Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

-балансовая прибыль;

-прибыль от реализации продукции (работ и услуг);

-налогооблагаемая прибыль;

-чистая прибыль;

-нераспределенная прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить:

- состав балансовой прибыли;

- структуру;

- динамику;

- выполнение плана за отчетный год.

После этого следует проанализировать факторы изменения каждой составляющей балансовой прибыли.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции ( анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru );

- структуры ( анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru );

- себестоимости ( анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru );

- уровня среднереализационных цен ( анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru ).

Далее следует проанализировать прибыль по отдельным видам продукции:

- выполнение плана;

- динамику.

Величина прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от 3 факторов 1 порядка:

- объема продажи продукции;

- себестоимости;

- среднереализационных цен.
Факторная модель имеет вид:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.1)

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек
производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.2)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от
реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму
полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.3)

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.4)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.5)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.6)

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.7)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru анализ состава и динамики балансовой прибыли - student2.ru (5.8)



Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия:усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий.

Задания, вынесенные на занятия:

· Экспресс - опрос по теме

· Тестирование по пройденным темам

· Решение практических и ситуационных задач

Варианты письменной работы по теме

Вариант 1

1. Какие показатели характеризуют товарооборот торгового предприятия и как они рассчитываются?

2. Какие факторы влияют на объем и структуру товарооборота и почему необходимо их учитывать?

Вариант 2

1. Какие факторы, влияющие на товарооборот, являются основными? Как рассчитывается их влияние?

2. Почему товарооборот является важнейшим оценочным показателем деятельности торгового предприятия? Какие тенденции в нем отражаются?

Наши рекомендации