Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств, который также называют Бюджетом денежных потоков, является главной составляющей любого бизнес‑плана. Это единственный инструмент, с помощью которого вы можете убедиться в том, что сумеете выполнить свои обязательства и показать кредиторам, что у вас есть достаточно денежных средств на то, чтобы погасить кредит. Отчет о движении денежных средств определяет, когда ожидаются поступления, сколько денег будет получено, когда их нужно заплатить и какая в точности сумма нужна на то, чтобы покрыть все расходы. Прежде всего, он помогает нарисовать ясную картину ежемесячных поступлений и расходований денежных средств на будущий год, а также оценить сумму, которой вы будете располагать после уплаты налогов.

Подготовка отчета о движении денежных средств

Прогноз движения денежных средств помогает заранее определить объем денежных поступлений и расходов так, что в конце каждого месяца вы могли бы знать, сколько денег вам следует или не следует заплатить по счетам (см. рекомендации, помещенные ниже). Подготовка Отчета о движении денежных средств осуществляется в три этапа.

Первый этап. Оцените объемы продаж и все возможные поступления. В качестве ориентира может использоваться статистика продаж аналогичных компаний за предыдущий год. Не забудьте учесть сезонные изменения спроса, которые влияют на объемы продаж по месяцам (см. «Источники денежных средств» в разделе «Рабочие листы 25‑го дня»).

Второй этап. После оценки денежных поступлений из различных источников определите расходы, которые необходимы для достижения запланированного уровня продаж. Операционные расходы могут быть выражены в долларах или в процентах к продажам (в виде операционного коэффициента). Операционные коэффициенты по отрасли публикуются торговыми ассоциациями (см. таблицу «Расходы денежных средств» в разделе «Рабочие листы 25‑го дня»).

Третий этап. Произведите вычитание прогнозируемых расходов денежных средств из доходов. Оставшаяся сумма будет указывать на положительный или отрицательный денежный поток. Положительный денежный поток в конце года является хорошим показателем, особенно если наблюдался в течение всех 12 месяцев и генерировал высокую прибыль. Но это маловероятно. Большинство начинающих компаний на первых этапах имеют отрицательный денежный поток и лишь спустя некоторое время (в лучшем случае через несколько месяцев) достигают точки безубыточности операций. Отрицательный остаток денежных средств является плохим показателем, если у вас нет значительных финансовых резервов, инвесторов с глубокими карманами и/или доказательств того, что денежный поток станет со временем положительным.

Для меня самое главное – не сколько у меня денег, а как они работают.

ДЖ.ПОЛ ГЕТТИ

Бюджет говорит нам о том, чего мы не сможем достичь, но он не способен удержать нас от покупки «недостижимого».

УИЛЛЬЯМ ФЕЗЕР

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Отчет о денежном потоке должен отражать ТОЛЬКО операции. Все перечисленные здесь доходы и расходы должны быть связаны с фактическими поступлениями с продаж и денежными затратами. Не рассматривайте в этом отчете амортизацию, имидж бренда и другие неденежные статьи. Неоплаченные счета (например, контракты о поставках) влияют на денежный поток только в тот момент, когда они фактически оплачиваются. Включайте счета к получению и счета к оплате только в том случае, если они будут оплачиваться в отчетный период.

Отчет о движении денежных средств - student2.ru

Подготовка бюджета денежных потоков на 12 месяцев

Прогнозы денежных потоков лучше всего составлять в крупноформатной таблице. Это не только позволит изменять переменные и прогнозы и автоматически вычислять результаты, но и приучит вас регулярно фиксировать расходы. В качестве образца можете использовать пример, представленный в конце раздела «Рабочие листы 25‑го дня», либо создайте собственный формат, соответствующий вашим потребностям. Чтобы подготовить отчет о движении денежных средств, последовательно выполняйте изложенные ниже рекомендации (имеет смысл отдельно представить наихудший, усредненный и наилучший сценарии):

1.♦ Прогнозный отчет. Отметьте этот пункт, если вы готовите гипотетический отчет о движении денежных средств.

♦ Фактический отчет. Отметьте этот пункт, если вы готовите отчет, основанный на реальных результатах. Он поможет вам составить более точные прогнозы в будущем.

♦ Тип отчета. Укажите, какой сценарий отражает прогноз: наихудший, усредненный или наилучший.

2. Начальный БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Начните с первого месяца работы вашего предприятия (имеется в виду первый месяц финансового года). Укажите в балансе размер начального капитала или имеющихся наличных денег, оставшихся после окончания предыдущего месяца (включите сюда также начальный денежный баланс, резервный капитал или сумму, находившуюся на банковском счете в первом месяце). Если вы не знаете точную цифру, вычислите ее.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если ваше предприятие только начинает свою работу, сделайте прогнозы по результатам исследования рынка и тенденций отрасли. Если ваше предприятие уже действующее, используйте предыдущие финансовые отчеты.

3. ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Оцените все доходы, которые ваша компания ожидает получить в течение предстоящего месяца (при необходимости используйте операционные коэффициенты, вычисленные для данной отрасли).

А. Продажи за наличные. Оцените все доходы, которые компания ожидает получить с продаж товаров или услуг. Включите сюда оплаченные счета и поступления с кредитных карт. Исключите счета к получению, если деньги еще фактически не получены. Также исключите принятые заказы и счета‑фактуры, по которым деньги еще не поступили. При необходимости разбейте данный раздел на несколько подразделов в зависимости от актуальности информации (например, «продажи аксессуаров» или «продажи обуви»).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Основным источником поступления денежных средств вашего предприятия будут продажи. Но их объемы будут варьировать по месяцам в результате сезонного изменения спроса и воздействия других факторов. Таким образом, здесь необходимо рассчитать, позволят ли месячные продажи покрыть расходы за этот же период. Учтите, что расходы прогнозируются легче и точнее, чем объемы продаж. Но поскольку прогнозы продаж имеют решающее значение для успеха всего предприятия и к тому же часто оказываются неточными, вам будет нужно провести серьезное исследование и соблюсти дополнительные меры предосторожности, чтобы ваши данные оказались обоснованными.

Б. Погашение дебиторской задолженности. Оцените сумму, которую ожидает получить компания за продажи в кредит. В некоторых отчетах этот раздел разбивается на три подраздела:

1) поступление платежей за продажи, совершенные в прошлом месяце; 2) поступление платежей за продажи двухмесячной давности; 3) погашение задолженностей за продажи, совершенные более двух месяцев назад. Такая структура имеет смысл, если большая часть продаж осуществляется в кредит.

В. Доход от процентов. Оцените процентный доход инвестиций, акций и банковских депозитов.

Г. Продажа внеоборотных активов. Если вы планируете продажу каких‑либо внеоборотных активов (например, автомобиля, здания, офисной мебели), оцените сумму, которую вы ожидаете за них выручить.

Д. Получение кредитов. Укажите кредиты, которые вы планируете получить в течение этого месяца.

Е. Другие источники поступлений денежных средств. Оцените другие источники денежных средств, которые вы ожидаете получить в этом месяце. Включите сюда, например, доходы с аренды, сумму, вырученную с продажи акций, выплату дивидендов по акциям.

СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Человек, не знающий, откуда придет его следующий доллар, обычно не может сказать, куда ушел его последний доллар.

Недостаток денежных средств может быть обусловлен неправильно вычисленной торговой наценкой, мелкими кражами и ошибками в налоговых декларациях.

Накопление дебиторской задолженности может уничтожить ваше предприятие Даже если вы станете получать прибыль уже на первых этапах, у вас может не хватить денежных резервов до того момента, когда покупатели фактически заплатят вам И это способно вышвырнуть вас из бизнеса и полностью разорить, так что у вас не останется даже цента на то, чтобы создать товарные запасы на следующий месяц.

4. РАСХОДОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Спрогнозируйте все постоянные и контролируемые расходы на следующий месяц. Включите сюда все выписанные чеки, помня о том, что если вы в январе выписываете чек на годовую страховку, расходуемая сумма должна быть занесена в январскую колонку, и более ничего с этим документом не нужно делать до конца года (эта процедура будет выглядеть иначе, когда вы будете фиксировать платеж в бухгалтерских записях). Некоторые единицы расходов, перечисленные ниже, могут не соответствовать вашему бизнесу, другие, возможно, пропущены. Добавляйте или пропускайте при необходимости. Постарайтесь перечислить все категории расходов, актуальные для вашего бизнеса, и соотнесите их с вашей бухгалтерской системой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Неоплаченные счета, чеки и бланки заказов, присланные поставщиком, не являются расходованием денежных средств. Чек, оплаченный банком путем снятия денег с вашего счета, следует отнести к расходам. Помня все это, вы сумеете составить корректный прогноз денежных потоков. Не забудьте, что амортизация станков, зданий, оборудования, мебели и других фиксированных активов не включается в бюджет денежных потоков.

Я трачу на аренду 7 % от валовых продаж, на закупку продуктов – 30 %, на оплату труда – 27 %. Другие расходы составляют 10 %. Остальное – прибыль Большая часть времени у меня уходит на сокращение и контроль расходов на закупку продуктов и оплату труда, а также на управление людьми

ВЛАДЕЛЕЦ РЕСТОРАНА «EDMONTON»

В сложных ситуациях мы склонны целиком полагаться на планирование и прогнозы, недооценивая при этом значение случайных факторов внешней среды Игнорирование этих факторов способно вызвать иллюзию контроля.

ХИЛЛЕЛ ДЖ ЭЙНХОРН

A. Создание товарных запасов и закупки сырья. Вычислите расходы на создание товарных запасов, которые вы будете перепродавать в течение месяца. Включите сюда также закупки сырья и составляющих, необходимых для производства продуктов, которые вы намерены продавать. Возможно, вам имеет смысл разбить этот раздел на несколько подразделов по категориям ключевых единиц, что позволит точнее контролировать расходы.

Б. Зарплаты сотрудников. Оцените все базовые зарплаты, а также сверхурочные или бонусы. Возможно вам придется выделить в этом разделе несколько категорий – затраты на оплату труда, связанные с администрированием, производством и продажами.

B. Оплата больничных, отпусков и страховок, налог на заработную плату. Вычислите расходы, связанные с оплатой больничных, отпусков, медицинских страховок, со страхованием по безработице и налогом на заработную плату. Полученная сумма обычно составляет от 10 до 45 % от зарплат сотрудников.

Г. Оплата внешних специалистов и услуг. Оцените расходы (если они есть), связанные с приглашением внешних специалистов и оказанием внешних услуг вашему предприятию, а также с консультированием и услугами других организаций.

Д. Оборудование и расходуемые материалы. Вычислите расходы на закупку офисного и производственного оборудования (оно приобретается для производства, а не для перепродажи).

Е. Ремонт и обновление помещений. Определите расходы на периодический ремонт и обновление, например, на покраску и оформление помещений.

Ж. Реклама. Оцените расходы на рекламу ваших продуктов или услуг. Эта сумма должна быть достаточной для поддержания продаж.

З. Автомобили и поездки. Вычислите расходы, связанные с использованием транспортных средств компании (если они есть). Включите сюда оплату парковки, заправки (газом или бензином), технического обслуживания и страховки.

И. Транспортировка и доставка. Определите расходы, связанные с транспортировкой, доставкой, почтовой пересылкой и фрахтом.

К. Юридические и бухгалтерские услуги. Оцените расходы на оплату юридических и бухгалтерских услуг.

Л. Оплата аренды и лизинга. Вычислите расходы на аренду и лизинг. Фиксируйте платежи только тогда, когда вы их вносите. Если вы платите раз в три месяца, фиксируйте это так же раз в три месяца. Не делите такие платежи по месяцам, как вы сделали бы это, прогнозируя доход.

М. Телефон. Определите расходы на оплату телефонной линии, в том числе на оплату междугородных переговоров и Интернета.

Н. Коммунальные услуги. Суммируйте оплату за воду, отопление, электричество.

О. Страховка. Оцените, какая сумма вам понадобится, чтобы застраховать собственность предприятия и его продукцию. Включите сюда страхование от пожара, страхование ответственности, а также медицинскую страховку сотрудников. Исключите страхование жизни владельца бизнеса, поскольку это нужно отнести к личным расходам.

П. Лицензии и разрешения. Вычислите расходы на оплату лицензий и разрешений.

Р. Уплата процентов. Определите, какие проценты вы должны выплатить по кредитам, банковским овердрафтам, кредитным линиям, счетам кредиторов. Помните о том, что вы составляете бюджет денежных потоков для того, чтобы выяснить, сколько денег вам необходимо заимствовать. Но эту сумму вычислить довольно трудно. Следовательно, вы можете отложить сейчас бланк и заполнить его позже, когда вы будете владеть более полной информацией или примете более определенное решение. Конечно, в тот момент вам нужно будет обновить ваш бюджет.

Усилия без результатов теряют всякий смысл.

ДЖОЙ КОССМАН

С. Уплата налога на прибыль. Если вы только организуете бизнес, вам не понадобится уплачивать квартальные налоги до окончания финансового года. Тем не менее, вы должны заранее создать резерв для уплаты налогов.

Т. Другие налоги. Оцените налоги на недвижимость, налоги на товарные запасы, налог с продаж и акцизный сбор.

У. Другие операционные расходы. Вычислите другие расходы, которым не принято отводить самостоятельные статьи. Сюда можно отнести пошлины, подписку на периодику, затраты на упаковку, сопутствующие расходы, возникающие до открытия предприятия и оплачиваемые после начала его работы.

«Отчет о движении денежных средств» (или ваш «годовой бюджет») принесет вам больше пользы как владельцу бизнеса, если вы будете регулярно сравнивать фактические результаты с прогнозами «Бюджетный анализ квартальных денежных потоков» поможет вам сохранять контроль над операциями (см форму этого анализа, помещенную в самом конце книги). Вы можете использовать две указанные формы для того, чтобы сравнивать прогнозируемые денежные потоки с фактическими и выяснять, нужны ли вам дополнительные кредиты

Ф. Погашение основной суммы кредита. Определите ежемесячные платежи в счет погашения основной суммы любых взятых вами кредитов: на развитие производства, покупку автомобиля или ипотечные кредиты на приобретение недвижимого имущества. Например, если вы взяли $43 000 под 6 % на 5 лет на покупку земли и ваш ежемесячный платеж составляет $831,31, согласно графику платежей, вы внесете в первый месяц $516,31 в счет погашения основной суммы и $315,00 в качестве уплаты процентов. В следующий месяц вы внесете $518,89 в счет погашения основной суммы и $312,42 и т. д. Чтобы облегчить расчеты, можете объединить погашение основной суммы и уплату процентов в одну статью: «Выплата кредита».

Х. Оплата внеоборотных активов. Оцените все ежемесячные отчисления за аренду, лизинг или покупку оборудования.

Ц. Капитальные и начальные расходы. Укажите здесь начальные расходы вашего предприятия. Оцените также сумму, которую вам придется потратить в течение года на приобретение внеоборотных амортизируемых активов (покупка автомобилей, офисной мебели, компьютеров, улучшение арендованной собственности). Фиксируйте расходы, когда вы фактически оплачиваете указанные активы.

4. Личные расходы владельца предприятия. Определите сумму, которая вам нужна на личные расходы, укажите свою заработную плату, а так же случаи снятия денег со счетов компании по каким‑либо причинам. Включите сюда свой подоходный налог, пенсионные отчисления, медицинскую страховку, страхование жизни, а также дивиденды, которые выплачиваются акционерам.

5. ОБЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСХОДЫ. Суммируйте все денежные расходы за месяц.

6. ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК. Денежный поток вычисляется путем вычитания Общих денежных затрат из Общих поступлений денежных средств. Если у вас получается отрицательный результат, заключите его в скобки красного цвета (черный цвет для прибыли) или отметьте минусом. Если дефицит довольно крупный, вам понадобится операционный кредит, чтобы покрыть расходы. Если же у вас положительный результат, указывающий на избыточные средства, направьте их на погашение любых операционных кредитов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Некоторые владельцы и менеджеры предприятий любят включать в бюджет раздел «Кумулятивный денежный поток», который определяется путем сложения общего денежного потока текущего и предыдущего месяца.

7. ДЕНЕЖНЫЙ баланс. Денежный баланс, который также называют «конечным остатком денежных средств» или «денежным состоянием», вычисляется путем прибавления «начального баланса денежных средств» к «денежному потоку». Полученный результат автоматически переносится в следующий месяц, когда вы открываете новый начальный баланс.

8. Существенные ОПЕРАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ. Ниже перечисляются итоговые данные, которые НЕ входят в отчет о движении денежных средств, но очень важны для принятия управленческих решений:

A. Объемы продаж. Оцените объемы продаж за месяц. Полученный результат также включает ожидаемую оплату продаж по счетам к получению. Расчетные объемы продаж имеют большое значение. Их нужно тщательно прогнозировать, принимая в расчет средства обслуживания, эффективность сотрудников и фактический покупательский спрос.

Б. Счета к получению. Этот показатель включает неоплаченные продажи в кредит, сделанные в прошлом и текущем месяце. Здесь не указываются безнадежные долги.

B. Безнадежные долги. Вы можете вычислить коэффициент безнадежных долгов, используя среднестатистические данные по отрасли. Он будет выражаться в процентах от итога счетов к получению.

Г. Наличные запасы. Этот показатель вычисляется следующим образом: Запасы, оставшиеся с прошлого месяца + Запасы, полученные в текущем месяце – Запасы, проданные в текущем месяце.

Д. Счета к оплате. Этот показатель вычисляется следующим образом: [сумма к оплате прошлого месяца] + [сумма к оплате текущего месяца] – [платежи, проведенные в текущем месяце].

Е. Амортизация. Этот показатель должен рассчитать ваш бухгалтер. Либо определите стоимость всего оборудования и разделите полученный результат на срок полезного использования.

Ж. Требуемые кредиты. Если у вас отрицательный денежный поток, определите, какие кредиты вам понадобятся.

Амортизация Эту статью оценить довольно сложно Во‑первых, существует «менеджмент амортизации», когда владелец предприятия распределяет стоимость капитального актива на весь срок полезного использования, вычитая из нее ликвидационную стоимость Например, станок стоимостью $12 000 имеет срок полезного использования 10 лет и ликвидационную стоимость $2000. В этом случае годовая амортизация будет составлять $1000 согласно методу линейного списания Во‑вторых, существует «налоговая амортизация» Это сумма, на которую правительство разрешает делать амортизацию и заносить ее в расходы

Пример прогноза движения денежных средств

[Мы] предполагаем, что сумеем генерировать достаточный доход с операций, который позволит нам удовлетворить нужды предприятия после получения кредита в размере $[XX]. Мы ожидаем, что денежный поток станет положительным через 5 месяцев после начала операций. Однако в нашем прогнозе мы не могли учесть среднестатистические показатели по отрасли, поскольку они отсутствуют. Расчет предполагаемых денежных потоков осуществлялся на основе нашего опыта и анализа рыночных условий. Если продажи не достигнут запланированного уровня, мы снизим объемы запасов и уменьшим или отложим другие расходы. Кроме того, могут использоваться [опишите другие стратегии].

Отчет о движении денежных средств - student2.ru

Бизнес‑план за 30 дней

Рабочие листы 25‑го дня

Подготовьте прогнозы доходов на 12 месяцев и на три года. Составьте отчет о движении денежных средств. Представьте выдвинутые вами предположения.

СОСТАВИТЬ СПИСОК

IV. Финансовый план

ПРОГНОЗНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ

♦ Анализ безубыточности

♦ Прогнозируемый балансовый отчет

Наши рекомендации