Законодательная основа деятельности кредитных организаций
Деятельность коммерческих банков на территории РФ подчиняется Федеральному закону РФ №395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 (в редакции ФЗ от 03.02.1996 г. №17-ФЗ). Государственная регистрация создаваемой кредитной организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм.), с учетом особенностей, установленных для кредитных организаций в Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Центральным банком. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина. При государственной регистрации кредитной организации необходимо предоставить расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности.
Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим Федеральным законом;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня. следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банку может быть отказано в государственной регистрации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операции согласно закону:
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются:
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;
наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) .
несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
наличие иных оснований, установленных федеральными законами;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России б установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
После получения государственной регистрации коммерческим банком выдается лицензия на осуществление банковских операций.
Виды лицензий, которые могут выдаваться на осуществление банковской деятельности:
• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных, металлов;
•лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
• лицензия на осуществление банковского клиринга;
• лицензия на осуществление инкассации; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
• лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.
За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом ЦБ РФ, но не более 1 % от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.
Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются ЦБ РФ в месячный срок со дня их внесения в реестр.
Уставный фонд акционерного банка формируется путем выпуска и реализации акций. Акции имеют номинальную стоимость рублях. Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли — дивиденды. В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле акций, которыми он обладает в уставном фонде банка.
Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.
Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Привилегированные акции дают право их владельцам на получение дивидендов в размере, который должен быть не меньше, чем заранее установленный твердый процент к номинальной стоимости акций), независимо от суммы прибыли, полученной акционерным обществом в соответствующем году. Если прибыли недостаточно, то выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда может переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.
Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Но при этом владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении акционерным банком. Увеличение уставного капитала банка может осуществляться за счет повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка, при этом будет необходимо оформлять новые регистрационные документы.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.
При этом учредители (юридические лица) должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за три года.
Учредительный договор подписывается всеми учредителями кредитной организации с указанием их места нахождения (почтовый адрес) и банковских реквизитов. Подпись учредителя — юридического лица — должна быть заверена его печатью. Учредительный договор должен содержать:
v обязанность учредителей создать кредитную организацию;
v порядок совместной деятельности;
v указание организационно-правовой формы;
v условия передачи кредитной организации своего имущества и участия в ее деятельности;
v условия и порядок распределения между участниками прибыли и покрытия убытков;
v порядок управления деятельностью;
v условия и порядок выхода учредителей из состава организации;
v размер уставного капитала;
v долю каждого учредителя в уставном капитале;
v ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
v сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений.
Устав кредитной организации должен содержать следующие данные:
• Фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы и сокращенное — для использования в платежных документах.
• Место нахождения (почтовый адрес) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений (ст. 54 ГК РФ «Наименование и место нахождения юридического лица»).
• Перечень банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
• Сведения о размере уставного капитала и размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу).
• Порядок управления деятельностью кредитной организации.
• Размер вклада, дающего право одного голоса на собрании участников кредитной организации.
• Положение, касающееся учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном Росархивом порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации.
• Порядок ликвидации и реорганизации кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать:
• указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;
• указание на его организационно-правовую форму.
Органы управления кредитной организацией:
Ø Собрание учредителей;
Ø Совет директоров;
Ø Единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Руководство деятельностью кредитной организации осущестлвяется исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью.
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, исключением
случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кроме того, кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда ЦБ РФ принял на себя такие обязательства.
Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, следующую информацию о своей деятельности:
§ ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
§ ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Прекращение деятельности банка происходит в результате его реорганизации или ликвидации. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к его правопреемникам. Права кредиторов юридического лица при реорганизации кредитной организации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».
Ликвидация коммерческого банка может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится только по решению собрания акционеров при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами. Добровольная ликвидация осуществляется в соответствии ст. 92 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью» и ст. 104 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация акционерного общества».
Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:
• задержки начала проведения банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;
• неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;
• установления фактов недостоверности отчетных данных;
• осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
• неисполнения кредитной организацией своих обязательств перед клиентами.
Собрание акционеров совместно с центральным банком назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Выплаты кредиторам банка денежных средств производятся комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ в соответствии с ликвидационным балансом. После расчетов с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров. Ликвидация (банкротство) банка предполагает реализацию процедур, предусмотренных Законом РФ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.
Центральный банк постоянно осуществляет контроль за деятельностью банков для поддержания их стабильности на финансовом рынке. Функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБР включает выдачу лицензий на банковскую деятельность, проверку отчетности банков, ревизии на местах и контроль за соблюдением банками норм банковских операций. Центральный банк может использовать следующие санкции в случае, если кредитная организация является нарушителем банковского законодательства, а именно:
Ø штраф в размере до 1% уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
Ø изменение на 6 месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов;
Ø принудительная замена руководителей кредитной организации, мероприятия по финансовому оздоровлению, реорганизация кредитной организации;
Ø запрет на осуществление отдельных банковских операций и на открытие филиалов на срок до 1 года;
Ø назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
Ø запрет на реорганизацию кредитной организации, если в результате возникнут основания для ее банкротства;
Ø предложение предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.