезному изучению духовных наук.

В первый же день своего пребывания в монастыре, когда все его собратья-ученики, робея и смущаясь, толпились в стороне, бывший продавец подошел к учителю дзен и спросил:

— Сколько времени обычно необходимо для того, чтобы достичь просветления?

— Семь лет, — ответил учитель.

— Но в Гарвардской бизнес-школе я был лучшим в классе, я заработал 10 миллионов долларов для «Goldman Sachs» и во время подготовки к жизни в монастыре прошел курсы по управлению временем. Сколько мне понадобится времени, если я буду интенсивно учиться и приложу максимум усилий, чтобы сократить этот срок?

— Четырнадцать лет, — улыбнувшись, ответил учитель.

С другой стороны, помните ли вы историю об Архимеде? Однажды, принимая ванну, он выплеснул немного воды, а потом в восторге выскочил из нее и голышом побежал по главной улице Афин, крича во все горло: «Эврика! Я понял!».

Он открыл очень важный закон. Это было внезапное озарение, наступившее в момент, когда он в спокойствии и тишине наслаждался ванной, ни о чем не думая.

Каким образом все это связано с принципом 80/20? Время, вероятно, является лучшим примером данного принципа, имеющим огромную ценность для нашей жизни. Если мы приносим пользу на работе, то 80 процентов ее результатов обеспечиваем за 20 процентов времени. В личной жизни мы добиваемся 80 процентов счастья за 20 процентов времени.

Стоит нам это осознать, как наша жизнь коренным образом меняется. Внезапно мы не испытываем недостатка во времени. Прекращается суета и спешка. Если всерьез задуматься о том, что мы в состоянии совершить с имеющимся в нашем распоряжении временем, то можем расслабиться и даже проявить леность. В действительности лень, обеспечивающая большое количество времени для размышлений, может стать предпосылкой для великих достижений.

Подобное можно полностью отнести к древним грекам. Имея рабов, выполнявших всю работу, они проводили время в размышлениях, спорах и неспешных поисках ответов на насущные вопросы. Результат — величайшая цивилизация, самые развитые наука и литература из всех, когда-либо существовавших. Подобное относится и к передовым современным обществам. Поскольку большинству из нас не приходится выполнять всю работу вручную, мы направляем силу разума на создание богатства, развитие науки и культуры.

И все же здесь заключен парадокс. Мы никогда не были так свободны, но при этом до сих пор не осознали всю степень своей свободы. В нашем распоряжении никогда не было столько времени, но при этом мы постоянно в цейтноте. Современная жизнь вынуждает нас неизменно ускорять ритм, используя новейшие достижения технологии, чтобы все делать быстрее. Но в беге наперегонки со временем мы лишь выматываем себя. Ускорение не освобождает время — оно заставляет нас ощущать себя отстающими. Мы боремся со временем — нашим воображаемым врагом. Нам кажется, что оно с ужасающей скоростью утекает из нашей жизни.

Эндрю Марвелл писал: «За своей спиной я слышу стук колес настигающей меня колесницы времени». Генри Остин Добсон заметил: «Вы говорите, время уходит? Увы, время остается, это мы уходим».

Однако и Марвелл, и Добсон, и современная жизнь ошибаются. Мы можем получить большее посредством меньшего: больше счастья за меньшее время, больше результатов за меньшее время.

Жизнь по принципу 80/20 отвергает наше современное отношение ко времени, освобождая нас для наслаждения радостями жизни без постоянной тревоги о времени. Время — это вовсе не дефицит, у нас всегда его в избытке. Времени не нужна спешка, как не нужна она и нам. Оно может замереть на какой-то момент, принося нам радость, свершения и понимание вечности.

Время — это безграничный океан. Мы можем радостно и уверенно плавать в нем, не чувствуя на себе тяжести жестокого рока. Добрый старый Софокл, в общем-то, был прав: «Время — это великодушный бог».

Мы расходуем время двумя способами. Есть небольшое его количество (20 процентов), обеспечивающее 80 процентов того, что нам необходимо. И есть значительно большее количество времени (80 процентов), обеспечивающее крошечные 20 процентов необходимого нам.

Время не течет с постоянной скоростью. Оно движется урывками, скачками, протекая то тонким ручейком, то мощным потоком. Длительные периоды, когда ничего не происходит, чередуются короткими мгновениями, когда приливная волна меняет наш мир. Искусство серфинга во времени состоит в том, чтобы обуздать волну и приплыть на ней к счастью и успеху. Время не абсолютно, оно относительно и прочно связано с нашими эмоциями, вниманием и восприятием его.

Бывают моменты, когда мы абсолютно счастливы и находимся в гармонии со всей Вселенной. Время для нас замирает. Мы задержались в одном мгновении, в одном моменте времени, преисполненные внутреннего спокойствия и невероятного блаженства.

«Время летит, — говорим мы. — День просто исчезает».

В эти редкие моменты мы ощущаем себя самыми счастливыми и готовы к великим совершениям. Как когда-то Архимеда, внезапно нас может осенить гениальная мысль или идея, снизойти озарение. Мы принимаем решения, в корне меняющие жизнь. Эти крохотные фрагменты времени стоят целых дней, недель, месяцев и лет его «нормального» течения.

В другие периоды не происходит ничего стоящего. Мы утомлены, несчастны и аморфны. В такие мерзкие дни время не летит, как на крыльях, и не стоит на месте, оно еле-еле тянется.

Является ли время первой категории идентичным времени второй категории, аналогичным по характеру и ценности? Маловероятно. Один день, полный блаженства и упоительного счастья, может стоить целой жизни серых скучных дней. Меньше значит больше.

Ценность и наше восприятие времени зависят от того, как мы его используем: что мы чувствуем по отношению к собственной жизни.

• Вероятнее всего, мы испытываем 80 процентов счастья за 20 процентов времени.

• 80 процентов времени приносят нам лишь 20 процентов счастья.

• Вероятнее всего, 80 процентов наших достижений свершаются за 20 процентов времени...

• ...а оставшиеся 80 процентов обеспечивают лишь 20 процентов наших достижений.

Отсюда следует, что:

• Большая часть того, что мы делаем, имеет крайне невысокую ценность, как для нас, так и для окружающих людей. Французский романист Лабрюйер писал: «Те, кто наиболее нерационально расходуют время, чаще всего жалуются на его нехватку».

• Немногие вещи, которые мы делаем за достаточно малое количество времени, обладают просто колоссальной полезностью. Мы получаем фантастические результаты, когда 20 процентов затрачиваемого времени обеспечивают 80 процентов счастья и успеха — четырехкратную отдачу.

• Если бы нам удалось максимально рационально использовать небольшую часть времени, тогда мы бы никогда не знали, что такое его нехватка. Если 80 процентов времени обеспечивает 20 процентов полезности, тогда отдача от его использования равняется 20, деленному на 80, то есть 25 процентов. Самое главное не время, а то, как мы его расходуем. Мы можем получить отдачу либо в жалкие 25 процентов, либо в 400 процентов.

• Если мы работаем на себя и два дня в неделю уделяем самой полезной и ценной деятельности, мы должны суметь получить 160-процентную отдачу, на которую ранее требовалось 5 дней.

• Мы можем резко повысить качество нашей жизни, внеся изменения в привычное использование времени. Если все внимание мы будем уделять тем немногим вещам, приносящим нам счастье и успех, и игнорировать те многочисленные вещи, которые отнимают много времени, но не приносят никаких стоящих результатов, мы сможем улучшить свою жизнь самым невероятным образом — и затратив при этом меньше усилий!

• Как правило, «хорошие» времена заканчиваются быстро, а «плохие» тянутся довольно долго. А что если мы поменяем их местами? Если мы удлиним «хорошие» времена и укоротим «плохие», то произведем в нашей жизни настоящую революцию.

Конечно, счастье и личностную эффективность невозможно точно измерить. Числа 80/20 приблизительны. Но все же, умножая полезность времени на четыре, вы как будто удлиняете свою жизнь до 320 лет вместо 80, не испытывая при этом никаких неудобств преклонного возраста.

Наши рекомендации