Законодательная основа деятельности кредитных организаций

Деятельность коммерческих банков на территории РФ подчиняется Федеральному закону РФ №395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 (в редакции ФЗ от 03.02.1996 г. №17-ФЗ). Государственная регистрация создаваемой кредит­ной организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимате­лей» (с изм.), с учетом особенностей, установлен­ных для кредитных организаций в Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке при­нятия Банком России решения о государствен­ной регистрации кредитных организаций и выда­че лицензий на осуществление банковских операций». Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Центральным банком. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина. При государственной регистрации кредитной организации необходимо предоставить расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности.

Законодательная основа деятельности кредитных организаций - student2.ru Кредитная организация имеет учредительные документы, преду­смотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим Федеральным зако­ном;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполни­тельных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их об­разования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы представляются кредитной ор­ганизацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформлен­ных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной органи­зации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган испол­нительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным ор­ганом функций по ведению единого государственного реестра юриди­ческих лиц. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномочен­ный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня. следующего за днем внесения соответствую­щей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу госу­дарственной регистрации изменений, вносимых в учредительные доку­менты кредитной организации, осуществляется в порядке, согласован­ном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банку может быть отказано в государственной регистрации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операции согласно закону:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руко­водителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответ­ствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответст­вием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квали­фикационным требованиям понимаются:

отсутствие у них высшего юридического или экономического об­разования и опыта руководства отделом, иным подразделением кре­дитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководст­ва таким отделом, подразделением;

наличие судимости за совершение преступлений в сфере эконо­мики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кре­дитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной орга­низации, фактов расторжения с указанными лицами трудового догово­ра (контракта) по инициативе администрации на основаниях, преду­смотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредит­ной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)»; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) .

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требо­ваниям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

наличие иных оснований, установленных федеральными зако­нами;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кре­дитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федера­ции и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных в Банк России для госу­дарственной регистрации кредитной организации и получения лице­нзии на осуществление банковских операций, требованиям федераль­ных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных ак­тов Банка России;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификацион­ным требованиям, установленным федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере эконо­мики.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной ор­ганизации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских опе­раций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непри­нятие Банком России б установленный срок соответствующего реше­ния могут быть обжалованы в арбитражный суд.

После получения государственной регистрации коммерческим банком выдается лицензия на осуществление банковских операций.

Виды лицензий, которые могут выдаваться на осуществление банковской деятельности:

• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;

• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных, металлов;

•лицензия на привлечение во вклады средств физи­ческих лиц в рублях и иностранной валюте;

• лицензия на осуществление банковского кли­ринга;

• лицензия на осуществление инкассации; лицензия на осуществление банковских операций со средст­вами в рублях и иностранной валюте;

• лицензия на привлечение во вклады средств физи­ческих лиц в рублях.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом ЦБ РФ, но не более 1 % от объявлен­ного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр вы­данных кредитным организациям лицензий подле­жит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются ЦБ РФ в месячный срок со дня их вне­сения в реестр.

Уставный фонд акционерного банка формируется путем выпуска и реализации акций. Акции имеют номинальную стоимость рублях. Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли — дивиденды. В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований креди­торов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорцио­нальном доле акций, которыми он обладает в уставном фонде банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на со­брании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли пос­ле пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Привилегированные акции дают право их владельцам на получение дивидендов в размере, который должен быть не меньше, чем заранее ус­тановленный твердый процент к номинальной стоимости акций), независимо от суммы прибыли, полученной акционерным обще­ством в соответствующем году. Если прибыли недостаточно, то вып­лата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда мо­жет переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.

Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Но при этом владелец привилегированной акции не имеет права уча­ствовать в управлении акционерным банком. Увеличение уставного капитала банка может осуществляться за счет повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимает­ся общим собранием акционеров банка, при этом будет необходимо оформлять новые регистрационные документы.

Учредителями кредитной организации могут быть юридиче­ские и физические лица, участие которых в кредитной органи­зации не запрещено действующим законодательством.

При этом учредители (юридические лица) должны быть за­регистрированы в установленном действующим законодатель­ством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и вы­полнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюдже­тами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за три года.

Учредительный договор подписывается всеми учредителями кредитной организации с указанием их места нахождения (почтовый ад­рес) и банковских реквизитов. Подпись учредителя — юридиче­ского лица — должна быть заверена его печатью. Учредительный договор должен содержать:

v обязанность учредителей создать кредитную организацию;

v порядок совмест­ной деятельности;

v указание организацион­но-правовой формы;

v условия передачи кредитной организации своего имущества и участия в ее деятельности;

v условия и поря­док распределения между участниками прибыли и покрытия убытков;

v порядок управления деятельностью;

v условия и поря­док выхода учредителей из состава организации;

v размер устав­ного капитала;

v долю каждого учредителя в уставном капитале;

v ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;

v сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений.

Устав кредитной организации должен содержать сле­дующие данные:

• Фирменное наименование с указа­нием организационно-правовой формы и сокращенное — для использования в платежных документах.

• Место нахождения (почтовый адрес) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений (ст. 54 ГК РФ «Наименование и место нахождения юридического лица»).

• Перечень банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности».

• Сведения о размере уставного капитала и размере резерв­ного фонда (в процентах к уставному капиталу).

• Порядок управления деятельностью кредитной организа­ции.

• Размер вклада, дающего право одного голоса на собрании участников кредитной организации.

• Положение, касающееся учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хране­ние в установленном Росархивом порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации.

• Порядок ликвидации и реорганизации кредитной органи­зации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать:

• указание на характер деятельности этого юридиче­ского лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;

• указание на его организационно-правовую форму.

Органы управления кредитной организацией:

Ø Собрание учредителей;

Ø Совет директоров;

Ø Единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Руководство деятельностью кредитной организации осущестлвяется исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других орга­низациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в ор­ганизациях, занимающихся лизинговой деятельностью.

Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюда­тельного совета), руководителя кредитной организации, главного бух­галтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, глав­ного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требовани­ям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соот­ветствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности ру­ководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместите­лей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должно­сти руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредит­ной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгал­тера кредитной организации, а также руководителя, заместителей ру­ководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующе­го за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия тако­го решения.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, исключением

случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кроме того, кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключе­нием случаев, когда ЦБ РФ принял на себя такие обяза­тельства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в деятельность кредитных организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация не может быть обязана к осуще­ствлению деятельности, не предусмотренной ее учреди­тельными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствую­щие обязательства, или случаев, предусмотренных феде­ральными законами.

Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, следующую информацию о своей деятельности:

§ ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибы­лях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнитель­ных ссуд и иных активов;

§ ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Прекращение деятельности банка происходит в результате его реор­ганизации или ликвидации. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорга­низации банка права и обязанности переходят к его правопреемникам. Права кредиторов юридического лица при реорганизации кредитной организации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».

Ликвидация коммерческого банка может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится только по решению собрания акционеров при условии вы­полнения всех обязательств перед кредиторами. Добровольная ликвидация осуществляется в соответствии ст. 92 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью» и ст. 104 ГК РФ «Реорганизация и ликвидация акционерного общества».

Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:

• задержки начала проведения банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

• неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;

• установления фактов недостоверности отчетных данных;

• осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

• неиспол­нения кредитной организацией своих обязательств перед клиентами.

Собрание акционеров совместно с центральным банком назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Выплаты кредиторам банка денежных средств производятся комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ в соответствии с ликвидационным балансом. После расчетов с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров. Ликвидация (банкротство) банка предполагает реализацию проце­дур, предусмотренных Законом РФ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. Решение о со­здании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

Центральный банк постоянно осуществляет контроль за деятельностью банков для поддержания их стабильности на финансовом рынке. Функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБР включает выдачу лицензий на банковскую деятельность, проверку отчетности банков, ревизии на местах и контроль за соблюдением банками норм банковских операций. Центральный банк может использовать следующие санкции в случае, если кредитная организация является нарушителем банковского законодательства, а именно:

Ø штраф в размере до 1% уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;

Ø изменение на 6 месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов;

Ø принудительная замена руководителей кредитной организации, мероприятия по финансовому оздоровлению, реорганизация кредитной организации;

Ø запрет на осуществление отдельных банковских операций и на открытие филиалов на срок до 1 года;

Ø назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

Ø запрет на реорганизацию кредитной организации, если в результате возникнут основания для ее банкротства;

Ø предложение предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Наши рекомендации