Глава 3. Управление финансами

 
  Глава 3. Управление финансами - student2.ru

3.1. Необходимость и содержание управления финансами

 
  Глава 3. Управление финансами - student2.ru

Экономическое развитие общества представляет собой мно­гофакторный и противоречивый процесс, в основе которого за­ложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая, как правило, на основе расширен­ного воспроизводства. На процесс общественного воспроизвод­ства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество я качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. С другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного ха­рактера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, на­рушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования.

Факторы, оказывающие влияние на процесс общественного воспроизводства, в первую очередь это влияние распространяют на финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов и обуславливают необходимость регулирования финансовых отношений между ними, а
целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной системы государства.

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­водственного процесса органы государственной власти и местно­го самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся услови­ях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.




Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности, объектами управления являются виды финансовых отношений, связанные с формированием и использованием финан­совых ресурсов. Субъектами управления выступают организационные структуры, осуществляющие управление: в государственных и муниципальных финансах - государственные и муниципальные органы власти и управления; финансах хозяйствующих субъектов - специальные службы, финансовый аппарат,
а также совокупность различных финансовых институтов.

Глава 3. Управление финансами - student2.ru

Рис. 4. Элементы системы управления финансами

Управление финансами - сложный процесс, представляющий единство убавляемой (объекты) и управляю­щей (субъекты) систем. Этот процесс можно рассматривать как ряд последовательных процедур:

- финансовое планирование (прогнозирование);

- оперативное финансовое управление;

- контроль за соблюдением действующих форм финансовых отношении с целью реализации предложений по их дальнейшему совершенствованию;

- выработка форм финансовых отношений и их совершенствование.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эко­номики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее от­дельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают не­обходимый предварительный контроль за образованием и ис­пользованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновывают­ся показатели соответствующих финансовых планов, определя­ются реально возможный объем мобилизации финансовых ре­сурсов, источники их формирования и направления использова­ния. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяй­ствования, поскольку широко используется на макро- и микро­уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

При финансовом прогнозировании применяются эко­номические модели, с определенной степенью вероятности опи­сывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования дви­жения финансовых ресурсов и изменения соответствующих фи­нансовых отношений на определенный период. Финансовое пла­нирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельно­го субъекта хозяйствования, так и экономики в целом в ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое состояние, выявляют возможности увеличения объема фи­нансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного ис­пользования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской ста­тистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой процесс разра­ботки комплекса мер, направленных на достижение максималь­ного эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обус­ловлена текущими изменениями условий осуществления финан­сово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнооб­разными причинами, к которым относятся:

- существование границы возможностей научного предвиде­ния развития финансовой системы, зависящей от уровня разви­тия финансовой науки, методики планирования и прогнозирова­ния, применения экономико-математических методов и прочих факторов;

- субъективные факторы, возникающие в результате непра­вильных действий работников финансовых органов, органов за­конодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и исполь­зованию финансовых ресурсов на макроуровне;

- непредвиденные обстоятельства (т.е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение по­рядка осуществления налоговых платежей), возникшие при вы­полнении финансового плана, нарушающие заданный темп раз­лития или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера, нарушающие ритм производства и уничтожающие создан­ные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополни­тельных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприят­ных последствий;

- непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнитель­ных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;

- непредвиденные ситуации, вызванные переходом эконо­мики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда труд­но прогнозировать некоторые условия, тенденции функциони­рования экономики из-за определенной стихийности в ее разви­тии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономи­ческой жизни общества особенно возрастает вследствие высо­кой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи обществен­ного развития только будучи уверенными, что средства производ­ства, предметы труда, население материально защищены от лю­бых случайностей.

       
  Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru Глава 3. Управление финансами - student2.ru
    Глава 3. Управление финансами - student2.ru
 

Рис. 5. Классификация финансового контроля

Глава 3. Управление финансами - student2.ru

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупрежда­ются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансо­во-хозяйственной деятельности и ликвидируются их послед­ствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль – стоимостной контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля – это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления, он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу дея­тельности органов государственной власти, органов местного са­моуправления и финансовых служб организаций по сбору и ана­лизу информации о действительном финансовом состоянии уп­равляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопос­тавление текущих и плановых финансовых показателей, провер­ка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосред­ственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

       
  Глава 3. Управление финансами - student2.ru
    Глава 3. Управление финансами - student2.ru
 

Рис.6. Элементы финансового контроля

С переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля - от контроля за выполнением плана в условиях цент­рализованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства.

Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обяза­тельств перед государством, включая уплату налогов и других обяза­тельных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он пре­дусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утвержде­нием и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций.

 
  Глава 3. Управление финансами - student2.ru

Наши рекомендации