Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Модуль 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7

1 Финансовая система РФ.. 7

1.1 Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ.. 7

1.2 Правовые основы финансовой деятельности государства. 9

1.3 Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. 12

1.4 Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе
государственных органов. 13

2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.. 15

2.1 Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. 15

2.2 Принципы финансового права. 16

2.3 Система и источники финансового права. 18

2.4 Финансово-правовые нормы.. 19

2.5 Финансовые правоотношения, их особенности. 20

3 Правовые основы финансового контроля в РФ.. 24

3.1 Сущность и виды финансового контроля. 24

3.2 Методы финансового контроля. 26

3.3 Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 27

3.4 Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля 33

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 38

4.1 Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового
законодательства. 38

4.2 Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения
к ответственности за нарушение финансового законодательства. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.
№ 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Федеральный закон Российской Федерации от 11 января 1995 года
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (извлечение) 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г.
№ 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 О подведомственности дел арбитражным судам.. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 68

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.. 69

ГЛОССАРИЙ.. 76

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Финансовая система РФ. Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ. Правовые основы финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов.

Финансовое право. Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. Принципы финансового права. Система и источники финансового права. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения, их особенности.

Правовые основы финансового контроля в РФ. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Компетенция органов, осуществляющих государственный финан-совый контроль. Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля.

Ответственность за нарушение финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность за нарушение финансового законодательства. Полномочия субъектов финан-сового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

ЛИТЕРАТУРА*

1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).

2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).

3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п Умение Алгоритм
Установление принад-лежности правоотношений к финансовым правоотно-шениям 1. Определение состава правоотношений: а) субъекты, б) объект. 2. Анализ содержания с позиции принадлежности к финансовым правоотношениям
Определение правомер-ности действий субъектов финансовых правоотноше-ний 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юридически возможного
Установление вида и формы, метода финансо-вого контроля 1. Установление времени и направленности инициативы проведения для определения вида и формы финансового контроля. 2. Определение типа контроля с точки зрения правового положения контролирующего органа или его принад-лежности к тому или иному виду государственного (негосударственного) финансового контроля. 3. Установление метода финансового контроля исходя из представленных в ситуации приемов и способов проведения контроля
Определение видов ответ-ственности за финансовые правонарушения 1. Установление наличия оснований возникновения ответственности. 2. Определение субъекта, подлежащего привлечению к ответственности. 3. Определение нормативного акта, устанавливающего ответственность за данное правонарушение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

Финансовая система РФ

Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ

Экономическая политика государства осуществляется в ос­новном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы – экономические отношения, связанные с форми­рованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вы­полнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы охватывают две сферы:

– первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использо-ванием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюд­жетной системе и государственных внебюджетных фондах;

– вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрали-зованных денежных фондов пред­приятий.

Денежные фонды обеспечивают различные потребности общества: расширенное вос­производство, нужды обороны страны, удовлетворение социально-культурных бытовых по­требностей.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспре-деления валового внутреннего продукта (ВВП) и на­ционального дохода. Главное предназначение финансов – путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: предприятиями в процессе приобретения товарно-мате­риальных ценностей, реализации продук-ции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их рас­пределении; государством и гражданами при внесении ими налогов, сборов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов. Финансовый институт – группа однородных экономи-ческих отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использо-ванию соответст­вующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

– бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо-вания РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования);

– государственный и банковский кредит;

– фонды страхования (имущественного и личного);

– финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Подцентрализованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет­ной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред­приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций различных форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны­ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды. Финансы предприятий – часть финансовой системы, которая обслу-живает процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода, поэтому они являются основным звеном финансовой системы.

Роль государства в аккумуляции, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования.Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д.

Другое дело – децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку их состояние и динамика подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств – банковский или государственный кредит и проч. Именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но и в сфере полити­ки, демографии, экологии и т.д. Поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она в правовой форме.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает состояние экономики страны. В свою очередь, финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная, и охарактеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов: распределительная и кон­трольная; они осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна­чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распреде-лением.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: производствен-ной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства; отраслями материального производства; отдельными регионами страны; предприятиями различных форм собственности; социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. Государ­ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи­нансирование отдельных предпри-ятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокуп-ность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства. Один из важных элементов финансового механизма – фи­нансовое планиро-вание, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

Наши рекомендации