Управление реальными инвестициями предприятия

1. Особенности осуществления и управления реальными инвестициями предприятия

2. Управление реализацией инвестиционного проекта.

3. Формирование инвестиционной программы предприятия

4. Управление реальными инвестициями предприятия (инвестиционной программой).

1.

Многообразие форм реального инвестирования определяет необходимость выделения особенностей их осуществления, выбор форм реального инвестирования предприятия, определяется задачами отраслевой, операционной, товарной диверсификации его деятельности, наличием потенциальных инвестиционных ресурсов, возможностью внедрения новых технологий, особенности отдельных форм реального инвестирования должны быть учтены при разработке политики предприятия в области реального инвестирования.

Политика управления реальными инвестициями предприятия – это часть инвестиционной системы предприятия, которая обеспечивает подготовку, оценку и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов на предприятии.

Формирование политики управления реальными инвестициями включает в себя:

1) анализ состояния реального инвестирования на предприятии в предшествующем периоде. Необходимо определить уровень инвестиционной активности на рынке реального инвестирования и степень совершенности уже начатых инвестиционных проектов. Для этого необходимо проанализировать объем реального инвестирования, динамику, структуру, удельный вес реального инвестирования в общем объеме. Определяется степень реализации начатых инвестиционных проектов, для этого определяется уровень освоения инвестиционных ресурсов, а так же определяется необходимый для завершения объем инвестиционных ресурсов.

2) Необходимо определить общий объем реального инвестирования в предстоящем периоде. Для этого определяют планированный объем прироста основных средств, нематериальных активов, а так же оборотных активов, приобретение которых связано приростом основных средств. Данный показатель уточняется на объем необходимого инвестирования для завершения уже реализуемых инвестиционных проектов.

3) Определить основные направления и формы реального инвестирования.

4) Поиск объектов инвестирования.

5) Разработка бизнес плана.

6) Отбор инвестиционных решений.

7) Минимизация инвестиционных рисков

8) Формирование инвестиционной программы

9) Обеспечение реализации проекта

Управление инвестиционного проекта должно обеспечивать реализацию его в установленные сроки, обеспечение возврата вложенных средств и обеспечение запланированного дохода и (или) эффекта.

Основные методы управления реализации проекта:

o Оперативное планирование

o Система мониторинга

o Корректировка

o Пост инвестиционный контроль

Оперативное планирование. Система оперативного планирования должна осуществляться на всем протяжении реализации проекта. В рамках планирования разрабатываются два основных документа:

1. Календарный план реализации инвестиционного проекта. Календарный план по форме идентичен плану, который разрабатывается в бизнес плане. Разрабатывается на текущий год и учитывает данные бизнес плана, а так же изменения, которыми вызваны внешними и внутренними факторами.

Основные принципы разработки календарного плана:

¡ Функциональная дифференциация плана, это означает необходимость дифференцированное планирования отдельных видов работ по различным блокам. Состав блока зависит от вида, размера, направленности проекта.

Выделяют следующие блоки:

ª Подготовка проекта к реализации

ª Проектно – конструкторские

ª Материально- техническая реализация проекта ( поставщики)

ª Детализация строительно – монтажных работ

ª Вод в эксплуатацию

ª Блок освоение проектных мощностей

¡ Принцип временной дифференциации. Предполагает детализацию плана по времени. При разработки и составления плана могут использоваться:

ª Метод сетевого планирования

ª Метод критического пути планирования

¡ Формирование резерва времени. Определение предельного допустимого размера нарушения сроков выполнения отдельных видов работ и распределения этого размера между участниками проекта.

¡ Принцип планирование ответственности за выполняемые работы.

¡ Обеспечение контроля за реализации проекта (стоимость работ)

Проект должен быть согласован со всеми сторонами и утвержден руководителем проекта.

2. Бюджет реализации. Эффективность реализации проекта зависит от обоснованности плана финансирования отдельных видов работ и практическая реализация этого плана. Для этих целей предусмотрена разработка оперативного бюджета реализации проекта, в котором отражаются источники финансирования затрат по видам работ. Решает две основные задачи:

¡ Определение объема и структуры расходов по видам работ.

¡ Обеспечения необходимого покрытия данных расходов потоками инвестиционных ресурсов в рамках общего объема средств, которые предусмотрены для финансирования проекта.

Для разработки капитального бюджета необходимо использовать данные, которые содержаться в оперативном календарном плане, сметы затрат на выполнения отдельных видов работ, данные бизнес плана, текущее состояние предприятия.

Капитальный бюджет состоит из двух частей:

1. Капитальные затраты. Здесь планируется объем капитальных затрат по отдельным работам предусмотренных в календарном плане. Основной целью планирования капитальных затрат является обеспечение реализации инвестиционного проекта, предусмотренных бизнес планом объемом. Для этого необходимо:

· Выделить из общего объема затрат той доли, которая относится к данному оперативному планированию.

· Уточнить объем инвестиционных затрат с учетом корректив, которые вносятся подрядчиком.

Основные принципы разработки оперативного календарного плана:

1. функциональная дифференциация календарного плана – это означает необходимость дифференцированного планирования отдельных видов работ по различным блокам. Состав блока зависит от вида, размера инвестиционного проекта, его направленности и т.д.

Предлагается при разработке календарного плана выделять следующие блоки:

1) подготовка проекта к реализации (изучение рынка, выбор объектов, выбор подрядной организации, заключение контрактов, подготовительные работы).

2) проектно-конструкторские работы (подготовка рабочих чертежей, разработка проектной документации, ее утверждение, согласование и т.д)

3) материально-технические обеспечение реализации проекта (работа с поставщиками)

4) детализация строительно-монтажных работ.

5) ввод в эксплуатацию (пуско-наладочные работы, подготовка кадров)

6) блок освоения проектных мощностей.

Виды работ Длительность выполнения, срок выполнения Стоимость работ Ответственный
1.подготовка (может сразу с 5 блока начинаться) 1.1. 1.2. 1.3. 2.проектно-конструкторские работы 2.1. 2.2. 2.3. 3. 1.12 – 28.12 декабрь (+резерв времени)    

2. Принцип временной дифференциации. Предполагает детализацию календарного плана по времени, т.е. месячная, дневная дифференциация. При разработке и составлении годового оперативного бизнес плана может использоваться:

1. метод сетевого планирования (планирование работ по мере выполнения предыдущих)

2. метод критического пути, который должен обеспечить взаимосвязь между выполнениями отдельных видов работ и обеспечить критический путь (оптимальный порядок выполнения работ). наличие сроков выполнения работ.

3. принцип формирования резерва времени. Этот принцип определяет необходимость определения предельно допустимого размера нарушения сроков выполнения отдельных видов работ и распределения этого размера между участниками проекта.

4. планирование ответственности за выполняемые работы. По каждому виду работ необходимо определить ответственного.

5. Обеспечение контроля за реализацией проекта. Контроль заключается в возможности сравнения планируемых и фактических данных (стоимость работ).

Стоимость работ определяется исходя из стоимости работ в плане с учетом корректировок внесенных уже в действительности.

Календарный план должен быть согласован со всеми сторонами, которые будут реализовывать проект и утвержден руководителем проекта.

2 документ – бюджет реализации.

Эффективность реализации любого проекта зависит от: обоснованности, плана финансирования отдельных видов работ и практической реализации этого плана. Для этих целей предусмотрена разработка оперативного капитального бюджета реализации инвестиционного проекта, в котором отражаются сроки реализации, объемы затрат, источники финансирования затрат по видам работ. Перед капитальным бюджетом стоят 2 основные задачи:

1) определение объемов и структуры капитальных расходов по видам работ.

2) обеспечение необходимого покрытия данных расходов денежными потоками инвестиционных ресурсов в рамках общего объема средств, которые предусмотрены для реализации, финансирования данного проекта в данный период.

Для разработки капитального бюджета необходимо использовать данные, которые содержатся в оперативном календарном плане.

2. сметы затрат на выполнение отдельных видов работ.

3. данные бизнес-плана, в которых содержится общая схема финансирования проекта и определены источники финансирования.

4. текущее состояние предприятия.

Виды работ Капитальные затраты  
1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. …. стоимость СМР, приобретение НМА и т.д.  

Капитальный бюджет включает в себя 2 части:

1. капитальные затраты – в этой части планируется объем капитальных затрат по отдельным видам работ, предусмотренным в оперативном календарном плане. Основной целью планирования капитальных затрат является обеспечение реализации инвестиционного проекта предусмотренных бизнес-планом объемов.

Для этого необходимо:

1. выделить из общего объема инвестиционных затрат, предусмотренных бизнес планом инвестиционного проекта той доли, которая относится к данному оперативному периоду.

2. уточнить объем инвестиционных затрат с учетом корректив, которые вносятся подрядчиком.

3. уточняем объем и структуру затрат с учетом изменения цен, которые произошли за прошедший период

4. уточняем объем затрат с учетом созданного резерва на покрытие непредвиденных расходов.

2 часть – планирование источников покрытия инвестиционных затрат. (по основным направлениям поступления средств– собственные и заемные из бизнес-плана).

В оперативном плане необходимо:

1. уточнить объем поступления средств в соответствие с общим объемом и структурой, которые предусмотрены бизнес-планом инвестиционного проекта.

2. уточнить структуру источников поступления средств с объемом инвестиционных затрат по каждому периоду.

Капитальный бюджет составляется в той же разбивке, что и календарный план и детализируется тоже по этой же разбивке.

следующий метод – это метод управления реализацией инвестиционного проекта, который позволяет контролировать его ход. Может использоваться как активный, так и пассивный мониторинг.

Пассивный мониторинг – включает разработку системы показателей, которые позволяют контролировать ход реализации проекта путем сравнения плановых и фактических показателей.

Активный мониторинг – предполагает возможность корректировки хода реализации проекта в связи с выявленными отклонениями фактических данных от плана.

Крайним моментом активного мониторинга является отказ от реализации инвестиционного проекта.

Система мониторинга должна включать в себя комплекс каких-то показателей, которые позволили бы контролировать все этапы реализации проекта за определенный период.

К таковым показателям можно отнести:

1) сроки

2) объемы затрат

3) производительность работ, калькуляция

Выбор основных показателей осуществляется самостоятельно предприятием исходя из:

1) вид проекта

2) наличие информационной системы

Корректировка проекта. – это элемент управления реализацией проектов, который осуществляется только при наличии системы активного мониторинга.

Корректировка предполагает изменение кода реализации проекта, которое может быть вызвано изменением внутренних или внешних факторов. Корректировка может осуществляться по срокам, по объемам инвестиционных затрат, но только в рамках существующего капитального бюджета и бизнес-плана.

Постинвестиционный контроль – контроль, который осуществляется по итогам реализации проектов. Заключается в сравнении фактических показателей и показателей бизнес-плана, в выявлении причин отклонений. Поэтому выявленные причины должны быть учтены при планировании, разработке и реализации аналогичных инвестиционных проектов.

3.

Инвестиционная программа предприятия – это совокупность инвестиционных проектов, которая обладает собственными инвестиционными характеристиками (доход, доходность и риск) и требует управления как единым целым.

При формировании инвестиционной программы предприятие должно учитывать свои внутренние возможности, но и внешние ограничители, поэтому формирование программы должно осуществляться на основе следующих принципов:

1) многокритериальность отбора инвестиционного проекта в инвестиционную программу. – при отборе проектов должны быть учтены все цели, которые имеются у предприятия в области инвестиционной деятельности.

2) дифференцированность критериев отбора по видам инвестиционных проектов, то есть по каждой группе проектов критерий должен быть количественно дифференцирован.

3) учет объективных ограничений, к которым относятся ограничения внутреннего характера и внешний ограничители:

- в качестве ограничителей могут выступать:

1. общие объемы стратегической инвестиционной деятельности предприятия.

2. направления отраслевой и региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

3. наличие собственных средств предприятия

4. доступность заемных средств.

5. нормативы государственные

4) обеспечение взаимодействия между операционной и инвестиционной деятельность.

5) сбалансированности по всем параметрам (доходность, риск)

Этапы формирования инвестиционной программы:

1. выбор главного критерия отбора

2. дифференциация количественного значения главного критерия по отдельным направлениям инвестиционной деятельности.

3. отбор дополнительных критериев оценки инвестиционных проектов

4. ранжирование проектов по главному критерию ( можно и по вспомогательным).

5. отбор проектов в программу в условиях ограничения параметров операционной деятельности.

Для отбора по данному ограничителю используют показатель производительности или отдачи инвестиционного капитала (объем продукции по данному проекту/ инвестиционные затраты), затем ранжируются проекты по этому показателю.

Для того, чтобы можно было осуществлять ограничение по данному показателю, проекты должны быть независимые, объем производства по каждому проекту должен быть определен на весь период, определены инвестиционные затраты.

В программу отбираются те проекты, у которых максимальное значение показателя отдачи инвестиционного капитала и в сумме они обеспечивают необходимый прирост объемов производства.

6. формирование инвестиционной программы в рамках ограничения средневзвешенной стоимости инвестиционного капитала (не делаем, если средства не привлекаются заемные). Проекты должны быть независимы и должны быть рассчитаны внутренняя норма доходности. Проекты ранжируются по показателю внутренняя норма доходности. В программу включаются те проекты, у которых внутренняя норма доходности выше, чем средневзвешенная стоимость капитала.

7. отбор проектов в рамках ограничения общего объема затрат. В качестве ограничителя выступают ограничения по собственным инвестиционным ресурсам, но если есть необходимость, то по заемным.

Данный этап присутствует, если у предприятия есть проблемы с формированием источников.

8. оценка сформированной программы по показателям доходности и риска (внутренняя норма доходности, индекс доходности, коэффициент вариации и др.)

9. Сделать заключение.

4.

Оперативное управление инвестиционной программой осуществляется с использованием тех же методов, которые применяются к отдельным инвестиционным проектам:

1. оперативное планирование – заключается в разработке календарного плана и инвестиционного бюджета в целом по программе. В оперативных планах должны быть согласованы по времени и возможностям (трудовым, финансовым и т.д.) все виды работ по всем планируемым проектам.

2. мониторинг - это механизм осуществления постоянного наблюдения и контроля за реализацией всех инвестиционных проектов. Его цель – своевременное выявление отклонений от календарного плана и бюджета. Анализ причин этих отклонений и разработка предложений по корректировке инвестиционной программы.

Очень редко используется активный мониторинг, в результате которого осуществляется текущая корректировка инвестиционной программы предприятия.

3. Текущая корректировка инвестиционной программы. Это объективный процесс, который связан либо с появлением на рынке каких-то новых объектов инвестирования, либо с неэффективностью уже реализуемого проекта.

Одним из инструментов текущей корректировки инвестиционной программы является отказ от реализации какого-то инвестиционного проекта. Для этого инвестор должен:

1. оценивать инвестиционные характеристики проекта в ходе мониторинга.

2. выявить причины снижения эффективности проекта (расширение круга конкурентов, изменение кредитных ставок, изменение в сфере налогообложения и т.д.)

3. необходимо сформировать систему отказа от реализации проекта. Для этого:

1. определить наиболее эффективную форму прекращения реализации инвестиционного проекта (нужно рассчитать мини бизнес-план).

Формы отказа:

- продажа объекта (незавершенного)

- минимизировать риск акционированием проекта с продажей своей доли.

- продажа объекта как готового, завершенного

- продажа по частям (оборудования)

- списать на убытки (отказ от проекта)

- выделить проект в отдельное предприятие и обанкротить.

2. разработать процедуру принятия и реализации управленческого решения по отказу проекта (в какие сроки принимается решения, на основании каких критериев выбор формы и сроки реализации этого решения).

Пост инвестиционный контроль – осуществляется по основным параметрам отбора, но уже по факту, после реализации проекта. Цель – выявить причины отклонений и устранить их на будущее.

Управления финансовыми инвестициями предприятия

1. Понятие и виды

2. Политика управления финансовыми инвестициями

3. Инвестиционный портфель

4. Формирования инвестиционного портфеля

5. Управления реструктуризации

1. Инвестиции в ценные бумаги.

2. Вложение в уставный капитал

Различие форм финансового инвестирования определяют различные подходы к управлению финансовыми инвестициями, так ка особенности форм финансового инвестирования предопределяют механизм управления ею.

Политика управления финансовыми инвестициями – это часть политики управления инвестиционной деятельности предприятия, которая обеспечивает реализацию его инвестиционной стратегии и представляет собой комплекс мероприятий направленных на выбор наиболее эффективных финансовых инструментов для вложения капитала и своевременное его реинвестирование.

Включает в себя:

1. Анализ состояния финансового состояния в предшествующем периоде.

Цель – оценка инвестиционной активности предприятия. В ходе анализа необходимо проанализировать масштабы финансового инвестирования, структуры финансовых инвестиций, формы финансового инвестирования, риски.

· Изучение динамики объемов

· Определяем удельный вес финансового инвестирования

· Анализ структуры

· Изучение форм финансовых инвестиций

· Инструменты финансового инвестирования.

· Доходность каждого инструмента

Уровень доходности нужно сравнить с уровнем рентабельности СК предприятия и со средним доходностью или рентабельности на финансовом рынке.

2. Определение общего объема финансового инвестирования в следующий период. Планирование потребности осуществляется с учетом временно свободных денежных средств предприятия. Дифференцировать общий объем по периодам. На основе денежных потоков.

3. Выбор форм финансового инвестирования. Выбор формы зависит от стратегических целей инвестора, из ходя из объемов инвестирования и сроков.

4. Оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов, которые принадлежат выбранной форм (риск и доходность).

5. Формирование инвестиционного портфеля. При формировании портфеля необходимо учитывать:

· Тип портфеля

· Необходимость диверсификации

· Обеспечение высокой ликвидности портфеля.

· Цель формирования портфеля должна соответствовать стратегической инвестиционной деятельности

· Обеспечение эффективного оперативного управления инвестиционного портфеля

Инвестиционный портфель предприятия – совокупность финансовых инструментов, которые обладают собственными характеристиками и которые преследует цели инвестора, и требуют управления.

Классификация инвестиционных портфелей:

1. По составу и структуры вложения

2. По цели формирования дохода

3. По уровню риска

4. По периоду

5. По времени формирования и т.д.

Формирование портфеля осуществляется с учетом стратегической цели, в соответствии с типом портфеля на основе следующих подходов.

Подходы формирования:

1. Традиционный подход, основывается на элементах технического, фундаментального анализа рынка. В инвестиционный портфель включаются различные виды инструментов. Такой портфель позволяет достичь стратегических целей, но не достатком метода является то, что в данном портфеле не учитывается взаимодействие отдельных финансовых инструментов, а следовательно не имеется возможности распределения риска на систематический и не систематический.

2. На основе портфельной теории. Инвестиционный портфель формируется как оптимальный по заданным критериям риска и доходности с учетом взаимодействия каждых двух финансовых инструментов портфеля. При этом подходе происходит диверсификация риска, что позволяет обеспечить инвестору заданный уровень доходности при оптимальном уровне риска. Повторить в лекциях по инвестициям. Процесс формирования стартового портфеля осуществляется на основе следующих положений:

v Любое инвестиционное решение действует только на один промежуток времени.

v Инвестиционный рынок является эффективным в се инвесторы имеют одинаковый доступ к информации, которая лежит в основании портфеля.

v Основными критериями отбора финансовых инструментов в инвестиционный портфель является уровень доходности, рисковости, характер корреляции и вариации доходности финансовых инструментов.

v Не учитываются затраты на его формирование

Процесс управления стартового портфеля приводит процесс управления его реструктуризации.

Оперативное управление заключается в обеспечении реализации управленческих решений, которые должны поддержать основную целевую установку портфеля по параметрам доходности, риска и ликвидности.

Реструктуризация может быть вызвана изменениями целей инвестора, изменение финансовых возможностей и др.

Этапы управления:

1. Организация мониторинга конъектуры инвестиционного рынка. Должны включаться показатели, которые отражают инвестиционные характеристики основных инструментов. Система мониторинга должна учитывать особенности долговых и долевых ценных бумаг.

В ходе мониторинга долевых бумаг должны учитываться:

ª Доходы эмитента, темпы изменения прибыли эмитента.

ª Темпы изменения чистых активов эмитента

ª Конъектурные отраслевые тенденции

ª Соотношение рыночной цены и реальной стоимости инструментов

ª Уровень налогообложения

При мониторинге долговых ценных бумаг необходимо учитывать:

ª Ставку процента на рынке

ª Уровень инфляции

ª Уровень платежеспособности эмитентом

ª Уровень налогообложения.

2. Оценка уровня доходности и рисков по сформированному портфелю. Анализ динами доходности и рисков, и их соотношение.

3. Выбор подход к изменению :активный, изменение структуры на основе прогнозных расчетов конъектуры финансового рынка. Пассивный подход – предполагает обеспечение реструктуризации на основе широкой диверсификации финансового инструментов.

4. Реструктуризация портфеля по отдельным видам финансовым инструментов.

5. Реструктуризация по разновидностям финансовым инструментам.

Основные приемы активного управления портфелем акций:

1. Управления на основе стратегии акций роста. В портфель включаются акции предприятий с наивысшими темпами роста прибыли.

2. Управление недооцененных акций. Из акций с высоким дивидендном доходе, или высоком соотношением рыночной к балансовой цене

3. На основе стратегии компаний с низкой капитализации. Акции мелких, малоизвестных компаний, у которых высоки темпы роста доходов.

4. В портфель включаются акции, которые наиболее оптимальны при определенном соотношении конъектуры рынка.

Наши рекомендации