На финансовое состояние туристского предприятия

При анализе факторов влияющих на финансовое состояние туристского предприятия следует отметить, что они могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Так все факторы можно дифференцировать на следующие основные группы:

§ экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров и т.д.;

§ политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области туризма, и прочих проявлений регулирующей функции государства;

§ рыночные: усиление конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса;

§ демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, а также платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Рассмотрим детальнее некоторые из них применительно к сфере туризма, и определим их позитивное и негативное влияние на финансовый аспект деятельности туристских предприятий.

Среди факто­ров, положительно влияющих на финансовое состояние туристского предприятия, можно выделить следующие:

§ рост реального дохода населения страны, который обеспечивает повышение уровня (качества) жизни социума, и предоставляет возможность расходования дополнительных средств на отдых и развлечения, что позитивно отражается на увеличении спроса на туризм (путешествия), а, следовательно, повышает доходы туристских фирм работающих по организации внутреннего и выездного туризма;

§ рост доходов жителей тех стран, которые являются основными поставщиками туристов, что в свою очередь позитивно отражается на повышении финансового благосостояния всех участников туристского рынка (гостиничные предприятия, предприятия ресторанного бизнеса, объекты туристской привлекательности и т.д.), а также увеличивает доходы туристских фирм работающих по организации въездного туризма;

§ стабильное положение иностранной валюты. Поскольку, изменения валютных курсов прямым образом влияют на покупательскую способность населения и отражаются на туристском спросе. Например, в 2004 году колебание валютных курсов угрожало самому массовому направлению отдыха россиян - Турции. Российские туристские фирмы столкнулись с тем, что турецкие отели пытались выставить цены на летний сезон в евро. Правда, в первую очередь это относилось к гостиницам и туристским фирмам, которые впервые выходили на российский рынок. Многолетние партнеры, присылали предложения исключительно в долларах. Однако это наблюдалось незначительный период времени, поскольку при постоянном росте курса евро выставлять цены в этой валюте и терять свои комиссионные им просто невыгодно. При этом возросшая стоимость туристской путевки незамедлительно сказалась на изменении туристского спроса на посещение данной страны, и определенный процент российских граждан отказался от поездки на летний отдых в Турцию, что существенным образом сказалось на финансовом положении туристских фирм наиболее плотно занимающихся данным туристским направлением.

Подобный эксперимент (переход на евро) провела и Болгария, где половина гостиниц составили прайсы в евро. Российские туристы проигнорировали такие отели, предпочитая, остановится в долларовых гостиницах. Кстати, при полном переходе Болгарии на евро, аналитиками прогнозируется спад туристского потока в страну на 20-25%, а, следовательно, ухудшение финансового состояния не только участников местного туристского рынка, но и российских фирм работающих тур операторами по Болгарии;

§ и иные факторы аналогичной природы.

Среди факторов, отрицательно воздействующих на финансовое состояние туристского предприятия, следует отметить следующие:

§ нестабильная ситуация на валютном рынке и т.д.;

§ недостаток финансовых ресурсов. Так, многие туристские фирмы не могут позволить себе приобрести активы общего назначения для полноценной организации своего бизнеса, например, автобус, для проведения различного рода экскурсионных программ и долговременных (многодневных) экскурсий, по причине отсутствия достаточных финансовых средств, и зачастую не могут объединиться (к примеру, 2-3 фирмы) для приобретения требуемого ресурса, из-за индивидуализации и закрытости, из-за отсутствия поиска вариантов широкого сотрудничества в рамках взаимных интересов и т.д., тем самым порождаю ситуацию “упущенной выгоды” (недополучение потенциально возможного дохода, путем финансового взаимосотрудничества);

§ сезонность. Туристские потоки, как правило, носят сезонный характер, что существенным образом отражается на доходности туристских предприятий. Влияние сезонности на туристские потоки сегодня остается одной из проблем туризма во многих крупных городах Российской Федерации (например, в Санкт - Петербурге), которую необходимо анализировать, и искать пути ее разрешения. Поиски путей решения данной проблемы, должны вестись на уровне городской администрации, понимающей всю важность данного вопроса, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей ту­ристской индустрии крупного города;

§ политико-экономические решения, которые часто носят всеобщий характер и касаются раз­вития экономики в целом. Однако очень часто законы, по­становления, нормативные акты и т.д., которые на начальном этапе их внедрения не касались туристской сферы, на определенном этапе, начинают оказывать на туризм порой даже более широкое влия­ние, чем законы, разработанные специально для туризма. Например, изменение в кодексе о труде (КЗОТ), касающееся изменения продолжительности отпусков (например, его сокращения), может негативно отразиться на сфере туризма в сокращении туристских потоков;

§ сильная конкуренция на туристском рынке. Данная особенность связана с большим количеством участников туристского рынка, каждый из которых стремиться завоевать определенную рыночную нишу, определив при этом свой сегмент туристского рынка. Жесткая конкуренция, препятствует взаимодействию участников туристского рынка, которое порой необходимо для обеспечения ведения полноценного бизнеса и предложения более совершенных (качественных) туристских услуг, отвечающим современным потребностям и пожеланиям туристов. При этом необходимо отметить и позитивный момент конкуренции - выраженный в стремлении предприятий туристской сферы искать пути по совершенствованию своей деятельности направленной на более полное удовлетворение потребителей, завоевывая тем самым конкурентное преимущество на туристском рынке. Ведь общеизвестно, что конкуренция является своего рода катализатором развития туристского рынка;

§ преступность и терроризм. Высокий уровень преступности не только отпугивает туристов и ухудшает имидж страны в целом за рубежом, но и оборачивается потерями инвестиций в развитие туристской сферы. Другой проблемой, является терроризм. Например, после террористических актов против иностранных туристов в Луксоре (Египет) в 1997 г. многие государства объявили страну опасной для посещения туристами, вследствие чего снизился поток туристов и в основной туристский центр Египта, один из крупнейших городов мира - Каир. Таким образом, высокая степень возможности совершения террористических актов, является одним из главных факторов препятствующих развитию туризма, снижающим финансово-экономические показатели деятельности все предприятий, участников туристского рынка;

§ и иные факторы аналогичной природы.

Учет вышеперечисленных факторов имеет решающее значение в эффективном развитии туризма в целом и в финансовом состоянии каждого отдельно взятого туристского предприятия.

Анализ данных особенностей способствует пониманию специфики в поведении туристов, определенной многими факторами (экономическими, социальными, демографическими и т.д.), что обеспечит гибкость туристским предприятиям в ведении своего бизнеса, и позволит занять определенные позиции на туристском рынке и, в конечном счете, будет способствовать становлению принципиально нового, конкурентоспособного туристского рынка.

Наши рекомендации