Тема 5. Организация процесса управления риском

1. Характеристика риск-менеджмента.

Менеджмент риска – одна из важнейших областей современного управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в условиях неопределенности, сложного выбора вариантов управленческих действий. Наличие риска неизбежно в рыночном хозяйствовании, причем чем выше уровень риска, тем больше при прочих равных условиях возможна прибыль. Сейчас мировой и локальные рынки становятся все более нестабильными, с непредсказуемыми изменениями. Бурно развивается рисковый бизнес. В этих условиях менеджер не может избегать рискованных решений.

Управление финансовыми рисками представляет собой совокупность приемов и методов, уменьшающих вероятность появления этих рисков или локализующих их последствия. Управление финансовыми рисками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера, требующим глубоких знаний экономики и финансов предприятий, математических и статистических методов, страхового дела и т.п. В крупных западных компаниях на управление рисками финансовый менеджер затрачивает до 45% рабочего времени.

С точки зрения своевременности принятия решения по предупреждению и минимизации потерь можно выделить три подхода к управлению рисками:

1) активный подход означает максимальное использование менеджером средств управления рисками для минимизации их последствий. При этом подходе все хозяйственные операции осуществляются после проведения мероприятий по предупреждению возможных финансовых потерь;

2) адаптивный подход основан на учете в процессе управления сложившихся условий хозяйствования, а само управление рисками осуществляется в ходе проведения хозяйственных операций. При этом невозможно предотвратить весь ущерб в случае наступления рискового события, а можно избежать лишь части потерь;

3) консервативный подход предполагает, что управляющие воздействия на финансовые риски начинаются после наступления рискового события, когда предприятием уже получен ущерб. В этом случае целью управления является локализация ущерба в рамках какой-либо одной финансовой операции или одного подразделения.

2. Правила риск-менеджмента.

В случаях, когда рассчитать риск невозможно, приня­тие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика представляет собой совокупность логиче­ских приемов и методических правил теоретического иссле­дования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Конечно, эвристика менее надежна и менее определен­на, чем математические расчеты. Однако она дает возмож­ность получить вполне определенное решение.

Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска. Основными правилами риск-менеджмента являются:

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

4. Положительное решение принимается лишь при от­сутствии сомнения.

5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансо­вый менеджер должен:

• определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

• сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;

• сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.

3. Этапы управления рисками.

Процесс управления рисками включает несколько этапов:

1. Определение цели риска и тех видов рисков, с которыми может столкнуться предприятие.

2. Проведение анализа и количественная оценка степени риска.

3. Выбор методов управления рисками.

4. Реализация мероприятий на практике и оценка результатов проведенных мероприятий.

Первым этапом организации риск-менеджмента являет­ся определение цели риска и цели рисковых вложений капи­тала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максималь­ной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенап­равленно, так как отсутствие цели делает решение, связан­ное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизиро­ванными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Следующим важным моментом в организации риск-ме­неджмента является получение информации об окружаю­щей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе ана­лиза такой информации и с учетом целей риска можно пра­вильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, иму­ществу, финансовым результатам хозяйственной деятель­ности.

Для предпринимателя важно знать действительную сто­имость риска, которому подвергается его деятельность.

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менедже­ром действительной стоимости риска позволяет ему объек­тивно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае не­возможности предотвращения убытков обеспечить их воз­мещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатыва­ются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени ри­ска.

На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологи­ческим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необ­ходимого для реализации намеченной цели рискового вло­жения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена, прежде всего, особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет никакой ответственности. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психоло­гических особенностей отдельных индивидов (их антаго­низма, эгоизма, политической, экономической или идео­логической платформы и т.п.) является более субъектив­ным, чем решение, принимаемое одним специалистом.

Для управления риском могут создаваться специализи­рованные группы людей, например сектор страховых опе­раций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т.е. венчурных и портфельных инве­стиций) и др.

Данные группы людей могут подготовить предвари­тельное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т.е. две трети, три четверти, едино­гласно) большинством голосов.

Однако окончательное решение о выборе варианта принятия риска и рискового вложения капитала должен принять один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение.

Ответственность указывает на заинтересованность при­нимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.

При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового ме­неджера в процессе его работы и служит основой автомати­ческих навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых си­туациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых ре­шений.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обла­дает многовариантностью.

4.Методы управления риском.

Главной задачей при выборе метода управления риском на третьем этапе является уменьшение степени вероятного риска до минимального уровня. Методы управления рисками:

- избежание возможных рисков;

- лимитирование концентрации риска;

- передача риска;

- хеджирование;

- диверсификация;

- страхование и самострахование;

- повышение уровня информационного обеспечения.

Под избежанием возможных рисков понимается отказ от любого мероприятия, связанного с риском или разработка мероприятий, которые полностью их исключают. Однако при этом предприятие лишается возможности получения дополнительной прибыли, что отрицательно сказывается на его экономическом развитии и эффективности использования собственного капитала. Однако некоторых рисков вообще невозможно избежать, поэтому возникает необходимость использование других методов снижения риска.

Лимитирование концентрации финансовых рисков производится путем установления определенных нормативов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Система финансовых нормативов может включать в себя такие показатели, как предельный размер кредита для одного клиента, максимальный удельный вес заемных средств, максимальный размер вклада, размещаемого в одном банке, максимально допустимый размер расходования какого-либо вида ресурсов, максимальный период обращения дебиторской задолженности.

Передача риска. Его суть заключается в том, что предприятие путем заключения договора передает риск другому предприятию. Принимающее предприятие за определенную плату берет на себя обязательства по эффективной минимизации переданного риска, имея для этого соответствующие возможности и полномочия. Этот договор является выгодным для обеих сторон, так как принимающая сторона может иметь больше возможностей для уменьшения риска, лучшие позиции для контроля за хозяйственной ситуацией и размер потерь для нее может оказаться менее значительным. Передача риска осуществляется путем заключения различных контрактов:

1) строительные контракты, когда все риски, связанные со строительством берет на себя строительная фирма;

2) аренда, когда при заключении договора значительная часть рисков передается арендатору;

3) контракты на хранение и перевозку грузов, когда транспортная компания берет на себя риски, связанные с гибелью или порчей продукции во время ее транспортировки;

4) договоры факторинга – когда происходит финансирование под уступку денежного требования, т.е. передается кредитный риск предприятия.

Хеджирование (буквально – ограждение от потерь) представляет собой механизм уменьшения риска финансовых потерь, основанный на использовании производных ценных бумаг – форвардные и фьючерсные контракты, опционы и др. В этом случае минимизируются инфляционные, валютные и процентные риски. Рынки фьючерсов и опционов обеспечивают защиту предприятия от изменений, которые происходят между текущим моментом и моментом, когда сделка должна завершиться. Но эта защита требует определенных затрат.

Диверсификация как метод снижения финансовых рисков заключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности обычно при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфеля предприятия. Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля из различных видов валют. Депозитный риск уменьшается за счет размещения денежных средств в нескольких различных банках. При этом доходность портфеля не должна снижаться. Инвестиционные риск минимизируется с помощью формирования портфеля ценными бумагами различных эмитентов, а также реального инвестирования ресурсов в инвестиционные проекты с различной отраслевой и территориальной направленностью. Таким образом, с помощью диверсификации происходит усреднение отдельных видов финансовых рисков.

Страхование – это один из методов передачи и риска. Сущность страхования состоит в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска. Однако, во-первых, цена страхования должна соотноситься с размером возможного убытка. Во-вторых, не все виды рисков принимаются к страхованию, а только те, потери которых он может оценить. Кроме того, есть риски, не страхуемые в принципе. Лучшим видом страхования является комплексная защита. Если это невозможно, то целесообразно выделить из всей группы рисков те, которые влекут за собой наибольшие потери.

Разновидностью страхования является самострахование, когда в качестве страховщика выступает само предприятие. Суть самострахования заключается в создании на предприятии резервных фондов, предназначенных для покрытия непредвиденных убытков. Резервные фонды могут создаваться в денежной форме, в виде страховых запасов товаров материальных ценностей, целевых денежных фондов в системе бюджетов предприятия. При положительных сторонах этого метода страховые фонды отвлекают из оборота предприятия значительный объем материальных и финансовых ресурсов, в результате чего снижается эффективность использования собственного капитала, возникает необходимость в привлечении внешних источников финансирования, что ведет к возникновению других видов финансовых рисков.

Повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности. Как правило, решения принимаются в условиях неопределенности экономической среды и ограниченности информации. Сделать более точный прогноз и тем самым снизить риск можно, только обладая полной и достоверной информацией. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею – в сферу предпринимательства. В этих условиях важной задачей менеджера является правильное определение цены информации. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения информацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии.

5. Управление рисками в банковской сфере.

Особое значение в риск-менеджменте (особенно в России) имеет кредитная сфера. Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кре­дитованием связана значительная часть прибыли банка. В то же время невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике к цело­му ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и част­ных лиц. Поэтому управление кредитным риском является не­обходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.

Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности, риску лик­видности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).

Управление кредитным риском требует от банка постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным соста­вом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не до­пускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщи­ков, что чревато серьезными последствиями в случае непогаше­ния ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыль­ные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские кон­трольные органы в ходе периодических ревизий.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состояни­ем экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вы­званных ошибочными действиями самого банка) факторов. Воз­можности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смяг­чить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме (положении) о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воп­лощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и вы­работкой условий кредитных соглашений.

В процессе управления кредитным риском коммерческого бан­ка можно выделить несколько общих характерных этапов:

– разработка целей и задач кредитной политики банка;

– создание административной структуры управления кредит­ным риском и системы принятия административных решений;

– изучение финансового состояния заемщика;

– изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

– разработка и подписание кредитного соглашения;

– анализ рисков невозврата кредитов;

– кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

– мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Общую ответственность за кредитные операции несет совет ди­ректоров банка. Совет директоров делегирует функции по практи­ческому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменное положение (меморандум) о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют во всех документах такого рода.

Прежде всего, формулируется общая цель политики, напри­мер предоставление надежных и рентабельных кредитов. Сте­пень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и админист­ративных издержек банка.

Кроме этого, в меморандуме (положении) дается расшифров­ка, каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

– приемлемые для банка виды ссуд;

– ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться;

– предпочтительный круг заемщиков;

– нежелательные для банка заемщики по различным катего­риям;

– география работы банка по кредитованию;

– политика в области выдачи кредитов работникам банка;

– ограничение размеров ссуд по различным категориям заем­щиков;

– политика банка в области управления кредитным риском, ревизий и контроля.

Наши рекомендации