Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, сократился за январь-апрель 2009 года на 3,7% — до 1 трлн 369 млрд 192 млн рублей на 1 мая, в том числе в апреле снижение составило 2%.

В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 мая 2009 года большая часть – 64,42 процента — приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд рублей.

ОФЗ-ПД составляли 291,923 млрд рублей (21,32%), ГСО-ФПС — 132 млрд рублей (9,64%), ОФЗ-ФК — 17,828 млрд рублей (1,3%), ГСО-ППС – 45,415 млрд рублей (3,32%).

Динамика государственного внешнего и внутреннего государственного долга России на современном этапе

Объем государственного внутреннего долга оценивается МЭР по состоянию на конец апреля в 1,447 триллиона рублей, в том числе 1,369 триллиона рублей - объем долга, номинированного в государственных ценных бумагах. За апрель текущего года внутренний госдолг, номинированный в государственных ценных бумагах, снизился на 28,076 миллиарда рублей, или на 2%, а в целом за первые четыре месяца 2009 года - на 52,247 миллиарда рублей, или на 3,7%.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) сократился с 2005 по 2009 гг. на 48,8 млн. дол. США и по состоянию на 1.09.09 составил 38 070,1.

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба сократилась и составила 1 108,2 млн. дол. США

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба сократилась и составила 1 859,1 млн. дол. США

Задолженность бывшим странам СЭВ сократилась и составила 1 336,0 млн. дол. США

Коммерческая задолженность бывшего СССР сократилась и составила 1 214,4

млн. дол. США

Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась с 2005 по 2009 гг. на 1,9 млн. дол. США и по состоянию на 1.09.09 составила 3 929,9.

Задолженность по еврооблигационным займам сократилась на 5,3 млн. дол. США и составила 26 239,6 млн. дол. США

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) сократилась на 5,4 млн. дол. США и составила 1 778,5 млн. дол. США

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте увеличилось 2005 - 0,0; 2006 – 0,3; 2007 – 0,6; 2008 – 0,6; 2009 – 604,4.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд долларов[1], что является одним из самых низких показателей в Европе[2].

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 2,4 % от объема ВВП страны[3]. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. Таким образом, в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее, чем на $60 млрд. [4]

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).[5]

Внебюджетные фонды

Предшественниками внебюджетных фондов яв-ся общественные фонды потребления (для соц. защиты населения).

Современная система внебюджетных фондов стала формироваться в 90-х гг. 20 в. в связи с необходимостью большого решения соц. задач.

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования фин. ресурсов страны для финансирования соц-эконом потребностей общегосударственного, регионального и местного назначения.

К особенностям внебюджетного фонда относятся:

1. выступают стабильным и прогнозируемым источником ден. ср-в;

2. имеют четко закрепленные доходные источники;

3. выступают инструментом распределения нац. дохода между соц. группами населения для защиты их интересов.

Классификация внебюджетных фондов:

1. по правовому положению:

· государственные

· местные

2. в зависимости от целевой направленности:

· фонды соц. назначения

· фонды экономического назначения

3. по источникам формирования, назначению и масштабам:

· централизованные (фонды соц. назначения, поддержка малого предпринимательства)

· децентрализованные (для решения территориальных, местных, отраслевых и др. задач).

Правовая база функционирования: Современные внебюджетные фонды были созданы в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991

Назначение внебюджетных фондов:

1. усиление контроля использования ср-в, направляемых на соц. защиту;

2. передача управления фондами специально созданным органом;

3. создание механизма формирования и использования этих фондов.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

· социальная защита населения;

· повышение жизненного уровня населения;

· сохранение и улучшение здоровья населения;

· социальная ориентация безработного населения;

· оказание социальных услуг населению.

В настоящее время основным документом, регулирующим порядок создания и использования фондов яв-ся БК РФ гл. 17.

В соответствии с БК проекты бюджетов фондов составляются органами их управления, затем представляются правительством РВ в Федеральное собрание для рассмотрения и утверждения.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов в настоящее время является единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос).

47. Пенсионный фонд Российской Федерации: источники формирования и направления использования средств.

Пенсионный фонд РФ создан на основе постановления Верховного Совета РСФСР в 1990. В 1991 принято положение о пенсионном фонде.

Цель пенсионного фонда: Гос. управление финансами пенсионного обеспечения граждан. В соответствии с этим положением пенсионный фонд является самостоятельно финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции.

Денежные средства и имущество фонда является федеральной собственностью, но не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней.

Источниками формирования ср-в пенсионного фонда яв-ся:

1. Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогооблажения по нормативу 60%.

2. Неналоговые доходы, в т.ч.:

a. страховые взносы на обязательное пенсионное стрхование;

b. страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей орг-ий, использующих труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

c. недоимки, штрафы по взносам в пенсионныйфонд;

d. доходы от размещения ср-в пенсионного фонда;

e. штрафы, санкции и суммы, поступающие в возмещение ущерба;

3. Безвозмездные поступления:

a. межбюджетные трансферты из Федерального бюджета;

b. поступления от негосударственных пенсионных фондов;

c. прочие поступления.

Главным источником является ЕСН.

Направления использования ср-в Пенсионного фонда:

· выплаты трудовых пенсий и соц. пособий;

· на доставку пенсий;

· на финансовое и материально техническое обеспечение деятельности пенсионного фонда;

· иные цели, предусмотренные законодательством.

С 1996 в РФ введена система индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Создание единого банка данных застрахованных лиц.

Руководство пенсионным фондом РФ осуществляется правлением: оперативное управление исполнительной дирекции.

Ср-ва пенсионного фонда подлежат контролю счетной палаты РФ. Тарифы страховых взносов составляют 20 % при налоговой базе до 280 тыс. руб. для лиц производящих выплаты ФЛ.

Наши рекомендации