Механизм распределения прибыли в условиях действующей системы налогообложения

Распределение прибыли на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. При этом руководствуются ел. принципами:

1. Первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

2. Распределение чистой прибыли на накопление и потребление должно 
производится с учетом перспектив развития предприятия.

Таким образом, распределение прибыли- это направление ее части в бюджет в соответствии с действующим законодательством, а оставшейся части на формирование фондов и резервов или на конкретные цели без формирования фондов и резервов. Действующее в РБ налоговое законодательство предусматривает нижеследующий механизм распределения прибыли предприятия за отчетный год.

Налогооблагаемая прибыльПрибыль за отчетный год Налог на недвижимость (1%) - Налог на доходы (от части прибыли, облагаемой налогом на доходы; н-р, доходы, полученные от казино).

Льготируемая прибыль- это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. К льготируемой прибыли может быть отнесена: прибыль, полученная от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий от аварии на Ч АЭС; прибыль предприятий, используемых труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочного состава ППП и т.д.

Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль. Его ставка -24%, но предприятие может уплатить налог и по льготируемой ставке 15%, если использует труд инвалидов и доля их составляет от 30 до 50% или прибыль его за год составляет до 5000 МЗП и среднегодовая численность работающих - до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 4%.

Читая прибыль = прибыль за отчетный год - Налог на недвижимость -Налог на доходы - Налог на прибыль - Транспортный сбор.

Типовым планом счетов бух.учета не предусмотрено формирование фондов и резервов за счет прибыли, но если их формирование предусмотрено учредительными документами, то формируется: фонд накопления с выделением фонда пополнения собственных оборотных средств; резервный фонд и т.д. Часть чистой прибыли может направляться в фонд выплаты дивидендов, на благотворительные цели и т.д. Однако, независимо от того формируются или не формируются на предприятии фонды и резервы, должна составляться смета использования нераспределенной прибыли по конкретным статьям затрат:

• На выплату дивидендов;

• На осуществление капитальных вложений;

• На создание резервного фонда;

• На пополнение уставного фонда и т.д.

10. Система показателей рентабельности, характеризующих эффективность финансовой деятельности предприятия.


Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.

Рентабельным является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль. Противоположным состоянием является убыточность, когда денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Показатели эффективности характеризуют способность понесенных расходов окупиться, что является основой дальнейшей деятельности предприятия. Данная группа показателей рентабельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр. Рентабельность реализации рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции. Для расчета приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может отражаться не только сумма прибыли но и сумма чистого прироста денежных средств.Показатели рентабельностиявляются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период.

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.

Рентабельность активов – основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели деятельности организаций для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов.

Основные показатели рентабельности:

1) коэффициент рентабельности всего капитала:

Крк = (чистая прибыль / итог баланса) х 100 %;

2) коэффициент рентабельности производства:

Крп = (выручка от продаж/ себестоимость всей продукции – 1) x 100 %;

3) коэффициент рентабельности продаж:

Крпр = (чистаяприбыль/ выручка) х 100 %;

4) коэффициент рентабельности оборотных активов:

Кроа = (чистая прибыль / оборотные активы) х x100 %;

5) коэффициент рентабельности внеоборотных активов:

Крва = (чистая прибыль / внеоборотные активы) х Х100 %.

Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Таким образом, оценивают сразу все ресурсы компании. Используя эти данные, вы сможете сравнить рентабельность вашей организации с показателями других фирм.

Если коэффициент рентабельности производства высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль, значит, у вас слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, мы советуем рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличьте их выпуск, и прибыль вашей компании станет больше.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.

11. Состав и классификация оборотных средств предприятия, источники их формирования.

Определяющим признаком для отнесения активов к оборотным является время превращения их в средство платежа, т.е. степень ликвидности и срок использования (обращения) — не более года. В состав оборотных активов предприятия входят оборотные средства и краткосрочные финансовые вложения. Оборотные средства представляют совокупность денежных средств, авансированных на покрытие текущих расходов организации, связанных с производством продукции. Краткосрочные финансовые вложения осуществляются в процессе финансовой деятельности организации. Все оборотные активы называют оборотным капиталом фирмы. Основную часть оборотного капитала составляют оборотные средства. В состав оборотных средств входят:

— денежные средства, предназначенные на приобретение материальных запасов, стоимость материальных запасов на складе;

— стоимостная оценка незавершенного производства;

— стоимостная оценка готовой продукции и продукции отгруженной.

Наши рекомендации