Основные фонды и производственные мощности, оборотные средства и материальные ресурсы предприятия

1.1 Основные фонды

Оценивая состояние основных производственных фондов на 2012 г. следует отметить увеличение доли активной части фондов и рост технической вооруженности труда.

Степень износа основных производственных фондов не превышает 30%.

В связи с переоборудованием универмага, установкой новых эскалаторов для дальнейшей стабильной работы и развития производственной базы ОАО «ЦУМ Минск» вложил дополнительные финансовые средства на обновление и покупку основных фондов в сумме

7 000 млн. руб. Было закуплено торгово-технологическое оборудование, произведена замена 8 линий эскалаторов, поэтапно внедрена система видеонаблюдения, произведена замена кассовых аппаратов, организованно стационарное летнее кафе.

В торговом зале предприятия и филиалов установлено более 7 тысяч единиц торгово-технологического и нестандартного оборудования.

Проведено благоустройство прилегающей территории с установкой скульптурной композиции «Покупатель», изготовленной членом Союза художников Республики Беларусь, скульптором Жбановым Владимиром Ивановичем. (Знай своих).

В результате реконструкции торговая площадь первого этажа увеличилась на 320 кв. метров, изменилась технология и внешний вид всего универмага. На 2 тыс. кв. метрах установлено новое, современное торгово-технологическое и холодильное оборудование.

Инвестиции на реконструкцию 1-го этажа здания универмага составили более 6 млрд. рублей собственных оборотных средств.

За 2011 год приобретено и установлено 554 единицы торгово-технологического оборудования на сумму 1447,0 млн. рублей. На модернизацию и монтаж направлено более 335 млн. руб.

За 2010 г. на предприятии приобретено и установлено 477 единиц торгово-технологического оборудования на сумму 1250,0 млн. рублей, в том числе:

- изменен формат торгового обслуживания секции «Постельные принадлежности» и «Женская парфюмерия»;

- изготовлен комплекс торгового оборудования для секции «Женская одежда», «Товары для спорта и туризма», «Мужская одежда», бригад «Женские чулочно-носочные изделия», «Детские чулочно-носочные изделия», фирменной секции «Милавица»;

- организован единый комплекс по реализации галантерейной группы товаров (мужской и женской) торговой площадью более 250 метров квадратных;

- организована постоянно действующая секция по реализации товаров для сада и огорода на 3-м этаже универмага;

- изготовлены новые примерочные кабины для секций отделов «Комаровский» и «Товары для женщин», секции «Товары для спорта и туризма»;

- закуплены и установлены охранные противокражные системы в секциях «Инструменты, электроосветительная арматура», «Обои, сантехоборудование»;

- изготовлен комплекс торгового оборудования для организации фирменной секции «Серж» (оборудование изготовлено компанией ООО «Серж» и передано в универмаг для безвозмездного временного пользования).

Состав и структура основных фондов (в млн. руб.) за 2010 и 2011 гг. представлена в таблице 1.1:

Таблица

В универмаге используется классическая линейная форма начисления амортизации. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

1.2 Оборотные средства (ОС)

Анализ был произведен на основании бухгалтерских балансов ОАО «ЦУМ Минск» за три года - 2010, 2011 и 2012 гг.

Состав оборотных средств предприятия представлен в ниже следующих ПРИЛОЖЕНИЯХ А, Б, и В.

Таким образом, на основании полученных данных сведенных в представленные таблицы можно проследить эволюцию состава оборотных средств универмага за последние 4 года.

Для этого сведем итоговые показатели состояния оборотных средств в отдельную таблицу (табл. 1.2.1) и представим для наглядности полученные результаты в виде диаграммы (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 Показатели состояния оборотных средств

Как можно видеть из графика, показывающего изменение оборотных средств с 2009 по 2012 гг., максимальным этот показатель был в 2012 году, при этом, необходимо отметить тот факт, что показатель этот находится из года в год в состоянии постоянной эволюции, из чего можно сделать вывод о том, что анализируемое предприятие находится в постоянном развитии, постепенно наращивая собственные оборотные средства, что говорит о несомненной рентабельности ОАО «ЦУМ Минск».

Согласно приведенному выше материалу, можно сделать вывод о том, что состояние анализируемого предприятия можно признать стабильным, а само предприятие ликвидным.

1.3 Производственные мощности

Торговый процесс в основном здании предприятия осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на 4-х торговых этажах в 28 секциях и 17 бригадах.

В процессе проведенной в 2010-2011 году реконструкции полностью обновлены инженерные коммуникации, заменены потолки, освещение, навигация торгового зала, входные блоки и центральные витрины.

Было закуплено торгово-технологическое оборудование, произведена замена 8 линий эскалаторов, внедрена система видеонаблюдения, произведена замена кассовых аппаратов, организованно стационарное летнее кафе.

ОАО «ЦУМ Минск» является крупным торговым объектам, где можно приобрести товары, как для личного потребления, так для дома и семьи.

Отдельно расположено 2 отдела: «Комаровский» по ул. В. Хоружей, 10, «Товары для женщин» по ул. Куйбышева, 75 и товарная база по ул. Радиальной 40а.

Общая площадь предприятия составляет 30307 кв. м.,

в т. ч. «ЦУМ Минск» - 26769 м. кв.;

филиалы: «Комаровский» - 1717 м. кв.;

«Товары для женщин» - 1821 м. кв.

Торговая площадь предприятия составляет 10240 кв. м.,

в т. ч. «ЦУМ Минск» - 8474 м. кв.;

филиалы: «Комаровский» - 728 м. кв.;

«Товары для женщин» - 984 м. кв.

Складская площадь предприятия составляет 6273 м. кв.

В торговом зале предприятия и филиалов установлено более 7 тысяч единиц торгово-технологического и нестандартного оборудования, в том числе:

- горки торговые около 2000 ед.,

- прилавки торговые более 900 ед.,

- кронштейны для показа швейных изделий более 300 ед.,

- холодильное оборудование около 40 ед. и другое.

Ежедневно предприятие посещают около 40 тысяч человек (отделы «Комаровский», «Товары для женщин» примерно по 4 тысячи человек), которые совершают около 55 тысяч покупок. Средняя стоимость одной покупки составляет 33,0 тысяч рублей.

Наши рекомендации