Понятие налогового обязательства и его исполнение

Налоговое обязательство- обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии -обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налогового сбора (пошлины). Что представляют собой эти обстоятельства? Согласно ст. 28 НК, обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства, - это объекты налогообложения. Таким образом, основанием возникновения налогового обязательства служит наличие объекта налогообложения, с которым законодательство связывает необходимость уплаты налога (например, получение дохода или прибыли, обладание объектом недвижимости,

перемещение товара через таможенную границу Республики Беларусь и др.).

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком.

Налоговое обязательство должно исполняться надлежащим образом. Плательщик (иное обязанное лицо) обязан уплатить сумму налога (сбора) в бюджет точно в срок и в полном объеме. Уплата может производиться как наличными средствами, так и в безналичной форме. В последнем случае плательщик дает письменное платежное поручение банку о перечислении суммы налога в бюджет. Налоговое обязательство считается исполненным с момента уплаты причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин). Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения плательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для его уплаты.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства

является основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством. Кроме того, налоговыми или таможенными органами могут быть применены меры, обеспечивающие взыскание задолженности. Ими являются: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банках, арест имущества (ст. 49-54 НК).

Порядок принудительного исполнения налогового обязательства различается в зависимости от субъекта. В отношении физических лип, в том числе индивидуальных предпринимателей, взыскание происходит только на основании решения суда (общего или хозяйственного) (ст. 59 НК). В отношении организации допускается взыскание задолженности на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа (ст. 55-58 НК). Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени должно содержать обязательное указание на те счета плательщика (иного обязанного лица) - организации, с которых должно быть произведено перечисление налога, сбора (пошлины), пени, и на сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на ссудных, спецссудных и корреспондентских счетах, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату взыскания. Принудительное взыскание может быть произведено за счет наличных денежных средств организации. Возможно вынесение решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности

за счет средств дебиторов организации. Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (иное обязанное лицо) -организация.

В случае, когда исчерпаны все вышеперечисленные возможности для взыскания задолженности с организации, а сумма долга перед бюджетом не погашена полностью, производится взыскание налогов, сборов (пошлин) и пени за счет иного имущества организации.

Существует очередность наложения взыскания на имущество организации. В первую очередь происходит обращение взыскания на имущество, не участвующее непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг). Затем - на товары, а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в процессе производства. В третью очередь реализуются сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в процессе производства, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства.

Согласно ст. 59 НК взыскание за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) - физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) дебиторской задолженности индивидуального предпринимателя, заработной платы и иных доходов физического лица;'

4) имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг);

5) товаров, а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в процессе производства;

6) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в процессе производства, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

7) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения взыскания налога, сбора (пошлины), пени такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

8) иного имущества, не указанного выше, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

7.2. Ответственность за нарушение налогового зако­нодательства

К нарушителям налогового законодательства могут быть применены меры ответственности.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства может выступать в форме административнойи уголовнойответственности.

Экономическая ответственность -уста­новленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений. Экономическая санк­ция- установленная актами законодательства мера госу­дарственного принуждения, имеющая характер имущест­венного и (или) неимущественного воздействия и приме­няемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.

Наиболее распространенными нарушениями налогового законодательства являются несвоевременная или неполная уплата налогов.

В соответствии с п. 1.6 Указа № 36 неуплата или не­полная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо или ин­дивидуального предпринимателя в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины). При­чем сумма штрафа не может быть менее 2 базовых вели­чин в отношении индивидуального предпринимателя и десяти базовых величин -- в отношении юридического лица. Эти же нарушения влекут наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от 4 до 20 базовых величин (п. 2.6 Указа).

Вышеупомянутым Указом предусмотрены случаи осво­бождения от ответственности за неуплату или неполную уплату налога. Если плательщик своевременно передал в банк поручение на перечисление суммы налога в бюджет, однако на счете плательщика не оказалось средств, доста­точных для исполнения этого поручения, то данные санк­ции не применяются. Санкции не применяются, если пла­тельщик внес изменения в налоговую декларацию (расчет) и (или) уплатил причитающуюся сумму налога, сбора (по­шлины) до назначения налоговой проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или непол­ная уплата.

Более серьезным нарушением налогового законодатель­ства является неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммыналога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налого­вой базы. Это правонарушение влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 40 процен­тов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин, на юридическое лицо - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (по­шлины), но не менее 10 базовых величин (п. 1.7). На долж­ностных и иных физических лиц, не являющихся индивиду­альными предпринимателями, налагается административ­ный штраф в размере от десяти до тридцати базовых вели­чин (п. 2.7). Сокрытие или занижение налоговой базы, со­вершенное умышленно и в крупных размерах, влечет уго­ловную ответственность.

Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена ст. 243 Уголовного кодекса Республики Бе­ларусь от 9 июля 1999 г. Уклонение от уплаты сумм нало­гов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения нало­говой базы либо путем уклонения от представления налого­вой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо лож­ных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятель­ностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограни­чением свободы на срок до трех лет, или лишением свобо­ды на тот же срок.

То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Наши рекомендации