Модуль 4. Актуарные расчеты в страховании

В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских и практических занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:

№№ пп Виды учебных занятий Форма проведения учебного занятия
I. Семинарские (теоретические) занятия - дискуссия (диспут); - «практическое совещание»; - с участием работников страховой компании; - экспресс - опрос; - блиц-опрос; - экспресс - контрольная; - проверка остаточных знаний: по смежным дисциплинам; внутрисеместровое тестирование; итоговое тестирование по курсу; - публичная защита рефератов на вольную или заданную тему; - публичная защита критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы; - обзор страховой литературы с презентацией интересных новинок; - краткие сообщения о новостях в отрасли «Страхование»; - сообщения о чрезвычайных событиях, новых рисках и др.
II. Практические занятия - экспресс – опрос и разбор деловых ситуаций; - экспресс – опрос и решение задач; - блиц – опрос, разбор и решение ситуационных задач; - составление и решение кроссвордов.

Методика проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Страхование» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских и практических занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем.

Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Страхование» определяется:

- общими задачами проведения семинарских и практических занятий;

- содержанием разделов, отдельных тем;

- особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими и практическими занятиями

Далее остановимся на характеристике и методах проведения некоторых семинарских и практических занятиях, указанных выше. Так, на наш взгляд, семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Страхование» и современных проблем страховой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из четырех модулей программы учебной дисциплины «Страхование».

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии:

- лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Страхование»;

- выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности;

- распределение ролей между студентами;

- самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время;

- взаимодействие участников с помощью дискуссии;

- критерии оценки участвующих и выступающих;

- консультации преподавателя;

- выводы и предложения.

Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации страховой деятельности в современных условиях. Например, используя статистические данные, оценить потенциал регионального страхового рынка и перспективы его развития; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретной страховой компании (доходы, расходы, финансовое состояние; поставить проблему поиска и выбора конкретных инвестиционных решений) и др.

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания:

- моделирование конкретной ситуации;

- выбор «руководства» или экспертной группы;

- распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов;

- взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы;

- оценка выполненных заданий;

- оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора;

- выводы и предложения.

Проведение семинара в форме делового совещания, по нашему мнению, позволяет глубже изучать отдельные темы, студенты приобретают практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций.

Задачами практического занятия являются разбор и решение ситуационных задач (деловых ситуаций), результатом которых является:

- закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения;

- развитие навыков анализа и принятия необходимых решений.

Цель выполнения ситуационных задач состоит в приобретении студентами практического опыта самостоятельного решения конкретной проблемы в сфере страховых отношений с обоснованием собственной позиции.

Требованиями к содержанию являются:

- максимальная приближенность к рабочим материалам страховых учреждений;

- принятие нестандартного решения в случае необходимости;

- многовариантность расчетов и ситуаций и т.д.

Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.

Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть:

- письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Страхование», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования);

- выполнение комплексных схем – таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы;

- рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов;

- составление и решение кроссвордов;

- подготовка рефератов по заданной тематике;

- подготовка кратких сообщений о новостях в области страховых отношений;

- подготовка экспертных заключений о состоянии регионального страхового рынка; содержании страхового портфеля страховой компании др;

- написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему;

- подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах и др.;

- подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»;

- выполнение экспертиз важнейших нормативных документов;

- подготовка к тестированию;

- выполнение письменных индивидуальных заданий;

- обзор новинок страховой литературы и презентация интересных публикаций;

- подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др.

Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления.

Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.

Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студентом.

В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку:

- анализируются различные точки зрения, факты и события;

- ведется научно обоснованная полемика;

- обобщается материал;

- лаконично излагаются мысли;

- правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации.

Подготовка реферата включает в себя:

- выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью;

- прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций;

- подбор литературы и изучение основных источников;

- составление содержания, раскрывающего название работы;

- выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала;

- написание реферата и его оформление;

- составление списка использованной литературы.

Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год).

По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.

Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал.

Иллюстративный материал можно включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления.

Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер.

Доклад должен состоять из:

- титульного листа;

- содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним;

- основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала;

- списка использованной литературы.

Для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студент использует нормативную литературу, учебники и учебные пособия, периодическую литературу, а также интернет ресурсы.

Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса.

Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «Финансы» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий.

Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Финансы», проводится в разных формах:

- выполнение экспресс-контрольных;

- проведение экспресс-опроса;

- оценка индивидуальных заданий;

- тестирование;

- проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.

Наши рекомендации