Регулируется 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики ведут реестры закупок.

Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - в основном им

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Рассмотрим порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями.

Федеральные государственные нужды - это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ .

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды (объемы их финансирования из федерального бюджета) предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в следующих целях:

1) создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

2) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

3) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;

4) реализации федеральных целевых программ .

Бюджетное планирование расходов.

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.

Лекция Завьялова: Запомним: планируем расходы (т.е. управляем), прогнозируем доходы.

Совокупность различных представлений о планировании расходной части можно представить в 2-х моделях - затратная и результативная.

Главная цель - эффективное и экономное использование бюджетных средств.

Концептуальное различие этих двух моделей:

Затратный метод: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, и предписывает, как исполнитель должен это сделать. Объектом управления являются расходы на приобретение товаров и услуг.

Результативный подход: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, а исполнитель определит, как он это будет достигать. Объектом управления является социально- экономический результат (например, сокращение времени ожидания у терапевта)

Преимущества затратной модели:

1. Позволяет создать оперативный и недорогой контроль за деятельность получателей бюд.ср. (а именно за их тратами)

2. Обеспечивает возможность проведения единой б.политики а также решения отдельных задач по всем учреждениям.

Недостатки затратной модели:

1. Не позволяет использовать информационное преимущество производителя.

2. Не создает стимулов для поиска наиболее оптимального способа предоставления б.услуг

Результативная модель:

«+»

- позволяет распределять б ассигнования исходя из приоритетов целей и задач б. деятельности

- создает стимулы для исполнителя по повышению эффективности использования б средств

«-»

- повышенный риск принятия субъективного решения

- пониженная управляемость б. сектором

Оптимальные условия применения затратной модели : ситуация по предоставлению б услуг, порядок и качество предоставления которых м б в высокой степени формализован и стандартизирован. При этом характеристика, т.е качество б услуги зависит нес только от мнения потребителя сколько от формализованного стандарта.

Оптимальные условия применения результативного подхода- качество и порядок предоставления б услуги можно стандартизировать лишь на минимально допустимом уровне. Оценка качества бюджетной услуги во многом детерминирована мнением потребителя.

Методы бюджетного планирования: программно-целевой, нормативный, индексный.

В настоящее время не существует четкого разделения всех технологий бюджетного планирования на ограниченный перечень методов.

Основные методы б планирования:

1. традиционное бюджетирование (индексное) – распределение бюд.ассигнования осущ-ся между получателями путем приращения плановых показателей текущего года или фактических показателей отчетного периода (у нас в стране самый распространенный).

Преимущества:

- создает недорогой и оперативный контроль за обоснованностью бюджетных заявок

- позволяет оценивать обоснованность заявок на основании объективных показателей (это макроэкономические тенденции)

Недостатки:

- не создает побуждений для получателя б средств к их экономному использованию.

- не позволяет выявить и исправить системные ошибки - суть метода мультиплицировать прежнюю структуру расходов в целом не меняя ее. (Пример Завьялова: при высоком уровне воды подводные скалы не мешают при сокращении – скалы могут нанести существенный урон флоту)

Оптимальные условия применения метода: когда сложилась благоприятная соц-эк ситуация или сформированы положительные тенденции для исправления ситуации.

2. бюджетирование, основанное на планово-нормативных показателях -распределение б ассигнований осущ-ся исходя из количества б услуг, их финансового и функционального стандарта предоставления. Нашел отражения в БК РФ посредством закрепления обязанностей доводить до бюджетополучателей гос-муниц задания о предоставлении б услуг.

Преимущества:

- позволяет обеспечить предоставление б услуг не ниже заданного качества.

- позволяет ограничить необоснованный рост расходов на предоставление б услуг

Недостатки:

- сложность и трудоемкость расчетов финансовых и функциональных стандартов, т.к. бюд.учреждения различны

- не побуждает бюджетополучателя к поиску способов предоставления более качественной б услуги или более экономному способу ее предоставления.

Оптимальные условия применения: в том случае если качество б услуг оказываемых учреждением не устраивает, либо они значительно различаются в зависимости от учреждения или стоимость предоставления б услуг чрезмерно высока или значительно различаются по учреждениям.

3. программно-целевое бюджетирование (БОР-бюджетирование, ориентированное на результат) – б ассигнования распределяются между получателями б средств в зависимости от приоритетности предоставляемой б услуги, а также мер направленных на ее предоставление.

«+»

1) позволяет выявить и справить системные ошибки

2) позволяет решить задачу без увеличения объема финансирования (за счет перераспределения ресурсов от менее приоритетных целей к более приоритетным)

«-»

1) повышенный риск роста социальной напряженности (ключевая проблема в распределении необходимо распределять ресурсы так, чтобы выгоды и издержки были в рамках одной потребительской группы)

2) Субъективность оценок

Оптимальные условия применения: если работой б. сектора мы недовольны, прежние методы управления не позволяют изменить или разрешить ситуацию, а лишь ухудшают ее.

4. адаптивное бюджетирование (в РФ нет) - бюджетные ассигнования распределяются между учреждениями, оказывающие одинаковые б услуги в зависимости от востребования б.учреждения у потребителя.

«+»

1) создает конкуренцию между упреждениями в использовании б ресурсов, что побуждает их достигать лучших результатов при ограниченных бюджетных средствах

2) позволяет выявить и избавиться от излишней численности б учреждений и штатной численности персонала.

«-»

1) субъективность оценки востребованности б учреждений у потребителя, а также субъективность оценки стартовых условий

2) пониженная устойчивость работы сектора (как следствие сокращение численности б учреждений и персонала)

Оптимальные условия применения: в том случае,

- если есть явно излишняя сеть и штатная численность

- либо когда качество работы б учреждений значительно различается при формально одинаковом положении условий работы и ресурсном обеспечении.

1-2 – затратная модель

3-4 – результативная

Вывод:

Не бывает плохих или хороших методов б планирования бывают методы неправильно подобранные для решения поставленных задач

Наши рекомендации