Классификация кредитов и субсидий

Можно предложить следующую классификацию кредитов и субсидий развивающимся странам:

1) официальное финансирование развития (ОФР):

а) официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя,

б) прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее;

2) экспортные кредиты;

3) частные кредиты и субсидии:

а) международное банковское кредитование,

б) эмиссияценных бумаг,

в) безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали многосторонние более чем вдвое.

В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около 1/2 кредитного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны.

Как уже отмечалось, ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР.

Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если такие условия кредита, как срок, льготный период, ставка процента соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, ¾ то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита ¾ 25-30 лет, льготный период ¾ около 10 лет. Стоимость кредитов, относящихся к прочему ОФР, как правило, выше, но обычно они более выгодны, чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке кредитных капиталов.

Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-донорами по линии ОФР. Во всех странах, являющихся крупными кредиторами, функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на предоставлении ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т. е. страна-получатель обязана расходовать полученные ресурсы на закупку заранее определенных товаров в странах-кредиторах. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, лимитирует эффективность использования полученных средств. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются.

Большая часть ресурсов, выделенных по программам ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что существенно снижает их привлекательность для стран-получателей.

Последние стремятся к увеличению такой помощи, которая давала бы возможность более гибко применять предоставляемые ресурсы. Следует отметить, что дополнительная гибкость при использовании средств по программам помощи, как правило, ни к чему хорошему не приведет, поскольку при высоком уровне коррупции в большинстве слабо развитых стран ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов. Впрочем, это характерно для многих развивающихся стран.

ОФР и тем более ОПР ¾ это особый кредитно-финансовый механизм, применяемый только в отношении развивающихся стран. Правда, в свое время системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем ¾ ликвидации отсталости.

Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. президентом США Г. Трумэном. В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались, прежде всего, политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического развития стран ¾ получателей помощи. Если первоначально предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнорировались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделении льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удовлетворения так называемых основных нужд, т. е. потребности в пище, воде, жилище, медицинском обслуживании, образовании.

Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитованию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов. Кроме того, при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики.

Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в рамках ОПР, приоритеты разрешения социальных проблем становятся все более ощутимыми. К середине 80-х годов выделение кредитных ресурсов на образование, здравоохранение и другие социальные, а также управленческие нужды несколько превысили объемы, связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей суммы). Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капиталов. Классические положения экономической теории показывает, что использование льготных средств чаще всего отрицательно влияет на эффективность промышленного производства.

Наши рекомендации