Методика анализа рентабельности
Рассмотрим один из методов экономического анализа – факторный анализ различных экономических показателей. В процессе факторного анализа идет построение многофакторной зависимости с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат.
Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.
При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований:
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.
3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.
В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.
1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели (формула 1.13):
, (1.13)
где P – прибыль от реализации продукции;
N – выручка от реализации;
SPS – производственная себестоимость реализованной продукции;
KP – коммерческие расходы;
YP – управленческие расходы.
2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов (формула 1.14):
, (1.14)
где Ra – рентабельность активов;
Rn= P/N – рентабельность продаж;
FO = N/A – фондоотдача активов;
A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.
4. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели (формула 1.15):
, (1.15)
Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели (формула 1.16, 1.17, 1.18):
, (1.16)
, (1.17)
. (1.18)
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации (формула 1.19, 1.20):
, (1.19)
, (1.20)
где N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;
CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;
СK – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.
А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов (формула 1.21,1.22):
, (1.21)
, (1.22)
где – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;
– доля оборотных активов в формировании активов;
– доля запасов в формировании оборотных активов;
– оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.
Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.
Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.