Требования к процессу возврата клиентом кредита и уплаты процентов за кредит

Кредит возвращается (погашается) и проценты за него платятся следующими способами:

· списанием средств со счета заемщика по его платежному поручению;

· списанием средств в порядке очередности, установленной в законодательстве, со счета заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора. В этом случае средства могут списываться без акцепта владельца счета, если такая возможность предусмотрена в договоре и заем­щик письменно уведомил банк, в котором открыты его счета, о своем согласии на такое списание средств в соответствии с заключенным договором/соглашением;

· списанием средств со счета заемщика — юридического лица, обслуживающегося в самом банке-кредиторе, на основании платежного требования последнего (в безакцептном порядке, если это предусмотрено в условиях договора);

· перечислением средств со счетов заемщиков — физических лиц на основании их письменных распоряжений; переводом ими денег через предприятия связи или другие кредитные организации; взносом наличных в кассу банка-кредитора; удержанием из сумм, причитающихся на оплату труда заемщикам, являющимся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

Кредиты в валютах погашаются в безналичном порядке.

В установленный в договоре/соглашении день (дата уплаты процентов и/или погашения основного долга) работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка, либо оформляет бухгалтерскими проводками факт уплаты процентов и/или погашения основного долга, либо (при неисполнении или ненадлежащем исполнении клиентом своих обязательств по договору) переносит возникший долг клиента на счета для учета просроченной задолженности.

Задолженность по кредитам, безнадежная и/или признанная нереальной для взыскания, в установленном порядке списывается с баланса банка за счет средств специально формируемого на такой случай резерва, а при недостатке таких средств относится на убытки отчетного года.

До принятия решения о целесообразности предоставления кредита банку-кредитору необходимо:

- тщательно изучить все представленные заемщиком документы, включая бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз денежных потоков заемщика на период погашения предоставляемого ему кредита (график поступлений и платежей заемщика); ТЭО кредитуемой сделки;

- проверить достоверность кредитуемой сделки, изучить кредитную историю заемщика, проанализировать вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам заемщика, в том числе просроченной, проверить полномочия должностных лиц заемщика, которые будут подписывать кредитный договор, проверить наличие и качество обеспечения (залога, гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную информацию.

На этапе рассмотрения вопроса о целесообразности выдачи кредита следует организовывать и проводить встречи-интервью с потенциальным заемщиком. Такие встречи следует проводить на регулярной основе и в дальнейшем в течение срока действия договора/соглашения.

Уполномоченному подразделению банка следует организовать ежедневный контроль за сроками погашения (возврата) заемщиками предоставленных им кредитов и уплатой процентов, в том числе за состоянием просроченной задолженности по кредитам, и принимать необходимые меры к ее погашению.

Кредитная политика

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику. Совет директоров банка, менеджеры и кредитные работники должны выработать философию, охватывающую все фазы кредитной деятельности. Эта философия - исходный элемент кредитной работы банка.

За разработку кредитной политики отвечает Совет директоров банка, но в действительности ее готовят кредитные менеджеры, которые затем представляют этот документ Совету директоров на одобрение.

Если кредитная политика как документ в банке отсутствует, решения о выдаче кредитов могут концентрироваться у небольшого числа высших руководителей банка или, наоборот, разделиться среди большого количества менеджеров. В первом случае процесс принятия решений о выдаче кредитов будет долгим, а во втором возникает угроза неквалифицированной и быстрой оценки качества кредитов, неправильного установления параметров кредитной заявки и формирования некачественного портфеля активов.

В настоящее время в отечественной практике документами о кредитной политике располагают практически все крупные и средние банки. Однако часто кредитная политика служит для того, чтобы оправдать требования надзорных органов и внешних проверяющих, а не для того, чтобы выразить понимание ситуации в области построения кредитных отношений конкретного банка и перспектив его развития. Такая политика на практике не работает, игнорируется менеджерами банка и исполнителями.

Чтобы быть эффективной, кредитная политика должна подвергаться периодическим ревизиям: по крайней мере раз в год. Совет директоров и сотрудники банка должны анализировать этот документ, письменно отчитываться о его соответствии реальной работе банка за данный период. Каждый кредитный работник банка должен быть ознакомлен с документом о кредитной политике банка и, в идеале, располагать его копией на отчетный период.

В литературе имеются различные определения кредитной политики.

ФКЭС: кредитная политика – совокупность мероприятий по управлению объемами кредитов и уровнем процентных ставок, регулированию рынка ссудного капитала. Кредитная политика - составная часть экономической политики государства, направленной на регулирование экономического роста страны, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса.

В зарубежной научной литературе кредитная политика трактуется как способ выполнения последовательно связанных действий при кредитовании, где принципы представляют собой основу определения соответствующей политики и способов ее осуществления.

Некоторые авторы считают, что кредитная политика — это стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке, а в части тактики — финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения и порядок организации кредитного процесса.

Таким образом, кредитную политику можно определить как систему мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых банком для реализации его стратегии и тактики, с определением приоритетов в процессе развития кредитных отношений, с одной стороны, и функционирования кредитного механизма — с другой.

Основным моментом при разработке банковской кредитной политики является правильная постановка целей и выбор соответствующих инструментов для ее реализации.

Целью кредитной политики является создание условий для высокодоходного размещения привлеченных средств при оптимизации рисков и развитии клиентского портфеля. Развитие клиентского портфеля подразумевает привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся на основе диверсификации кредитных продуктов банка.

Общую цель кредитной политики банка можно детализировать по направлениям:

1) определение приемлемого уровня риска в свете желаемой прибыльности;

2) максимизация долгосрочного дохода;

3) обеспечение адекватной ликвидности и диверсификации риска;

4) удовлетворение кредитных нужд общества;

5) обеспечение унифицированности политики и процедур банка;

6) обеспечение соответствия законам и регулятивным нормам.

Важнейшие общие принципы кредитной политики банка:

научная обоснованность,

оптимальность,

эффективность,

единство всех элементов кредитной политики.

Специфическими принципами кредитной политики коммерческого банка являются: доходность,

прибыльность,

безопасность,

надежность.

Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

а) приоритеты банка на кредитном рынке, т.е. предпочтительные для банка:

объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);

категории заемщиков (органы власти, государственные и иные предприятия и организации, частные лица);

характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);

виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;

схемы обслуживания кредитов;

формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

ожидаемый уровень рентабельности кредитов;

иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ОАО АКБ «х» (8,5 стр.)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации