Стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов системы стратегического управле-ния организации

В целом модель отражает 8 основных этапов стратегического менедж-мента. Эти этапы представляют следующую пошаговую процедуру действий универсального замкнутого стратегического цикла.

Проведение диагностики внешней среды организации, а также диаг-ностики ее внутренней среды (системного анализа ресурсных возможностей организации).

Системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкрет-ной организации.

Установление миссии организации, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов.

Разработка стратегий основных подсистем организации (бизнесов, структурных подразделений, функциональных подсистем и т.д.).

Установление полной системы стратегических приоритетов (целе-вых, по ключевым материальным ресурсам, временных, финансовых и т.д.).

Сведения всех стратегий в единую общую стратегию. Формирование целостной и всесторонней программы конкретных действий на заданную стратегическую перспективу.

7. Реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. систе-мы тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений).

Стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов системы стратегического управле-ния организации.

10. Наибольшую известность в научном мире в настоящее время имеют 10 школ стратегического управления, обладающих собственными подходами и принципами формирования систем стратегического управления. К ним относятся:

• школа дизайна (А. Чандлер, Ф. Селзник, К. Эндрюс и др.), ключевой идеей которой является совпадение внутренних и внешних возможностей организации как основная задача при принятии управленческих решений. В настоящее время в стратегическом управлении широко используются SWОТ-анализ, разработанный сторонниками этого направления стратегического менеджмента;

• школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Дж. Штейнер и др.) рассматривала процесс стратегического управления как последовательность формализованных этапов управленческой деятельности: постановка стратегической задачи (формализованного представления цели), внешний и внутренний аудит, оценка разработанной стратегии, детальная проработка стратегических планов и тактическое планирование, контроль за реализацией планов. Заслуга этой школы — формализация и конкретизация результатов процессов стратегического управления;

• школа позиционирования (М. Портер, Д. Шенделл, К. Хаттен и др.) исходит из предпосылки того, что для каждой отрасли на каждом этапе ее жизненного цикла существует ограниченное число ключевых («генерических») стратегий. Задача стратегического управления - анализ и выбор стратегии исходя из перечня наилучших для данной отрасли в сложившихся условиях. В настоящее время аналитики, принимающие участие в подготовке стратегических решений, широко используют такие инструменты позиционирования, как карты стратегических групп, матрицы стратегических позиций предприятия - БКГ, McKinsey/General Electric и др.;

• школа предпринимательства (Г. Минцберг, О. Коллинз, Д. Мур и др.) подходит к процессу разработки стратегии как к ментальному процессу высшего руководителя организации на основе его стратегического видения. Эта школа стратегического управления привнесла элементы упреждающего (проактивного) характера и выделила роль лидера в стратегическом менеджменте;

• когнитивная школа, или школа познания (Г. Саймон, С. Макридакис, А. Дюгейм, К. Швенк и др.), исследует процесс стратегического управления как процесс познания, познавательную деятельность людей. В когнитивной школе выделяются два основных направления - объективистское (исходящее из предпосылки объективности мира и процесса его познания) и субъективистское (основанное на предположении, что личность сама интерпретирует и создает мир). Когнитивная школа впервые обратила внимание на возможность изменять будущее при принятии стратегических решений, на активную роль организации по отношению к ее будущей внешней среде;

• школа обучения (Р. Лапьер, Ч. Линдблюм, Дж. Куинн и др.) опирается на предположение о том, что стратегический менеджмент является не только инструментом контроля изменения деятельности компании, но и эффективным методом управления на основе изменений. Заслугой школы обучения является привнесение в стратегическое управление элементов инновационной деятельности;

• школа власти (А. Маклиллан, Дж. Сарразин, Э. Петтигрю и др.)

подходит к разработке стратегии как к политическому процессу, в результате которого формируется политика организации. В соответствии с данным подходом разработка стратегии вследствие неопределенности и изменчивости внешней среды не возможна в принципе, поэтому в стратегическом менеджменте основные усилия должны быть сосредоточены на разработке политики производственно-хозяйственной деятельности организации;

• школа культуры (С. Фельдман, Дж. Барни, М. Фирсироту, Ф. Ригер и др.) исходит из того, что главной задачей стратегического управления является формирование внутриорганизационной культуры, развитие идеологии для всего персонала компании в целом, вовлечение каждого работника в создание сильной конкурентоспособной организации;

• школа внешней среды (К. джордж, Ж.-М. Тулуз, М. Ханнан,

Дж. Фриман и др.) отводит организации пассивную роль, видя задачу стратегического управления в формировании адаптивной реакции на изменение окружающей среды. В рамках этой научной школы был развит ситуационный подход к стратегическому управлению;

• школа конфигурации (Д. Миллер, П. Хандвалла и др.) рассматривает стратегическое управление как деятельность по переводу организации из одного стабильного состояния в другое в соответствии с изменениями условий бизнеса. Главная цель стратегического управления, по мнению адептов этой школы, состоит в обеспечении стабильной деятельности организации. Основное внимание в данной школе уделяется вопросам реализации стратегии, теории и практики переходных процессов в организации.

Наши рекомендации