Использование посредников

Одним из главных показателей высокого профессионального уровня коммерческой фирмы является число посредников, активно содействующих ей в сбыте товаров на наиболее перспективных рынках. До либерализации внешнеэкономической деятельности крупные экспортные внешнеторговые объединения, такие как Станкоимпорт, Автоэкспорт, Энергомашэкспорт, Трактороэкспорт, Машиноэкспорт, Нефтеэкспорт и др., имели больше чем по сотне посредников и представительств за границей, многие из которых, в свою очередь, создавали многоступенчатые системы сбыта через субпосредников и дилеров. Ряду крупных внешнеторговых объединений, преобразованных в акционерные общества, удалось до настоящего времени сохранить за границей значительную часть своих представительств и посредников. Однако падение производства и снижение конкурентоспособности российских товаров, к сожалению, ведут к потере традиционных внешнеторговых связей. В то же время новые экспортные и импортные российские организации создают новые посреднические структуры, содействующие сбыту и закупкам продукции на внешнем рынке. Многие челноки, создав необходимую материальную базу и приобретя надежных торговых партнеров за границей, объединяются в достаточно крупные торговые фирмы, имеющие постоянных посредников как за рубежом, так и на территории России.

Однако недостаток опыта и криминализация российских посреднических структур, особенно в экспорте сырьевых товаров, в импорте лекарств, табака, алкогольных напитков и продуктов питания, пока не позволяют рыночному механизму оптимизировать число посреднических звеньев, что ведет к повышенным издержкам обращения, необоснованному обогащению посредников, контролирующих определенные товарные потоки, и в конечном счете к росту потребительских цен.

Контрольные вопросы по темам 1—3

1. В чем состоит независимость посредников от их клиентов (продавцов, покупателей, арендодателей и др.)?

2. Какие преимущества изготовителям, продавцам и покупателям дает использование посредников?

3. Какие виды посредников Вы знаете?

4. Что лежит в основе любого посреднического соглашения?

Глава 9. Соглашения с посредниками

Общие положения соглашений

По своей структуре и содержанию соглашения с посредниками весьма близки к контрактам купли-продажи (см. разд. I и II учебника).

На заглавном листе соглашения содержится название документа, например «Посредническое соглашение с комиссионером» — если в его основе лежит договор комиссии, «Посредническое соглашение с дистрибьютором» — если в его основе лежит договор с перепродавцом (дистрибьютором) и т.д. Если в основе соглашения лежит агентский договор, то документ называется «Агентское соглашение». Называть такие коммерческие документы «Договор комиссии», «Договор поручения», «Агентский договор» и т.д. вряд ли правильно: хотя они и основываются на подобных договорах, но содержащийся в них комплекс прав и обязанностей сторон обычно гораздо шире, чем в договорах.

Посредническому и агентскому соглашениям, так же как и контрактам купли-продажи, присваиваются номера, указываются даты и места их подписания.

Определение сторон

Посредническое или агентское соглашение содержит определение сторон. Если в соглашении за основу принят договор поручения, комиссии или агентский договор, то стороны должны именоваться так, как это установлено в ГК РФ.

Практически все виды посредников, кроме консигнаторов, могут привлекаться как для сбыта, так и для закупок оптовых партий товаров и услуг. Однако, поскольку такая вариантность перегружает изложение общих положений посреднических соглашений, они будут освещены односторонне с точки зрения сбыта. Поэтому сторона, привлекающая посредников к сбыту, в п.1 данной главы будет называться обобщенным понятием «продавец», или «принципал». Особенности общих положений соглашений с закупочными (импортными) посредниками будут изложены в пп. 1.5 и 1.7 данной главы. При изложении особенностей соглашений с отдельными видами посредников посредники и привлекающие их стороны будут названы в соответствии с терминологией, принятой в ГК РФ, а в отдельных случаях в соответствии с терминологией, используемой в международных документах.

Краткий вариант определения сторон посреднического соглашения может выглядеть следующим образом: «С. А. Дофан», г. Бордо, именуемое в дальнейшем «Комиссионер», с одной стороны, и ЗАО «Рубин», г. Екатеринбург, именуемое в дальнейшем «Комитент», с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:»

Посредническое соглашение может содержать развернутое определение сторон с указанием фамилий подписывающих лиц и занимаемых ими должностей.

Предмет соглашения

В наиболее общей форме предмет соглашения может быть определен следующим образом:

«Посредник обязуется по поручениям продавца оказывать ему содействие в сбыте на договорной территории товаров, входящих в согласованную сторонами номенклатуру, а продавец обязан выплачивать посреднику вознаграждение»*.

* Конкретное содержание предметов соглашений при различных видах договоров будет приведено при их подробном изложении (см. п. 2—7 данной главы).

Если перечень обязательств сторон соглашения относительно краток, то они могут быть изложены в этом разделе соглашения. Если перечень обязательств достаточно широк — то в специальных подразделах. Ниже приведены наиболее общие расширенные обязательства сторон.

Расширенные обязательства продавца:

• обеспечивать поставки товаров в пределах согласованной сторонами номенклатуры, в объемах, полностью покрывающих потребности рынка договорной территории;

• обеспечивать посредника необходимой технической информацией и рекламными материалами;

• обеспечивать посредника запасными частями в полном объеме и в сроки в соответствии с согласованными спецификациями;

• в возможно более короткие сроки информировать посредника о готовности продать новые типы товаров и т.д.;

• высылать посреднику все документы, необходимые для растаможивания, страхования и транспортировки грузов, если эти услуги входят в обязательства посредника;

• направлять посреднику документы, необходимые для защиты интересов продавца при урегулировании претензий покупателя;

• выплачивать посреднику вознаграждение.

Расширенные обязательства посредника:

• проводить маркетинговые исследования рынка и сообщать их результаты продавцу;

• осуществлять рекламу товаров продавца на договорной территории;

• извещать продавца о готовящихся и объявленных торгах на номенклатуру товаров продавца, выкупать и высылать продавцу условия торгов;

• встречать представителей продавца и организовывать встречи с представителями деловых кругов, от которых зависит решение о закупке товара;

• организовывать консультации юристов по особенностям гражданского законодательства, действующего в стране покупателя;

• оказывать содействие в организации и ведении коммерческих переговоров;

• оказывать продавцу содействие в таможенной очистке, страховании и транспортировке товаров, если продавец имеет по подписанному контракту такие обязательства перед покупателем в стране сбыта товара (например, при базисных условиях DDU и DDP);

• гарантировать продавцу исполнение покупателем принятых им обязательств (делькредере);

• выполнять поручения продавца, связанные с урегулированием претензий покупателя в связи с ненадлежащим выполнением продавцом своих обязательств по срокам поставки товаров и их качеству;

• организовывать и осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание поставленных продавцом машинно-технических товаров;

• иметь своих представителей (субпосредников) в согласованных городах или регионах страны сбыта.

Естественно, что продавец и посредник включают в соглашение не все, а только те обязательства, которые необходимы для успешного сбыта конкретных товаров и могут быть выполнены сторонами.

Наши рекомендации