Классификация кредитов и субсидий
Можно предложить следующую классификацию кредитов и субсидий развивающимся странам:
1) официальное финансирование развития (ОФР):
а) официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя,
б) прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее;
2) экспортные кредиты;
3) частные кредиты и субсидии:
а) международное банковское кредитование,
б) эмиссияценных бумаг,
в) безвозмездные субсидии неправительственных организаций.
В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали многосторонние более чем вдвое.
В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около 1/2 кредитного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны.
Как уже отмечалось, ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР.
Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если такие условия кредита, как срок, льготный период, ставка процента соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, ¾ то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита ¾ 25-30 лет, льготный период ¾ около 10 лет. Стоимость кредитов, относящихся к прочему ОФР, как правило, выше, но обычно они более выгодны, чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке кредитных капиталов.
Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-донорами по линии ОФР. Во всех странах, являющихся крупными кредиторами, функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на предоставлении ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т. е. страна-получатель обязана расходовать полученные ресурсы на закупку заранее определенных товаров в странах-кредиторах. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, лимитирует эффективность использования полученных средств. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются.
Большая часть ресурсов, выделенных по программам ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что существенно снижает их привлекательность для стран-получателей.
Последние стремятся к увеличению такой помощи, которая давала бы возможность более гибко применять предоставляемые ресурсы. Следует отметить, что дополнительная гибкость при использовании средств по программам помощи, как правило, ни к чему хорошему не приведет, поскольку при высоком уровне коррупции в большинстве слабо развитых стран ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов. Впрочем, это характерно для многих развивающихся стран.
ОФР и тем более ОПР ¾ это особый кредитно-финансовый механизм, применяемый только в отношении развивающихся стран. Правда, в свое время системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем ¾ ликвидации отсталости.
Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. президентом США Г. Трумэном. В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались, прежде всего, политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического развития стран ¾ получателей помощи. Если первоначально предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнорировались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделении льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удовлетворения так называемых основных нужд, т. е. потребности в пище, воде, жилище, медицинском обслуживании, образовании.
Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитованию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов. Кроме того, при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики.
Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в рамках ОПР, приоритеты разрешения социальных проблем становятся все более ощутимыми. К середине 80-х годов выделение кредитных ресурсов на образование, здравоохранение и другие социальные, а также управленческие нужды несколько превысили объемы, связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей суммы). Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капиталов. Классические положения экономической теории показывает, что использование льготных средств чаще всего отрицательно влияет на эффективность промышленного производства.