Оценка экономической эффективности проекта (параграф 3.3)

Методика расчета эффективности реализации проекта состоит из четырех этапов:

1. Оценка и анализ общих инвестиционных издержек. Предполагает расчет потребностей в основном и оборотном капитале, распределение потребностей в финансировании по стадиям инвестиционного цикла (проектирование, внедрение, выход на проектную мощность, работа на полной мощности);

2. Оценка и анализ текущих затрат. Сюда относится составление сметы затрат на реализацию самого проекта.

3. Определение доходов от реализации проекта;

4. Расчет и анализ показателей экономической эффективности проекта.

Для начала, определим необходимые данные для осуществления расчетов по оценке экономической эффективности проекта, которые должны быть определены в параграфе 3.2:

- список мероприятий по проекту;

- длительность каждого мероприятия;

- стоимость каждого мероприятия (необходим расчет стоимости и подробное описание).

После определения вышеперечисленных данных, необходимо определиться со следующими этапами:

- этап разработки и внедрения проекта (то время, когда реализуются все мероприятия, связанные с анализом и диагностикой, разработкой новых систем управления, подготовкой к реализации основных проектных мероприятий и т.д.);

- этап реализации проекта (то время, когда уже начинают функционировать и реализовываться основные проектные изменения и мероприятия).

Ключевое отличие этих двух периодов заключается в том, что затраты на этапе разработки и внедрения проекта, практически всегда, являются единовременными, необходимыми только для подготовительных мероприятий (т.е. статьи затрат на этом этапе будут являться уникальными и вряд ли повторятся на этапе реализации). На этапе реализации проекта, напротив, статьи затрат, как правило, будут одними и теми же (суммы затрат могут меняться в зависимости от проектных условий) более того, именно на этапе реализации проекта, организация начинает получать доходы от реализации проекта.

В связи с этим, в большинстве проектов, целесообразно выделить две группы затрат:

- единовременные;

- текущие.

После этого, необходимо отнести затраты на проектные мероприятия к одной из двух групп затрат, например, расчет единовременных затрат, представлен в табл. 1.

Таблица 1. Пример расчета единовременных затрат

Период Статья затрат Расчет затрат Сумма, руб.
  апрель     Определение стратегии развития и целей компании Управляющий: 3*1 000руб.=3 000руб. Коммерческий директор: 3*800руб.=2 400руб. Начальник ОРП:3*500=1 500руб   6 900 руб.
Формирование стратегий управления персоналом и формулировка основных направление работы с персоналом Управляющий: 3*1 000руб.=3 000руб. Начальник ОРП:3*500=1 500руб   4 500руб.
Подготовка опросников для изучения эффективности существующей системы и готовности к изменениям Менеджер по персоналу:3*300руб=900руб. Секретарь:3*100руб=300руб. Расходные материалы: 100руб   1 300руб.

С учетом достаточно высоких рисков проектов, связанных с персоналом, срок проекта более 3х лет нецелесообразен, так же как и срок менее полугода. В связи с этим, необходимо определить предварительную периодичность проекта (месяц или квартал), а окончательно определить период проекта (месяц или квартал) можно будет только по результатам расчетов – проект должен окупиться и принести дополнительную чистую прибыль от реализации (рекомендуется не менее 25% за весь период проекта).

Следующий этап – определение доходов от проекта.

Доходом от проекта для организации является:

- увеличение прибыли организации;

- экономия издержек.

Рассмотрим первый вариант – увеличение прибыли организации, которое может быть достигнуто, за счет повышения эффективности труда персонала.

Для того чтобы рассчитать увеличение прибыли от повышения эффективности труда, необходимо спланировать рост производительности труда (желательно подробно описать этот процесс и планируемые результаты). Следует отметить, что рост производительности или эффективности труда более 10% потребует значительно более серьезных обоснований и доказательств. Рост производительности или эффективности труда может привести к соответствующему росту выручки от реализации (в дипломном проекте допустимо сделать упрощение, что все произведенные товары или услуги будут проданы, хотя в реальности – это более сложный процесс).

После того, как определена планируемая динамика выручки от реализации, Нужно определить, как будут меняться затраты предприятия, для чего необходимо вспомнить классификация затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не изменятся при изменении объемов производства или выручки от реализации, а переменные затраты будут меняться в такой же пропорции. Пример расчета приведен в таблице 2.

Таблица 2 – Расчет предполагаемого дохода от внедрения проекта

Наименование показателя Показатели 2008 год, руб. Прогнозируемые показатели, руб. Разность, руб.
Выручка 1 2860 000 5% - 13 503 000 643 000
Затраты: постоянные переменные   900 000 9 231 000   900 000 5% – 9 693 000   462 000
Прибыль 2 729 000 5% – 2 910 000 181 000

Таким образом, из таблицы видно, что реализация проекта даст возможность получения дополнительной прибыли в размере 181 тыс. руб.

Более распространенный пример – повышение производительности труда на 6% в течение полугода (табл. 3).

Наименование показателя янв фев март апр май июнь июль ИТОГО
Выручка
Затраты
постоянные
переменные
Прибыль
Доход от реализации проекта

Данный проект принесет компании дополнительную прибыль в размере 105 тыс. руб., что и будет являться доходом от реализации проекта.

Экономия издержек рассчитывается как уменьшение затрат организации на персонал. Чаще всего экономия может быть связана с:

- сокращение численности персонала (экономия на зарплате и пр. затратах);

- снижение уровня текучести кадров (сокращение затрат на подбор, адаптацию, обучение и увольнение сотрудников);

- изменения в конкретной подсистеме (например – совершенствуя систему обучения персонала, добиваемся аналогичного качества их подготовки и обучения при меньших затратах).

После того как определены все затраты и доход от проекта, необходимо построить график доходов и затрат от реализации проекта:

Оценка экономической эффективности проекта (параграф 3.3) - student2.ru

Рисунок 1. График доходов и затрат от реализации проекта, тыс. руб,

Последний этап – определение экономической эффективности проекта.

В первую очередь необходимо определиться с тем, что понимать под термином «эффективность проекта». Под эффективностью инвестиционного проекта понимается «категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам участников проекта».

Для того чтобы инвестиционный проект, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации, порождающего его проекта, был положительным; При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты:

- фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой;

- неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта.

- учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;

- многоэтапность оценки на различных стадиях разработки и осуществления проекта.

- учет влияния на эффективность инвестиционный проект потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;

- учет влияния инфляции;

- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются различные виды показателей: показатели эффекта, доходности, окупаемости и финансовые показатели. Ниже представлено краткое описание каждой из групп и некоторых входящих в неё показателей. Некоторые показатели предполагают учёт временной стоимости денег, а некоторые – нет. Те показатели, которые учитывают временную стоимость денег (NPV, IRR, DPB) основываются на базовой концепции теории финансов – DCF (Discount Cash Flows), поскольку производится операция дисконтирования.

Общей чертой описываемых ниже показателей является то, что они оценивают проект в статике и без учёта неопределённости, с которой приходится сталкиваться на практике. Риск проекта учитывается либо в ставке дисконтирования, либо вообще не учитывается.

Показатели эффекта.

Чистый недисконтированнный доход

Чистым недисконтируемым доходом называется накопленный чистый доход за весь расчётный период, исчисляемый по формуле

Оценка экономической эффективности проекта (параграф 3.3) - student2.ru (1)

где Оценка экономической эффективности проекта (параграф 3.3) - student2.ru - чистый денежный поток периода t.

Этот показатель не учитывает временную стоимость денег и поэтому его применение некорректно с точки зрения теории финансов. Но, несмотря на этот недостаток, данный показатель находит применение на практике на практике.

Наши рекомендации