Проектное финансирование

Преодоление длительного инвестиционного спада — одна из ключевых проблем современного развития экономики России. Переход в 90-х гг. прошлого столетия к рыночной системе хозяйствования сопровождался старением основного капитала, вызывая потребность в адекватных финансовых источниках для его замены и обновления. Оживление инвестиционной деятельности — единственный путь преодоления кризисных процессов и создания условий для устойчивого экономического роста.

Важная роль в преодолении инвестиционного спада в РФ принадлежит банковской системе, призванной аккумулировать сбережения населения и предприятий для трансформации их в реальные кредиты и инвестиции. Вариантом решения проблемы дефицита масштабных долгосрочных вложений банков и иных негосударственных финансовых посредников в инвестиционный сектор экономики должно стать внедрение в деловую практику широко используемых в западных странах способов и методов участия кредитных организаций в реализации крупных проектов, в частности проектного финансирования.

Данное направление инвестиционной деятельности имеет приоритетное значение для таких отраслей национального хозяйства, как горнодобывающая промышленность, электроэнергетика, развитие производственной инфраструктуры (строительство мостов, туннелей, плотин, автострад).

Понятие ≪проектное финансирование≫ трактуют неоднозначно. Так, в США под этим термином подразумевается, что получаемые от проекта доходы служат основным источником погашения долговых обязательств или формой финансирования без привлечения дополнительных источников либо с их ограниченным привлечением.

Методы проектного финансирования на Западе стали использовать в 70-е-80-е гг. прошлого века для описания различных типов финансовых операций, которые давали возможность инициаторам проектов снизить расходы на погашение долговых обязательств, воспользоваться поддержкой международных финансово-кредитных организаций, включая прямую или косвенную поддержку государства, на территории которого реализуют крупномасштабный проект.

Проектное финансирование выражает особую форму финансового обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов на основе мобилизации внешних источников финансовых ресурсов с целью получения прибыли от денежных потоков, генерируемых вновь создаваемым предприятием (объектом).

В осуществлении проектного финансирования (особенно в развивающихся странах) активное участие принимают международные финансово-кредитные институты (МБРР, ЕБРР, МФВ и др.). Именно их деятельность позволяет сформулировать основополагающие правила проектного финансирования: (см.в учебнике)

Финансирование капитальных вложений на основе соглашений

О разделе продукции.

Для активизации инвестиционного процесса в горнодобывающей промышленности используют соглашения о разделе продукции (СРП). Правовой базой для них служит Федеральный закон от30.12.1995 г. №225-ФЗ ≪О соглашениях о разделе продукции≫ (в редакции одноименных ФЗ от 14.01.1999 г. и от 18.06.2001 г.). Он регулирует состав участников СРП и порядок их взаимодействия, а также налоговый режим, предоставляемый участникам подобных инвестиционных проектов.

Данным законодательным актом предусмотрено, что вместо обязательной уплаты налогов определяют систему, при которой государство и инвестор заключают соглашение (договор), где на фиксированный срок оговаривают платежи инвестора, а произведенная

продукция делится между ними в определенной пропорции.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Правительство РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на производство связанных с этим работ за счет своих средств на свой риск. На право пользования участком недр инвестору выдают соответствующую лицензию.

В перечни участков недр включают те из них, в отношении которых имеются обоснования целесообразности их разработки. Разрешают предоставление на условиях раздела продукции не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздача продукции, являются:(см. в учебнике)

Соглашение заключает Правительство РФ с победителем конкурса или аукциона. Начальные условия конкурсов или аукционов разрабатывают на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за их проведение. Разработку условий недропользования и подготовка проекта соглашения по каждому месторождению полезных ископаемых осуществляют комиссия, созданная Правительством РФ, и орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Подписание соглашения со стороны государства осуществляют Правительство РФ и орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Предусмотренные в соглашении работы и виды деятельности (работы по соглашению) инвесторы выполняют в соответствии с программами, планами, проектами и сметами, утверждаемыми в порядке, установленном соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с заключенным соглашением. Часть произведенной продукции, которая является по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит ему на праве собственности. Минеральное сырье, принадлежащее инвестору на праве собственности может быть вывезено с таможенной территории РФ без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом ≪О государственном регулировании внешнеторговой деятельности≫.

Инвестора освобождают от уплаты региональных и местных налогов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Сумма уплачиваемых инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование

природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с налоговым законодательством.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Сумму налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяют как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и величины налоговой базы. Налоговую базу при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяют как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 ≪Порядок определения количества добытого полезного ископаемого≫ НКРФ.

Налоговую базу определяют отдельно по каждому соглашению. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений отражены в ст. 346 НК РФ. Исходя из положений данной статьи, прибылью налогоплательщика признают его доход от выполнения соглашения, пониженный на величину понесенных расходов. Доходами налогоплательщика от выполнения соглашения признают стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

По всем уплачиваемым налогам налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности. Формы налоговых декларацийи порядок их заполнения утверждает Министерство финансов РФ.

Государственный контроль за исполнением соглашений о разделе продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. Соглашения о разделе продукции привлекательны для государства тем, что, в отличие от других форм заимствований и лицензионных соглашений (концессий), не грозят государству усилением долгового бремени и потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами. Суверенные права государства над недрами сохраняются, поскольку речь идет об их аренде на определенный срок. При этом разведку и добычу полезных ископаемых, а также другие работы инвестор проводит за свой счет. В случае неудачи понесенные затраты ему никто не компенсирует. Тем не менее соглашения о разделе продукции привлекательны и для инвесторов тем, что обеспечивают им стабильную работу в течение дли-

тельного времени.

Согласно законодательству РФ, условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Коррективы в соглашение вносят только с согласия сторон, а также по требованию одной стороны в случае существенного изменения обстоятельств, исходя из Гражданского кодекса РФ. В случае, если в течение срока действия соглашения законодательством РФ, а также правовыми активами субъектов РФ будут установлены нормы, ухудшающие результаты коммерческой деятельности инвесторов в рамках соглашения, то в него вносят изменения, обеспечивающие инвестору финансовые результаты, которые могли бы быть им получены при применении действовавших ранее законодательных актов (на момент заключения соглашения). Данное положение об изменении условий соглашения не применяют в случае, если законодательством РФ вносятся изменения в стандарты (нормы и правила) по безопасному ведению горных работ, сохранению недр, окружающей природной среды и здоровья населения, в том числе для приведения их в соответствие с аналогичными международными

стандартами.

Соглашения о разделе продукции не гарантируют инвесторам отсутствие коммерческого риска, связанного с падением цен на нефть и спроса на нее. В настоящее время иностранных инвесторов в России интересуют нефтяные месторождения, хотя такая

форма инвестирования возможна и при разработке твердых полезных ископаемых (золота, серебра, цветных и редких металлов). Данные соглашения создают благоприятные возможности для привлечения иностранных инвестиций в сырьевой сектор

экономики России.

Наши рекомендации