Понятие затрат и подходы к их классификации
Затраты предприятия возникают в связи с тем, что на производство и реализацию продукции (работ, услуг) используется живой и овеществленный труд. Расходы являются более широким понятием, чем затраты: затратами признается только часть расходов отчетного периода. «Затраты» и «расходы» - близкие по экономическому содержанию термины, которые можно использовать как синонимы.
Классификация затрат по экономическим элементам.
Экономические элементы – однородные по экономическому содержанию затраты.
1. Материальные затраты включают затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо энергию, тару и упаковку, приобретаемые предприятием; работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями (определение качества и сырья материалов, ремонт основных производственных фондов, транспортные услуги сторонних организаций).
2. Затраты на оплату труда – это не только заработная плата, но и премии за производственные результаты, оплата отпусков, стоимость бесплатно предоставляемого питания, выплаты компенсирующего характера.
3. Отчисления на социальные нужды в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования осуществляются в виде единого социального налога и равны 26% от фонда оплаты труда, который имеет регрессивную шкалу.
4. Амортизация основных фондов и нематериальных активов.
5. Прочие затраты включают некоторые налоги (например, земельный налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем), платежи по обязательному страхованию предприятия, командировочные, подъемные, отчисления в ремонтный фонд и др.
Классификация затрат по статьям калькуляции.
Данная классификация позволяет контролировать целевое назначение затрат и их связь с технологическим процессом.
Здесь затраты группируются по признаку общности их производственного назначения, т.е. важно знать, где и в связи с чем возникли затраты. Она не является обязательной и может быть организована в целях управления. Номенклатура статей затрат определяется предприятием самостоятельно.
Примерный перечень статей калькуляции:
1. Сырье и материалы;
2. Возвратные отходы (вычитаются из себестоимости);
3. Покупные изделия и полуфабрикаты;
4. Топливо и энергия на технологические нужды;
5. Зарплата производственных рабочих (осн. и доп.);
6. Отчисления на социальные нужды (ЕСН);
7. Расходы на подготовку и освоение производства;
Итого: неполная производственная себестоимость.
8. Общепроизводственные расходы;
Итого: цеховая себестоимость.
9. Общехозяйственные расходы;
10. Потери от брака;
11. Прочие производственные расходы;
Итого: полная производственная себестоимость;
12. Коммерческие расходы;
Итого: Полная себестоимость реализуемой продукции.
Классификация затрат по способу включения в себестоимость.
1. Прямые расходы связаны с производством определенных видов продукции, их можно отнести непосредственно на конкретные изделия по данным первичных документов, т.е. включаются в себестоимость в момент их совершения.
2. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально принятому базису (количеству часов работы основных производственных рабочих, стоимости и количеству сырья, занятой производственной площади, численности персонала и т.д.). Обоснованность выбранного базиса в значительной степени влияет на оценку рентабельности того или иного вида продукции и формирование ассортиментной политики предприятия.
Классификация затрат по технико-экономическому назначению.
1. Основные расходы технологически неизбежны, обусловлены процессом изготовления продукции. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию и т.д. Это затраты непосредственно на единицу продукции.
2. Накладные расходы непосредственно с процессом производства не связаны, но необходимы для управления предприятием. К накладным относятся: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Это затраты, которые не могут быть непосредственно связаны с единицей продукции.
Классификация затрат по отношению к объему производства:
1. Переменные или условно – переменные затраты, их размер измеряется пропорционально объему производства.
2. Постоянные или условно – постоянные затраты, не зависят от объема производства. Но эти затраты на единицу продукции при росте объема производства уменьшаются, а при его снижении уменьшаются.
Понятие выручки от реализации продукции. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг). Факторы роста выручки
Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:
· основному;
· инвестиционному;
· финансовому;
1. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
3. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятий.
Реализация продукции и поступление выручки на денежные счета предприятия завершает последнюю стадию кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.
(Д-ПЗ-П-ГИ-Д1)
В процессе финансово – хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Для определения выучки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем производимой продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Выручку от реализации можно найти по следующей формуле:
В=Р*Ц
где Р – объем сопоставимой реализованной продукции;
Ц – цена единицы реализованной продукции.
Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, т.е. объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям. Поэтому данный метод будет сложно реализовать, особенно на долговременный период.
2. Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Здесь формула выручки будет иметь следующий вид:
В=Он+Т-Ок
где Он- нереализуемые остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок- остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
· в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;
· в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые методы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально – технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершения кругооборота средств, то ее использование представляет собой как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечивается тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.